Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ГЛАВА 174 12 страница






28. В крита высшим (считается) тапас, в трета — высшим (считается) знанье, - В двапара — так говорят — жертвы, и только дары —

в кали-югу.

29. Двенадцать тысяч (человеческих юг) называются (божественной) югой, так вещие знают, А тысяча таких (юг) называется днём Брамы.

30. Столько же в ночи; начало этой вселенной (тогда полагает) Ишвара; В течение пралаи погрузившийся в размышленье,

заснувший, он пробуждается в конце (ночи).

31. Кто знает, что тысячу (божественных) юг (длится) день Брамы И ночь столько же юг, те день—ночь (сутки) Брамы знают.

32. Пробудясь в конце ночи, он являет вечное Брахмо, Творит Великую Суть (Махана) и манас, присущий проявленью.

ТАК В СВЯТОЙ «МАХАБХАРАТЕ», В КНИГЕ «УМИРОТВОРЕНИЕ», В КНИГЕ «ОСНОВА ОСВОБОЖДЕНИЯ» ГЛАСИТ 231 ГЛАВА —ВОПРОСЫ ШУКИ

ГЛАВА 232 (8510—8554)

Вьяса сказал:

1. Светозарное, чистое Брахмо есть то, из чего всё это происходит; Два (рода) существ подвижных и неподвижных,

(происходят) от одной сути*.

2. Пробудившись с начала дня, (Ишвара) производит преходящий мир силой незнанья (авидья):

Сначала Великую Суть (Махан), затем — манас, свойство которого — проявленье.

3. Продолжая проявление, семь манасокачественных произвело (Брахмо). Желающий, сомневающийся, далеко идущий, многодорожный

4. Манас осуществил творчество, желаньем творить побужденный. Им рождено пространство; звук считается свойством (пространства);

5. От преобразования пространства несущий все запахи, чистый, Могучий ветер родился; касание считается его свойством.

6. От преобразования ветра стал свет, производящий сиянье, Родился лучистый, ясный; его свойством считается образ.

7. От преобразования света вода возникла; вкус — ее свойство; От воды — земля и запах, она (земля) называется твореньем предыдущих.

8. Последующая (суть) свойства предыдущих получает. У каждой (сути) количество свойств насчитывается сообразно порядку (её места).

9. Так, воспринимаемый запах воды приписывается ей по незнанью: Он присущ (только) земле, происходящей от воды и ветра.

10. Эти семиричные в себе* (сути), из которых каждая обладает особой силой, Порознь не способны к произрожденью, не сочетаясь

в целокупность*.

11. Те великие сути*, сойдясь и взаимно обосновавшись, Получают обитель в теле и тогда называются (в целокупности) «Пуруша»*;

12. Он становится телом*, основанным на шестнадцатиобразном уделе, В которое проникают многодеятельные великие сути.

13. Принял все существа, совершая подвиг (тапас), Творец всех существ; его именуют Праджапати.

14. Он произвел подвижное и неподвижное, все твари, Создал Браму, богов, ришей, предков, потомков Ману,

15. Миры, океан, реки, стороны света, лесных владык (деревья), скалы, Людей, ракшасов, претов, (домашний) скот, зверей,

пресмыкающихся, пернатых,

16. Непреходящее—преходящее, подвижное—неподвижное —(эти) двоицы. И какую из этих деятельностей кто избрал до сотворенья*,

17. Такую тот и получит, возникая снова и снова; Вредоносность, невредоносность, мягкость, жестокость, законность и беззаконие, правду и кривду,

18. Что кому нравится, то и получает (каждый) при возникновенье. Разнообразие великих сутей, предметов чувств, видов*,

19. Их распределение между существами творец утверждает. Некоторые мудрецы в деятельности человека видят причинность,

В божественном определении — другие вещие, размышляющие о бытии — в самосущей природе (свабхаве).

Человеческая деятельность, божественное определение, плод, развивающийся в самосущей природе, —

21. Эти три, кажущиеся обособленными, (по существу) не различны, так (мыслят) иные. «Это так и не так, ни одна из двух и не оба вместе*», —

22. Так, пребывающие в истине, сидящие безучастно о предмете деятельности учат. Подвиг (тапас) есть благо существ; умиротворение

и самообуздание — его корни.

23. Им достигается всё желанное, чего ищет сердце (манас). Подвигом (творец) достигает (силы) для создания преходящего мира;

24. Он становится владыкой всех существ, этого достигнув. Подвигом риши день и ночь изучают Веды.

