Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ГЛАВА 174 14 страница
4. Итак, обдумай это и держись (решенья); слушай (дальше): Совершенства ради без товарищей, одиноко нужно ходить в законе. 5. Одиноко идущий, зрящий (никем) не покидаем и (ничего) не покидает; Без огня, без пристанища пусть ради пищи он входит в деревню. 6. Пусть не заботится о завтрашнем дне предавшийся Бытию молчальник, Постник, ограничив питание, пусть раз в день принимает пишу. 7. Кружка, (отдых) на древесных корнях, отсутствиетоварищей, отрепья, Равное отношение ко всем существам — вот признаки нищенствующего (санньясина). 8. В ком тонут слова, как дваждыпьющий* (слон), ввалившийся в колодец, И не возвращаются к говорившему, тот отрешённо жить способен. 9. Он не должен смотреть на постыдное, никогда не должен (постыдного) слушать. Не должен сам говорить ничего подобного, особенно о брамине. 10. Он должен всегда говорить лишь то, что на пользу брамину. 10а. Порицаемый, он должен безмолвствовать ради собственного блага. 11. Тот, которым как бы наполнено всё пространство, бывает всегда одиноким; Для кого всё наполненное существами — пусто, того боги признают брамином. 12. Того, кто одевается во что придётся, ест что придётся, Спит где придётся, боги признают брамином, 13. Того, кто толпы, как змеи, страшится, благополучия —как преисподней, Женщин — как трупа, того боги признают брамином. 14. Кто почтённый не радуется, не гневается непочтённый, Кто всем существом оказывает покровительство, того боги признают брамином. 15. Не радуется он смерти, не радуется и жизни И, как слуга приказания, своего времени ожидает. 16. Да будет незапятнанной его мысль, незапятнанным слово; Ото всех грехов он свободен, нет у него врагов, чего же ему страшиться? 17. Небоящегося существа все существа не боятся; У освободившегося от заблуждения не бывает никакого страха. 18. Как на слоновой дороге исчезают другие тропы (Всех) ходящих тропами, когда клыкастый прокладывает (себе) дорогу, 19. Так в невреждении (ахимсе) все добродетели исчезают. Кто не следует вреждению, навсегда пребывает бессмертным. 20. Невредящий, уравновешенный, правдивый, упорный, сдерживающий чувства, Покровительствующий всем существам непревосходимого пути достигает. 21. Так насыщенный познанием, свободный от надежд, бесстрашный Преодолевает смерть: состояние смерти над ним не властно. 22. Молчальника, свободного ото всех склонностей, устойчивого, как (само) пространство, Свободного от самости, одинокого странника, умиротворённого, боги признают брамином. 23. Того, цель жизни которого — долг (дхарма), цель долга—Хари, Цель дня и ночи — благо, боги признают брамином. 24. Кто без желаний, без начинаний, кто не творит поклоненья, хвалы (не воссылает), Кто ото всех уз свободен, того боги признают брамином. 25. Все существа рады счастью, дрожат перед страданьем; Но знающий, тот, кому надоело пугать (других), богатый благочестием, пусть дел не совершает. 26. Ведь дар покровительства всем существам, как дакшина, здесь все дары превосходит; Кто сперва вырывает острое (жало) телесности, тому существа безопасны, он бесконечности достигает. 27. В (свой) открытый рот он уже не приносит (жертву) хавис: он становится пупком мира, (всего) преходящего основой. И когда его голову и члены, с несовершенным и совершенным, охватывает Вайшванара*, то и весь этот мир (с ним вместе). 28. В том, что величиной с пядь*, что проникло в сердце, Атману он приносит в жертву праны, Его жертва огню* (агнихотра) утверждается в Атмане, а потому во всех богах и вселенных. 