25. Безначальное, бесконечное Знание, как дивное Слово, произвел Самосущий Изначала в образе Вед, отсюда же все развернулось*.

26. Имена ришей и тварей, упомянутых в Ведах, Различные* образы существ развернулись.

27. Словом Вед изначально все определил Ишвара. Имена ришей и тварей, упомянутых в Ведах;

28. Те имена* Нерожденный в конце ночи передал благородным.В различении имен, в подвиге, в том, что именуется деятельностью и жертвой, (состоит) совершенствование мира.

29. Совершенство Атмана на десять ладов* провозглашают То, что сказано в Ведах, таинственно изрекают прозревающие Веду,

30. Это же как завершение постепенного прилежания созерцается в йоге. Обособленное существование воплощенного причастно

двойственности, рожденной кармой;

31. Человек, достигший совершенства Атмана, рожденный осуществлением знания, покидает это усилием (воли),

Нужно знать два Брахмо: Брахмо-Слово (Веды) и Запредельное (Брахмо).

32. Опытные в Брахмо - Слове достигают и Запредельного Брахмо. Убийство есть жертва кшатрия, возлияние — хавис —считается жертвой вайшья,

33. Услужение — жертва шудры, жертва дваждырожденных — подвиг; Не в трета-югу предписаны эти жертвы, не в крита-югу.

34. Жертвы идут на убыль в двапара- и кали-югу. Для смертных не обособлены узаконения относительно Риг, Сама, Яджур (Веды);

35. А жертвы и тапас для исполнения желания рассматриваются особо. В трета-югу так происходит, что многосильные, утвержденные весьма прочно

36. Уставы для всего, что подвижно и неподвижно, Сокращаются: Веды, жертвы, варны, ступени жизни.

37. Еще Короче они становятся в двапара-югу; Веды будут то появляться, то исчезать в кали-югу*.

38. Вместе с ними, теснимые беззаконием, исчезнут жертвы. Верность Закону (дхарме), хранившаяся (всеми) в крита-югу, (теперь лишь) браминами хранится,

39. Утвержденными в Атмане, подвиге и Писаниях. Из юги в югу (меняются) узаконения о долге и обетах;

40. Сообразно Преданию (Агамам) изменяются и слова Вед, утвержденные на своих устоях. Как все существа размножаются в дождливую пору,

41. Как (тогда всё) подвижное и неподвижное вырастает, так и беззаконие — из юги в югу. Как разные признаки в правильных сменах годового (круга),

42. Появляются то те, то иные, так и тогда, когда Брахмо уносит и производит*. Так определяется разнообразие безначального, бесконечного Калы.

43. Существа порождает и пожирает То, как это тебе было сказано раньше, Оно существа производит, и есть место их схожденья*.

их обителью То считают.

44. Согласно своей природе они развиваются, сочетаясь в многократных противоречиях*; Обо всём: времени, деятельности, Ведах, о деятеле, причине, о плодах причины —

45. Обо всем, о чем ты меня вопрошал, возвещено тебе, сын (мой).

ТАК В СВЯТОЙ «МАХАБХАРАТЕ», В КНИГЕ «УМИРОТВОРЕНИЕ:», В КНИГЕ «ОСНОВА ОСВОБОЖДЕНИЯ» ГЛАСИТ 232 ГЛАВА —ВОПРОСЫ ШУКИ

ГЛАВА 233 (8555—8574)

Вьяса сказал:

1. Я расскажу о поглощении, (происходящем) по завершении дня, в начале ночи. О том, как эту Вселенную в свой внутренний тончайший мир превращает Ишвара.

2. Солнце и семиязычное пламя полыхают на небе; И Вселенная наполняется жаром — мир пламенеет.

3. Подвижные и неподвижные существа, населяющие землю, Войдут в состояние землистости, предварительно распавшись.

4. И когда всё подвижное и неподвижное распадётся, Явится тогда земля без травы, без деревьев, как спина черепахи.

5. Когда же вода примет свойство земли — запах, Тогда, лишенная запаха, земля готова к растворенью.

6. Тогда возникнут бурлящие, всюду проникающие воды, Они пребывают в движенье, Вселенную эту наполнив.

7. Когда же свойство воды (вкус) свет в себя впитает? Тогда, лишась (своего) качества, вода успокаивается в свете.