29. Тех, которые знают Запредельного Атмана* и прекраснопёрого, дивного, причастного трёх основам (дхату*), Величают боги и смертные во всех мирах и добродетельными называют. 30. Кто высшую цель, Веды, их разъяснения, предписания, изречения Весь (мир) познаёт в своём теле*, тому постоянно завидуют боги' 31. Кто еще при жизни знает в поднебесье крылатую птицу, не привязанную ни к земле, Ни к небу, неизмеримую, золотую, яйцерожденную, (заключенную) внутри яйца (мира), 32. (Кто знает), что возвращающееся, катящееся, нестареющее, хорошо разделенное, шестичастное*, о двенадцати спицах Колесо Времени, скрытое в полости (сердца), Пребывающее (с раскрытой) пастью*, куда этот мир стремится, 33. (И постигает) его, как умиротворенное тело всего преходящего, тот все миры превосходит. Он здесь* насыщает богов, а те, насытясь, его рот насыщают. 34. Блистательный, постоянный, древний, он в бесконечные миры уходит. Существа его никогда не боятся, оттого он никогда существ не боится. 35. Непорицаемый, и он никого не порицает*; такой певец Запредельного Атмана созерцает; Отрешенный от заблуждения, уничтоживший грехи, он не нуждается в пище ни здесь, ни в ином мире*. 36. Равный к кому земли, к золоту, без ярости, без заблужденья, отбросив борьбу, стяжание, отбросив оболочки, Не внимая хвале, порицанью, держась в стороне от приязни—неприязни, нищенствующий (санньясин) пусть так существует. ТАК В СВЯТОЙ «МАХАБХАРАТЕ», В КНИГЕ «УМИРОТВОРЕНИЕ», В КНИГЕ «ОСНОВА ОСВОБОЖДЕНИЯ» ГЛАСИТ 245 ГЛАВА —ВОПРОСЫ ШУКИ ГЛАВА 246 (8951—8973) Вьяса сказал: 1. Познающий поле стоит над изменениями Пракрити, Они его не постигают, он же их знает. 2. Ведь индриями он выполняет подлежащее выполненью; шестой здесь манас*, Подобный возничему* на хорошо объезженных лошадях, прекрасных, крепких. 3. Выше чувств — (их) предметы, выше предметов — манас, Выше манаса — буддхи, выше буддхи — великий Атман*. 4. Выше, чем Махан, — Непроявленное (авьяктам); выше Непроявленного — Бессмертье*. Выше Бессмертия нет ничего; это конечный столп, запредельная обитель. 5. Так не являет себя во всех существах скрытый Атман, Прозревает его тончайшая мудрость, прозревающий тонкое (его) как тончайшее видит. 6. Для достижения мудрости, сливая во внутреннем Атмане предметы индрий С индриями, шестой из них, манас, не предаваясь многим заботам, 7. Глубоким размышлением тишины достигнув, знанием устранив манас, Умиротворенный, без бога*, обители бессмертия достигает. 8. Но с неустойчивой памятью*, с «я» воле всех чувств подвластным, (Простой) смертный вкушает смерть, сам себя предавая. 9. Разрушив все мечтанья, сознание нужно успокоить в саттве, Погруженный сознанием в саттву становится (подобен горе) Каланджаре. 10. Успокоив сознание, отшельник (яти) покидает хорошее и плохое. Умиротворив себя, в себе пребывая, он вкушает высочайшее счастье. 11. Признак умиротворенного: он сладко спящему подобен; Пламенея, он не колеблется, как в безветрие светильник. 12. Так он приобщит себя к Атману рано или поздно; В себе самом Атмана созерцает очистивший себя постник. 13. Как тайну всех Вед, без россказней, на ум пришедших, Он принимает откровение Атмана; таково доказательство, сын (мой)! 14. Из всех писаний Закона, из писаний об истине, из этих сокровищ, Из десяти тысяч (стихов) Ригведы пахтаньем получается эта амрита. 15. Как из сметаны масло, как из дерева огонь возникает, Так ради сынов пахталось знание мудрых. 