8. Когда же языки пламени скроют солнце, стоящее посредине неба, Тогда небо, преисполнясь этим огнем, запылает.

8. А когда свойство света, образ, впитает ветер, Тогда подымется великий ветер, огонь же утихнет.

10. Когда ветер воспримет звук, из которого он возникнул, Тогда со всех десяти сторон света вверх, вниз, поперек он задует.

11. Когда же свойство ветра—касанье—проглотит пространство, Умиротворится тогда ветер, озвученное же пространство останется,

12. Безликое, лишенное запаха, вкуса, касанья, Весь мир наполняя гулом, звучное пребывает пространство.

18. Слово, свойство акаши, (поглощает) манас, проявляющийся в своей сути; Когда же проявленный манас* поглощается непроявленным, тогда (мир) вступает в Брахмо,

14. Поглощается Месяцем вступивший в свое свойство* манас, И* когда манас успокаивается, он в Месяце пребывает.

15. Через долгое время Месяц подчиняет своей воле желанье (манас), И тогда желанье (санкальпа) поглощается сознаньем

(читтой), она же — непревосходимым знаньем.

16. Сознание (виджнана) поглощается временем, время же —силой; таково преданье*; Но силу поглощает время, а само (оно) подчиняется знанью.

17. Затем рокот пространства (акаши) тот, Знающий, в себя принимает —Это и есть Запредельное, непревосходимое, вечное Брахмо,

18. Так все сути направляются в Брахмо.Поскольку все возвещено тебе полностью, то не остается сомнений

19. В учении, основанном на знанье; достигшие высшего Атмана йогины его постигли. Таково становление и распад в непроявленном Брахмо, (повторяющиеся) снова и снова

20. В начале тысячи юг; такова (смена) дня и ночи.

ТАК В СВЯТОЙ «МАХАБХАРАТЕ», В КНИГЕ «УМИРОТВОРЕНИЕ», В КНИГЕ «ОСНОВА ОСВОБОЖДЕНИЯ» ГЛАСИТ 233 ГЛАВА —ВОПРОСЫ ШУКИ

ГЛАВА 234 (8575—8612)

Вьяса сказал:

1. То, что предписано множеству существ, уже возвестил я, А что надлежит делать браминам, возвещу тебе, слушай!

2. Начиная с обрядов рожденья, дела, (приносящего) плату*, Ему надлежит совершить' до возвращения от наставника,

превзошедшего Веды.

3. Радующийся послушанию, учителю, изучив Веды, Да возвратится знаток жертв, учителю не оставшись должным.

4. Отпущенный учителем, устав одной из четырех ступеней жизни Согласно закону он должен соблюдать ради освобожденья от тела:

5. Производить потомство вместе с женами или, оставшись в лесу возле гуру, Продолжить послушничество, или принять обет яти*.

6. Ступень домохозяина называется корнем всех уставов; Где приятный запах вареного*, там самообузданный всегда преуспевает.

7. Освободясь от тройственного долга: порождения потомства, изучения Писаний, совершения жертвоприношений, Преданный должен перейти к выполнению иной ступени жизни:

8. Пусть живет (в одной из) чистейших обителей, ему на земле известных; Высшей похвалы (достойный), пусть подвизается (там)

примерно—

9. Да взращивает он славу певцов жертвоприношениями или дарами, Или величайшим умерщвлением плоти, или (достиженьем) всепроникающего знанья.

10. Поскольку он достигает хвалы, в этом мире создающий славу, Постольку и бесконечные миры праведников человек вкушает.

11. Пусть изучает (Писанье) и (ему) научает; да приносит иль поручает приносить жертвы; Неподобающих даров ни принимать, ни раздавать он не должен.

12. Да изберет он хозяином своего жертвоприношения* ученика или девушку, это в великий дар (ему вменится); (Плодами) полученного, пожертвованного, или подаренного, он ни в коем случае (не должен) пользоваться в одиночку.

13. Для домохозяина нет лучшей (очистительной) криницы, чем гостеприимство, И во имя богов, учителя (гуру), ришей, предков,

посильная защита*

14. Старцев, больных, голодных, гонимых тайными врагами, Сверх сил надо одарять имуществом, даже из запасов.

15. Нет ничего не подлежащего отдаче почтенным, достойным: Даже коня Уччайхшраваса могут потребовать благие.