16. Это учение предназначено, сын, для знатоков, (закончивших послух), А не для неуспокоенных, несмиренных, подвига не творящих, 17. Не для нежелающих следовать (учителю), незнающих Веды, Не для невнемлющих указаньям, ропщущих, лукавых, 18. Не для мыслителей*, неискушенных в Писанье, не для криводушных, Но для подвижников, прославленных доброй славой, умиротворённых. 19. Последователю, ученику, сыну (передаётся) По любви этот сокровенный закон, никому иному. 20. И если человек предложит в дар свою землю, (даже) полную сокровищ, Поистине- знающий должен думать: «То всё же лучше!» 21. Касающуюся внутреннего «я», сверхчеловеческую, сокровеннейшую тайну. Которую прозревали великие риши и воспевала Веданта, 22. Теперь её возвещу тебе, ведь о ней меня вопрошаешь. 23. Если еще другое тревожит твой ум, в чем есть у тебя сомненье, То и об этом слушай; что еще сказать тебе, сын (мой)? ТАК В СВЯТОЙ «МАХАБХАРАТЕ», В КНИГЕ «УМИРОТВОРЕНИЕ», В КНИГЕ «ОСНОВА ОСВОБОЖДЕНИЯ» ГЛАСИТ 246 ГЛАВА —ВОПРОСЫ ШУКИ. ГЛАВА 247 (8974—8998) Шука сказал: 1. Подробно о внутреннем «я» скажи мне снова, О том, что такое внутреннее «я», владыка, превосходный риши! Вьяса сказал: 2. Сынок, то, что называется внутренним «я» (адхьятманом) человека, Это тебе возвещу; что возвещать буду, слушай! 3. Земля, вода и огонь, ветер, пространство (акаша) —Великие сути существ — это волны на море. 4. Как черепаха выпускает и снова вбирает члены, Так и великие сути здесь в юнейшие переходят. 5. Из них всё это, (всё), что подвижно и неподвижно, Их исхождение и растворение (движению) той (черепахи) уподобляют. 6. Пятью великими сутями во всех существах создатель Произвёл разнообразие в том, на что взирал он, сын (мой).. Шука сказал: 7. Как можно исследовать то, что в телах он сделал? Как можно исследовать чувства, свойства? Вьяса сказал: 8. Основы (того), что здесь это (всё), изъясню тебе по порядку; Доскональное- (изложение) сосредоточенно слушай! 8. Звук, ухо, полость (тела) — свойства пространства (акаши); Жизненные токи, движения (тела), касанья — это три свойства ветра; 10. Трояко распределяется огонь: как образ, глаз и переваривание (пищи); Вкус, вкусное и маслянистость — это три свойства влаги; 11. Три свойства земли — это запах, обоняние, тело; Итак, вследствие сочетания индрий (человек) называется пятисоставным. 12. От ветра — касание, вкус — от воды, от огня — образ, так говорится. В пространстве возникает звук; земным считается запах. 13. Манас, Разум (буддхи) и самосущая (природа), рождены от своего (особого) лона, Они не разворачивают свойств (гун), превыше свойств направляясь. 14. Как черепаха, выпустив, (вновь) втягивает члены, Так и Разум (буддхи), всё множество чувств выпустив, (их вновь) вбирает. 15. (В том), что вверх от подошв стоп и вниз от черепа видно, В этой области как высшая (сила) распоряжается буддхи. 16. Разум (буддхи) производит свойства, разум также индрий производит, Среди (них) всех шестой — манас; не будь буддхи, откуда быть свойствам? * 17. В человеке пять чувств, а шестым считается манас, Седьмой называют буддхи, а восьмым — познающего поле. 18. Глаз только для зрения; манас поднимает сомненье, Его разрешает буддхи, а свидетелем называется познающий поле. 39. Раджас, тамас и саттва — эти три из своего (особого) лона; Одинаковыми во всех существах можно рассматривать эти свойства (гуны). 20. То, что здесь кто-либо рассматривает в себе, как сопряженное с приязнью, С умиротворением и чистотою, это пусть он принимает за саттву (ясность). 21. А что сопряжено с горячностью и движеньем В манасе и теле, нужно рассматривать как раджас. 22. Что сопряжено с заблужденьем, что неясно в предметах, Нечётко, нераспознаваемо, то нужно рассматривать как тамас. 23. Радость, приязнь, блаженство, самостоятельность, сознательность, владычность, Обоснованные или необоснованные — (всё это) существует как ясность (саттва). 24. Самомнение, гневная речь, жадность, ослепление, нетерпеливость - Признаки страстности (раджаса), возникшие по причине иль беспричинно. 25. А заблуждение, нерадивость, неразумие, вялость, сонливость Распознаются как свойства тьмы (тамаса), где бы они ни развились, ТАК В СВЯТОЙ «МАХАБХАРАТЕ», В КНИГЕ «УМИРОТВОРЕНИЕ», В КНИГЕ. «ОСНОВА ОСВОБОЖДЕНИЯ» ГЛАСИТ 247 ГЛАВА *-ВОПРОСЫ.ШУКИ ГЛАВА 248 (8999—9020) Вьяса сказал: 1. Манас производит существование (внешнего мира), буддхи его утверждает; Сердце познаёт приятное и неприятное; (итак), побуждение к деятельности трояко*. 2..Выше чувств — их предметы, выше предметов — манас, Выше манаса — буддхи; превосходящим буддхи считается Великий (Махан)*. 3. Будlхи есть «я» человека, «я» в себе самом* есть буддхи, Она превращается в ум (манас), когда производит существование. 4. В силу обособленности состояний буддхи превращается затем, в чувства: Слыша, становится ухом; касаясь, становится (органом) осязанья; 5. Смотрит и становится глазом; пробует и становится (органом) вкуса; Нюхает и становится (органом) обонянья; так распределяется буддхи. 6. (Эти органы) называются чувствами (индриями); незримый (Атман) властвует над ними. Пребывая в человеке, движется в трёх состояниях буддхи. 7. Иногда приятное, иногда неприятное получает, Иногда же здесь не сочетается ни с приятным, ни с неприятным. 8. Те состояния определяют* разум (буддхи), он переливается в этих трёх состояньях, Как океан, супруг многострунных рек, переливается в волнах*. 9. Когда разум чего-либо желает, он превращается в ум (манас); Но присутствующие в буддхи (индрии) нужно рассматривать особо, 10. Ибо деятельные индрии* нужно всячески покорить без остатка: Все, последовательно, так, чтоб они нераздельными стали; 11. Нераспределенная буддхи, став сутями, вращается в манасе в трёх состояньях*, И какие бы ни были её состоянья, все они сводятся к тем трём состояньям (гунам). 12. Они* входят во внешние предметы, как в обод колеса — спицы, Посредством управляемых разумом индрии*; для их освещенья служит манас. 13. Когда (индрии)* соединены (с предметами), они действуют, (когда) разъединены — они безучастными (пребывают). Весь этот (мир) — самосущая природа (свабхава); не заблуждается тот, кто это знает. 14. Такой не радуется, не печалится, навсегда отвергнув самость, Но индрии, по прихоти пасущиеся, Атмана не могут видеть, 15. Безгрешно ль они поступают, грешат ли, они по существу несовершенны; Но если манас натянет разом вожжи всех индрии, 16. То (в человеке) засияет Атман, как образ, светильником озарённый; Как для всех существ после изгнанья мрака 17. Освещается вся (округа), так надо принимать и то (озаренье). Как, плавая по воде, не намокает водяная птица, 18. Так себя освободивший йогин пороками свойств не грязнится; Именно так непорочный, совершенный в познанье движется среди предметов: 19. Ни к чему не привязываясь, он никак не грязнится, Покинув ранее выполняемую обрядность, он в себе самом (обрёл) радость*. 20. Став Атманом всех существ; он не привязан к множеству качеств; Атман распространяет ясность (саттву) и никакие (другие) качества. 