16. Следуя (своему) желанию, великообетный Сатьясандха Своею жизнью спас жизнь брамина и так достиг неба.

16. И Рантидэва, сын Санкрити, махатме Васиштхе Предложив холодную и горячую воду, и на высотах неба достиг великого блаженства.

18. Также Индрадамана, сын Атри, почтенному (архату) различные богатства Отдав, отправился в бесконечные миры тот премудрый

земли владыка.

19. Шиби, сын Ушинары, по частям (своё) тело и своего любимого сына* Отдал ради брамина и так взошел на хребет неба.

20. И Пратардана, владыка Кеши, отдав свои глаза брамину, (Обрел) здесь и в ином (мире) несказанную славу;

21. Дивный зонт, восьмираспорный, золотой, очень удобный, Отдав, Дэвавриддха со (всем) своим царством вознесся на небо.

22. И Санкрити, потомок Атри, возвестив о бескачественном Брахмо Ученикам, в непревосходимые миры ушел, великолепный.

23. Сиятельный Амбариши, (отдав) браминам Одиннадцать сотен миллионов коров, вместе с царством вознесся на небо.

24. Савитри дивные серьги, а Джанамеджая нательные (украшенья) Сняли для брамина и высочайших миров достигли.

25. Вришадарбхи Юванашва достиг небесного мира, Отдав любимой жене все сокровища, (все) отрадные чертоги.

26. Ними, царь Видехи, — царство, сын Джамадагни —носительницу сокровищ (землю), Гая — холмистую страну с её городами отдали браминам.

27. И когда не посылал дождя всем существам дающий бытие Парджанья, Все существа оживил Васшитха, подобно Праджапати.

28. Сын Карандхамы, совершенный духом Марута, Выдав дочь за Ангираса, скоро отправился на небо.

29. Панчалийский раджа Брахмадатта, из мудрых мудрый, Достиг (блаженных) миров, отдав (свое) сокровище, раковину, главе браминов.

30. Раджа Митрасаха отдал махатме Васиштхе (Свою) возлюбленную Мадаянти и с ней вместе отправился на небо.

31. Раджариши Сахасраджит, многославный, ради брамина Желанную (жизнь) покинув, непревосходимых миров достигнул.

32. Дав Мудгале золотой чертог, богатый всем желанным, Великий царь Шатадьюмна взошел на небо.

33. Именитый Дьютиман, великолепный раджа Шалвы, Отдав царство Ричике, непревосходимых миров достигнул.

34. Отдав прекрасностанную (дочь) раджарише Хираньяхасте, Мадирашва отправился в миры, восхваляемые богами.

35. Владыка раджариши Ломапада, выдав дочь Шанту За Ришьяшрингу, (стал) богат и достиг всех желаний.

36. Дав сто тысяч коров с телятами, великолепный раджа Прасенаджит непревосходимых миров достигнул.

37. Подвигами, дарами эти и многие другие махатмы, Искушенные сердцем, победившие чувства, отправились на небо.

38. Доколе стоит земля; устойчива их слава; Дарами, жертвами, воспитанием потомства они достигли неба.

ТАК В СВЯТОЙ «МАХАБХАРАТЕ», В КНИГЕ «УМИРОТВОРЕНИЕ», В КНИГЕ «ОСНОВА ОСВОБОЖДЕНИЯ» ГЛАСИТ 234 ГЛАВА —ВОПРОСЫ ШУКИ

 

 

ГЛАВА 235 (8613—8644)

Вьяса сказал:

1. Следует рассмотреть тройственное знание, завещанное в Ведах, По частям, словам и слогам: Риг, Сама, также Яджур, Ахтарва (Веды)..

2. Пребывает в них Владыка в шести уставах*. Кто в словах Веды преуспевает, в (постижении) внутреннего Атмана преуспевает.

3. Прозревают (сущность) возникновения, исчезновения, причастные правде и великой доле. Наставнику подобает ходить в законе и совершать обряды;

4. Не утесняя существ, да усердствует в своем поведении дваждырожденный, Постигая распознаванье Писаний, переданное учёным благими.

5. Соблюдая свой долг в мирских делах и при жертвоприношениях, Хотя в Правде, да соблюдает дваждырожденный шесть уставов.

6. Пусть постоянно, без нерадивости совершает пять жертвоприношений Благочестивый, упорный, самообузданный, исполненный

Атмана знаток Закона.