21. Гуны не знают Атмана, он же, вездесущий, знает гуны; Он обозревает свойства (гуны), и воинстину он их создатель*. 22. Познай это тончайшее различие между саттвой* и познающим поле: Один (Пуруша) производит гуны, другая же (саттва) их не производит*. 23. Пракрити и тот (Пуруша) всегда сочетаны, но по существу различны; Так рыба отличается от воды, хотя они сочетаны обе. 24. Так (отличаются) мошка и (лист) смоковицы, хотя они сочетаны оба; Или так различны тростник и (его) сердцевина, хотя и сочетаны оба; 25. Так вот и эти оба пребывают совместно друг с другом. ТАК В СВЯТОЙ «МАХАБХАРАТЕ», В КНИГЕ «УМИРОТВОРЕНИЕ», В КНИГЕ «ОСНОВА ОСВОБОЖДЕНИЯ» ГЛАСИТ 248 ГЛАВА —ВОПРОСЫ ШУКИ ГЛАВА 249 (9021—9037) Вьяса сказал: 1. Саттва производит* гуны, (только) присутствует познающий поле, Превосходящий все свойства (гуны), пребывающий в стороне, неизреченный Владыка. 2. Всё сопряжено с самосущей природой, она производит те свойства; Как паук выпускает нить*, так она выпускает гуны. 3. Отринутые (познанием), они не уничтожаются, но и развиваться не продолжают —Так некоторые предполагают; «они уничтожаются», (утверждают) другие. 4. Мыслится так: оба эти предположения допустимы; По этому предположению укрывается в Атмане Махан. .5. Атман бесконечен и безначален; это постигнув, странствуют мужи Без гнева, без радости, навеки отвергнув самость. 6. Так тревожащие крепкие узы сердца* (отделив) от буддхи, От преходящего отрешась, беспечально, счастливо пребывает рассекший сомненья. 7. Как неосторожных людей, потерявших берег, уносит Глубокий поток, так незнающих этот мир (уносит). 8. Но знающий так не мается: постигший основу (мира) идёт по ровной (дороге). Итак, только познанием себя Атмана достигают. 9. Человек, всё познав, приход и уход существ постигнув, {Только) созерцая множественность, достигает величайшего покоя. 10. Такова цель существования, особенно брамина; достиженье Самосознания, умиротворения — это Путь высочайший. 11. Постигший (сказанное) становится чистым; нет иного признака пробужденья. Разумные освобождаются познанием, совершив подлежащее свершенью. 12. Для познавшего нет великого страха, великий страх перед потусторонним у непознавшего бывает; Ни для кого нет более высокой дороги, ибо познавшие — вечны. 13. Ропщет на больной мир (незнающий) человек, скорбит, куда ни взглянет, А знающий выполнимое и невыполнимое не скорбит, на (всё) невозмутимо взирая. 14. Он не обдумывает заранее, что делать; что сделал раньше, то покидает; И, действуя, он не зарождает ни хорошего, ни плохого. ТАК В СВЯТОЙ «МАХАБХАРАТЕ», В КНИГЕ «УМИРОТВОРЕНИЕ», В КНИГЕ «ОСНОВА ОСВОБОЖДЕНИЯ» ГЛАСИТ 249 ГЛАВА —ВОПРОСЫ ШУКИ ГЛАВА 250 (9038—9063) Шука сказал: 1. Долг (дхарму), выше которого нет иного долга, Отличнейший из всех законов, да сообщит мне владыка. Вьяса сказал: 2. Возвещу тебе долг, который выполняли древние риши, Отличнейший из всех законов (дхарм), о нём теперь сосредоточено слушай! 3. Нерадивые, всюду разбрасывающиеся чувства нужно держать в повиновены Силой буддхи, как отец собственных детей (в повиновении держит). 4. Сосредоточить индрии, манас — вот высший подвиг, Этот лучший из всех законов, этот закон называется высшим. 5. Силой (духа) их всех укротив, шестой из них, манас, Пусть сядет, как бы насыщенный Атманом, о заботах не помышляя. 6. С их пастбищ вернув индрии, задержав их в (их) жилище, Ты своим Атманом высшего, вечного Атмана узришь, 6. Все-Атмана, великого Атмана, как бездымное пламя, Премудрые махатмы, брамины его созерцают. 