7. Не унывает брамин, отстранивший радость, гнев, гордость. Дары, изученье Писаний, жертвы, подвиг (тапас),

совестливость, прямота, самообузданье —

8. Вот чем отметается зло и взращивается сила! Сдув (с себя) зло, разумный, постник, победивший чувства,

9. Подчинив воле вожделение, гнев, да следует пути Брахмо, Чтит Брахманы, Агни, богам творит поклоненье.

10. Да избегает он вреждения, не узаконенного Писанием*, и язвительного слова, Таково предписываемое издревле поведение брамина.

11. Совершая дела, согласно закону и преданью, в (своей) деятельности он преуспевает. Пять индрий — воды ужасного, трудно переходимого потока.

12. Жадность — его источник, его пена — ярость, неудержим он; (его) переплывает мудрый. Нужно смотреть на стерегущее, непреложное, вводящее в крайнее заблуждение время.

13. Под взором судьбы, необорным, могучим потоком самосущей (природы), С великой силой непрерывно вращается мир

преходящий, заблудший.

14. (Его) воды — время; великий непрестанный водоворот — годы; Месяцы — волны, времена года — стремнина; полумесяцы —

кустарники, травы;

15. Мелькнувшие миги — пена; вода — сутки; (В нем) крокодил — страстность, корабль (на нем) —знание, Веды;

16. Закон — спасительный остров (на нём) для существ; желанное и полезное — воды; Праведность, откровение, освобождение — берега; вреждение — уносимые им деревья;

17. Омут среди потока — юги; возникновение и уход — Брахмо; Существа, сотворенные Дхатаром, (тот поток) уносит в

обитель Ямы.

18. Через ту (стремнину) на кораблях, из распознавания состоящих, Переправляются разумные люди; а без кораблей неразумные что могут сделать?

19. Ведь познавший способен совершить подлежащее выполнению, не иной кто-либо. Добродетель, порок повсюду издали видит познавший.

20. А тот, обуянный страстью, с шаткой мыслью, незнающий, худоумный, Не может преодолеть сомненья: ведь кто сидит, тот не ходит.

21. Бескорабельный за великий грех цепляется, помрачённый незнаньем. Но и знанье уже ему не корабль, когда крокодил страсти его захватит.

22. Прозорливый должен стараться вынырнуть оттуда, А чтобы вынырнуть, нужно стать брамином*.

23. Рождаясь в безупречных (семьях), воплощаясь в трех (гунах), (он) должен выполнять три дела*, Оттуда вынырнуть стараясь, как бы вытягивая, себя познаньем.

24. Посвященный, самообузданный, собранный, собой овладевший, Познавший, причастен совершенству непосредственно

здесь и в потустороннем мире,

25. Пусть так существует домохозяин, неропщущий, безгневный, Питающийся остатками жертв, постоянно пять жертв* совершая.

26. Познавший да пребывает в благих уставах, да творит обряды, Не утесняя народ, пусть держится непорицаемого поведенья.

27. Основу Откровения*, действенного знания (виджнана) и поведения постигший, прозорливый, Выполняющий свой долг и обряды, не совершая смешенья*,

28. Деятельный, благочестивый, самообузданный, безропотный, познавший, Постигший различие закона и беззакония, через все

труднопроходимое проходит.

29. Суровый, прилежный, самообузданный, приобщенный Атману, (свой) долг постигший, Отрешенный от радости, опьяненья, гнева — (такой) брамин не унывает.

30. Вот поведение брамина, предписанное издревле; Знающий (это), совершая дела, во всём преуспевает.

31. Неразумный совершает беззаконие, желая (поступать) по закону, Закон (дхарму) или видимость закона он выполняет как бы с тугою*,

32. «Я выполняю закон», — говорит, а творит беззаконье;

закон выполняет, (того) не желая –Младенец (умом), такой воплощенный, разницы между тем и другим поведеньем не постигает: каким родился, таким и уходит,

ТАК В СВЯТОЙ «МАХАБХАРАТЕ», В КНИГЕ «УМИРОТВОРЕНИЕ» В КНИГЕ «ОСНОВА ОСВОБОЖДЕНИЯ» ГЛАСИТ 235 ГЛАВА —ВОПРОСЫ ШУКИ

ГЛАВА 236 (8645—8713)

Вьяса сказал:

1. Если это (сказанное) приемлемо для уносимого потоком, Он, мудрый, не останется без корабля, погружаясь иль выплывая,

2. Утвердившиеся в познании мудрецы на кораблях перевозят неразумных, А неразумные ни себя, ни других перевозить не могут.