8. Как многоветвистое, огромное дерево, изобилующее цветами, плодами, О себе (ничего) не знает, где его цветы, где плоды, где листья. 9: Так и (человек) сам не знает, откуда (его) «я», куда уходит, Ибо внутри меня есть иное «Я» — (Атман), которое всё обозревает. 10. «Я», возжегши светильник знания, Атмана видит; Увидев Атмана в себе, стань бессамостным*, всё познавшим. 11. Достигает высшего разуменья безгрешный, отогнавший болезни, Освобождённый от всех зол, подобно змее, освободившейся от кожи. 12. Река, увлекающая мир, страшней всех (других) потоков; (В ней) крокодилы — пять чувств; (её) берега —мечтанья сердца; 13. Заросли (по берегам) — заблуждение, жадность; вожделение, гнев — гадюки; (Её) всплески — неправедность; гнев — пена; (через неё) переправа — правда. Через мощную реку, 14. Исток которой — непроявленная (природа), стремительную, трудно переходимую для несовершенных духом, Кишащую хищниками страсти, ты должен мудростью переправиться через эту реку, сын мой.. 15. Впадает она в океан самсары; её лоно — Подземное Царство (Патала). Водовороты в ней создаёт язык, возникает она, сынок, с рожденьем человека, и перейти её трудно. 16. Её переходят суровые мудрецы, чьё познанье совершенно; Её перейдя, полностью освобождается себя очистивший, стойкий. 17. Достигнув высшего разумения, ты приобщишься к ставшим Брахмо, Полностью извлечешь себя из самсары, (станешь) непоколебимым, умиротворённым, 18. Как бы на горе пребывая, ты земные существа умиротворяешь*, Не гневаясь, не радуясь, ты пребудешь ко всем невраждебным; 19. (Только) тогда возникновение и уход всех существ постигнешь; Мудрые считают такое (состояние) для всех существ наилучшим. 20. Законом, наилучшим из всех законов, зрящие основу, муни считают Познание всепроникающего Атмана, таково указанье, сын (мой). 21. Это познание Атмана, сокровеннейшее из сокровенных, Можно возвещать только подвижникам, желающим следовать благу. 22. Я возвестил это непосредственное познание Атмана (тебе), сыночек. Брахмо не мужского и не женского рода, оно и не бесполо, 23. Оно не радуется и не скорбит, его бытие непреложно; Кто его познал, мужчина или женщина, не возрождается снова. 24. Для достижения небытия* этот закон предписан. Как это всё понимается, как это есть по сути, 25. Существующее и несуществующее я (тебе) поведал, сын (мой). 26. Если любящий сын, исполненный добрых качеств и самообладания, подобно тебе, добродетельный сын (мой), (Отца) будет спрашивать, пусть тот любовно, ради блага скажет сыну то, что (тебе) здесь сказано было. ТАК В СВЯТОЙ «МАХАБХАРАТЕ», В КНИГЕ «УМИРОТВОРЕНИЕ», В КНИГЕ «ОСНОВА ОСВОБОЖДЕНИЯ» ГЛАСИТ 250 ГЛАВА — ВОПРОСЫ ШУКИ ГЛАВА 251 (9064—9087) Вьяса сказал: 1. Нельзя искать наслажденья в запахах, вкусах, нельзя брать драгоценностей от того или другого, Нельзя искать почестей, похвал, славы. Таково поведение прозревшего брамина. 2. Превзошедший все Веды, усердный послушник, Знающий Риг, Яджур, Сама (Веды), еще не есть (истинный) дваждырожденный. 3. Кто родствен всем существам, всеведущ, знает все Веды, Бесстрастен, (кто) не умирает вовсе, тот становится дваждырожденным*. 4. Кто совершает разные жертвоприношения и получает дары за жертвенные обряды, Никак не достигает этим браминства, ибо в себе не утвердился*; 5. Но если такой не боится и сам не внушает страха, Если он не вожделеет, не ненавидит, тогда только вступает он в Брахмо. 6. Когда ни против одного существа он не замышляет злого Делом, мыслью, словом, тогда только вступает он в Брахмо. 