3. Отсекая пороки, да отсечет (те) двенадцать* освобожденный йогой муни; Он достоверно знает недостижимый способ устранения

места, обязанностей, цели.

4. Ограничением глаз и пищи, умственным рассмотреньем, Разумом (буддхи) ищущий высшего знания должен удерживать речь и манас.

5. Знанием должен себя сдерживать ищущий себе умиротворенья; Будучи (только) зрителем этого (внешнего), он становится

весьма чёрствым человеком*.

6. Знает ли Веды или ничего не знает, неправеден ли дваждырожденный Или праведен, творит ли жертвы, или он злодей из злодеев,

7. Доблестный ли он человек или полон пороков, Так он выберется из этого крайне труднопреоборимого моря старости, смерти*.

8. Одному внутреннему приобщенный* этой йогой, Еще стремящийся к знанию, он достигает Слово-Брахмо.

9. Праведность — кузов колесницы; совестливость — навес; достижение, неудача — оглобли; Ось — апана; хомут — прана; постромки — душа (джива), познанье, здоровье;

10. Сознанье — козлы; благое поведенье — колёсный обод; Зрение, осязание — движущая (сила); обоняние, слух —упряжные (кони);

11. Познание — втулка; все священные книги (тантры) —бич, знание — возничий; Крепкий седок* — познающий поле; благочестие,

обузданье — (передние) скороходы;

12. Отрешенность — тыльный спутник, направляющийся к безопасной, чистой области дхьяны. Так описана присущая дживе колесница, блистающая в мире Брамы.

13. Теперь желающему ехать на этой колеснице, Направляющемуся в область Непреходящего объясню правило быстрого движения.

14. Тех семь сосредоточий* (дхаран) достигают, сдерживая слово; С тыла и сбоку* существует по столько же сосредоточий.

15. Постепенно (так) достигается владычество над земным, воздушным, Пространственным, влажным и огненным, над основой

личности (аханкарой) и над разумом (буддхи)*.

16. Так постепенно, достигается (владычество) *и над непроявленной (природой)*. Кто из таких (стремящихся) отважно приобщается к этой йоге,

17. Тот, приобщённый к йоге, прозревает в себе совершенство; Утонченный, вполне освобождённый, он видит образы этого (мира),

18. Как тонкий туман, в прохладную пору затягивающий небо. Такими же для освобождённого от тела становятся былые воплощенья.

19. Когда ж рассеется туман, то второе виденье образов возникает: Как бы образ воды в пространстве — (нечто) подобное в себе он видит*.

20. Когда он поднимается над водой, появляется его огненный образ, Когда успокоится его агнец*, является топазооружный*,

21. Цвета руна* является его образ. Затем светлым путем к утонченному, ветроподобному приходят;

22. Потом несветлая, тонкость* огня обещается брамину. Какие плоды после явления этих рождаются, слушай:

23. Рожденному (таким образом в силу) владычности производительность земли становится присущей: Подобно неизменному Праджапати, он производит существа из (собственного тела).

24. Лишь (шевельнув) пальцем руки, ноги, или руками, ногами, Он может, согласно Писанию, поколебать землю свойством ветра;

25. Став небом (акаша), он его цветом блистает Иль, обесцветившись, исчезает; он по желанию высасывает водоёмы;

26. Бывает, что его образ не кажется светозарным и потом угасает; Когда побеждена основа его личности (аханкара), те пять* ему становятся подвластны.

27. Победив буддхи, он в себе шестью овладевает, И его полностью облачает непорочное сиянье.

28. Тогда его проявленное в непроявленное* вступает; Отсюда проистекает мир, становясь тем, что как проявленное известно.

29. Теперь внимай ученью о непроявленной согласно Санкхье, И о проявленном ты от меня в подробностях постигни!

30. О двадцати пяти сутях (таттвах), равно сходных в обоих — Йоге и Санкхье, узнай от меня, затем о различии этих (учений).

31. Проявленным называется то, что рождается, возрастает, Стареет и умирает; таковы признаки, их четыре.

32. А что противоположно этому, непроявленным считают. О двух атманах говорят Веды и совершенные (Писанья)*.

33. Рожденный с четырьмя признаками ныне считается четверояким*; Проявленное, рожденное от непроявленного*,

постигается как лишённое сознанья.