7. Есть только узы желаний, других уз не бывает; Свободный от уз желаний готов для бытия в Брахмо. 8. Освободясь от вожделений, как месяц от облаков и тумана, Бесстрастный, суровый, пребывая в суровости, ждет своего часа. 9. Как в полноводном океане, пребывающем неизменным, исчезают речные воды, Так вожделения в нём исчезают; такой достигает, мира, а не стремящийся к вожделенью. 10. Он вожделен для Камы, но сам не вожделеет Камы, Такой воплощенный от Камы восходит на небо. 11. Тайноучение (Упанишада) Вед есть Правда, тайноучение Правды — самообладанье, Тайноучение самообладания — даянье, тайноучение даяния — духовный подвиг (тапас). 12. Тайноучение подвижничества — отрешенность, тайноучение отрешенности — счастье, Тайноучение счастья — небо; умиротворение есть тайноучение неба. 13. Влагу печали сердца вместе с распаленностью жажды Правдой стремись утолить, признак (которой) —покой запредельный; 14. Свободный от горя, от самости, собственности, удовлетворенный, умиротворённый, Этими шестью признаками полностью обладая, целостным он (сюда) вернётся. 15. Силой этих качеств, преисполненные свойством ясности (саттвой), превзошедшие три (гуны) По исходе познают Атмана, а здесь пребывая, постигают гуны. 16. Нерукотворен, неустраним, праведен, неподделен Внутренний Атман; (его) достигший непреходящее счастье вкушает. 17. Добиваясь безмятежности сердца (манаса), Достигают покоя; его невозможно достичь иначе, препятствуя ему отовсюду, 18. (Атманом) может насытиться голодный, им может Насытиться и неимущий, Обессиливший от него получает силу; кто знает его —знает Веду. 19. Брамин, сокровенные свои врата замкнувший, разумный И пребывающий так, радуясь Атману, называется учёным. 20. Пребывающего погруженным в высшую суть (таттву), уничтожившего желанья, Со всех сторон окружает счастье, (возрастая), как прекрасный месяц. 21. У молчальника (муни), окончательно покидающего существа и гуны, Скорбь рассеивается счастьем, как тьма — солнцем. 22. Превзошедшего дела, превзошедшего уничтоженные свойства (гуны), Неувлекаемого делами брамина старость и смерть не превозмогают. 23. Если он полностью свободный, (ко всему) пребывает равным, То, ещё находясь в теле, он отвернется от чувств и от их предметов; 24. Постигнув высочайшую причину, превзойдя подлежащее выполненью, Ставший на верховный путь не подлежит возвращенью. ТАК В СВЯТОЙ «МАХАБХАРАТЕ», В КНИГЕ «УМИРОТВОРЕНИЕ», В КНИГЕ «ОСНОВА ОСВОБОЖДЕНИЯ» ГЛАСИТ 251 ГЛАВА —.ВОПРОСЫ ШУКИ ГЛАВА 252 (9088—9100) Вьяса сказал: 1. Ради знания и освобождения исследующий противоречие (мирских) целей и закона Должен сперва, как ученик, быть наставлен хорошим учителем в таком деле. 2. Пространство, ветер, огонь, вода, земля — пятерица, Существование — несуществование и время (находятся) во всех пяти сутях (бхутах). 3. Внутри (тела) есть пространство (акаша), из него —чувство слуха. Свойство (пространства) — звук, его знают знатоки писаний о теле. 4. Органы движения — от ветра, от него же прана, апана; Следует знать: осязание — (его) чувство, из него же — касанье. 5. Жар, переваривание, свет, огонь, и пятое — зренье, Следует знать — (это свойство огня); его качество —образ: светлый, тёмный, красный*. 6. Вода определяется так: влажность, текучесть, клейкость; Нужно знать: её природы кровь*, мозг и всё, что клейко. 8. Их Атман сутей (бхутатма), нестареющий, не Земляные (предметы обладают) сутью (дхату) крепости, таковы: кости, зубы, ногти, 8. Борода, волосы на голове и теле, сухожилья, жилы, кожа. Известно, что чувство обоняния земельно; (орган его) называется носом, 9. Предмет чувства обоняния, называемого земляным, есть запах. Чем выше (развиты) существа, тем и свойства (гуны) их выше. 10. Мудрые знают распространение* объединённых пяти сутей. Манас из них* девятый, а буддхи считается десятой. 9. Одиннадцатый* же — бесконечный Атман, он их всех превыше. Сущность разума (буддхи) — решительность, сущность ума (манаса) — распознаванье*.. 12. Следует знать: через согласие* с деятельностью познаётся джива, именуемый так по (своему) полю. Этим сутям присуще всепроникающее время; 13. Кто видит, что они его не загрязняют, тот (уже) не обращается ни к деятельности, ни к заблужденью. ТАК В СВЯТОЙ «МАХАБХАРАТЕ», В КНИГЕ «УМИРОТВОРЕНИЕ», В КНИГЕ «ОСНОВА ОСВОБОЖДЕНИЯ» ГЛАСИТ 252 ГЛАВА —ВОПРОСЫ ШУКИ ГЛАВА 253 (9101—9115) Вьяса сказал: 1. Воплощённого, ставшего утонченным, вполне освобождённого от тела, Знатоки Шастр, силой предписанных Шастрами дел, чётко различают* 2. Как остаются видимыми искры*, во все стороны разлетаясь разом, Так странствуют в мирах сверхчеловеческие существа, освободясь от тела. 3.Как виден в воде отражённый блеск солнца, Так (единое) Существо*, отражённое в существах, видит (йогин). , 4. Эти утонченные существа, освободясь от тела, Укротив чувства, познав суть, на то (Существо) взирают. 5.Мыслимую как «я» всех бодрствующих, спящих и даже бесплотных, Освобождённых от основы (природы), рожденную деятельностью страсть отбросив, 6.Постоянно (выполняющий) йогу йогинов, собственную саттву подчиняет (своей) воле Как ночью, так и днём, как днём, так и ночью. 7.Их Атман сутей (бхутатма), нестареющий, не (прекращающий) существованья, подвижный, Преисполнен семью тонкими свойствами всегда, постоянно и непрестанно. 8.Знающий своё тело и тела других, подчинённый манасу, буддхи Даже в сновидениях становится познающим счастье—несчастье: 9.То достигает он счастья, то впадает в несчастье; Он подвергается наказанью, поддаваясь жадности, гневу, 10. Достигнув больших богатств, он чувствует себя счастливым; Здесь (во сне) совершает он благие (дела) и видит, как в (действительной) жизни, 11.Иль чувствует жар; даже (чудится ему), что в зародыш он превратился И живёт десять.месяцев в утробе, не перевариваясь, как пища. 12. Частицу высшей силы, того атмана сутей (бхутатму), (Пребывающего) в их сердце, покорные страстности, мраку (люди) не могут видеть, 13.Но (видят) взыскующие того Атмана, преданные писаниям йоги, Неутомимые, бестелесные*, те, что подобны алмазу. 14.Когда отдельные существа (подготовились) к четвертой ступени жизни, В состоянии самоуглубления (самадхи) Чхандилья умиротворения ради изрёк это (учение) йоги: 15.Познав семь тонких (сутей) и шестичленного* Великого Владыку (Махэшвару) В основе (прадхане) видит непричастное ей, пребывающее запредельным Брахмо. ТАК В СВЯТОЙ «МАХАБХАРАТЕ», В КНИГЕ «УМИРОТВОРЕНИЕ», В КНИГЕ «ОСНОВА ОСВОБОЖДЕНИЯ» ГЛАСИТ 253 ГЛАВА —ВОПРОСЫ ШУКИ ГЛАВА 253 (9101—9115) Вьяса сказал: 1. Воплощённого, ставшего утонченным, вполне освобождённого от тела, Знатоки Шастр, силой предписанных Шастрами дел, чётко различают* 2. Как остаются видимыми искры*, во все стороны разлетаясь разом, Так странствуют в мирах сверхчеловеческие существа, освободясь от тела. 3. Как виден в воде отражённый блеск солнца, Так (единое) Существо*, отражённое в существах, видит (йогин). 4. Эти утонченные существа, освободясь от тела, Укротив чувства, познав суть, на то (Существо) взирают.
|