34. Но саттву и Познающего поле различными считают*; Оба атмана, по (учению) Вед, пристращены к (чувственным) предметам.

35. Знай, признак санкхьев* — отрыв от предметов. Без собственности, без основы Личности, без двойственности, рассекший сомненья

36. Не говорит несправедливых слов, не гневается, не ненавидит; Порицаемый, бранимый, дружественное, а не плохое он помышляет.

37. Он отвращается этими тремя от мщенья: мыслью, словом, делом; Одинаковый ко всем существам, он обращается к Браме.

38. Он не стремится к желаньям, но и не лишен желаний*, в умеренности пребывает; Свободный от жадности, неизменный, обузданный, он не отдается деятельности, но не бездействен,

39. Не рассеяны его чувства, не разбросаны желания сердца; Он одинаково дружественен ко всем существам; к грудке земли, к золоту равный,

40. Равный к приятному—неприятному, упорный, к похвалам — порицанию равный, Ни к чему желанному не стремящийся,

целомудренный, стойкий в обетах,

41. Не вредящий никаким существам освобождается подобный последователь Санкхьи. (Теперь) познай, как освобождаются через йогу

и по каким причинам.

42. Освобождается тот, кто йогу владычества* превзойдя, от неё уходит. Итак, порождённое бытием* это учение тебе изложено;

в нём нет сомненья.

43. Таким (образом), освободясь от двойственности, идут к Браме. (Иогин), преданный делом и сердцем, возвращается в Браму.

ТАК В СВЯТОЙ «МАХАБХАРАТЕ», В КНИГЕ «УМИРОТВОРЕНИЕ», В КНИГЕ «ОСНОВА ОСВОБОЖДЕНИЯ» ГЛАСИТ 236 ГЛАВА —ВОПРОСЫ ШУКИ

ГЛАВА 237 (8714—8733)

Вьяса сказал:

1. Итак, держась за корабль знания, самоумиротворенный, упорный, Вынырнув иль погрузившись, должен искать убежища в знанье.

Шука сказал:

2. Что я должен разуметь под освобождающим от двойственности знаньем? Скажи, что есть признак развития*: неделанье иль

исполненье долга?

Вьяса сказал:

3. Кто смотрит через свою природу (снабхаву), помимо всеобщего бытия*, — неразумен; Но взирает на всё через познание стремящийся к освобожденью.

4. Те, что из-за сосредоточенности на одном видят причину (всего) в своей природе, Услыхав о подвигах мужей-ришей, всё же ничего не достигают*:

5. Худоумные, направившиеся в эту сторону, подлежат возвращенью; Признав причиной самость, они не достигают цели.

6. Самость (свабхава) ведёт к погибели; она существует в грешных делах и мыслях; Это сказано об обоих: о собственном и окружающем

существованье*.

7. Разные здесь дела: пахоту, сбор жатвы —Знающие выполняют; дома, седалища колесницы,

8. (Городские) сады, дома, средства от болезней Разумные придумали; познавшие всё установили.

9. Познание сколачивает богатства, знание ведет к счастью, Равно в силу разумения царством наслаждаются раджи;

10. Высочайшего и глубочайшего в существах достигают познаньем, Ведением, сынок, осуществляется творчество, ведение — путь наивысший*

11. Всех разнообразных существ четверояко рожденье: Различают рождение от последа*, рождение из яйца, рождение из семени и рождение из пота*.

12. Следует усвоить: стоячие (существа) от ходячих отличны; Ведь отличать движущееся от неподвижного* разумно.

13. Подвижных существ много, но среди них различают двояких, Ибо от многоногих отличают многочисленных двуногих.

14. Двуногие считаются двоякими: наземные и другие*; От этих наземные отличаются: они вкушают варёную пищу.

15. Наземные двояки: средние и высшие, (так) считают. Средние отличаются от высших согласно обязанностям* и рожденью;

16. Средние двоякими считаются: знающие дхарму и другие; Знающих дхарму в отношении делания и неделания различают;

17. Знающие дхарму (закон) двоякими считаются: знающие Веды и другие; Знающие Веды отличаются (от иных), ибо в них утверждены Веды.

18. Знающие Веды двоякими считаются: Провозглашающие Веды и другие; Провозглашающие отличаются (от других) по (владению) всем законом* (дхармой).

19. Из тех, что изучают Веды с их уставами, обрядами, плодами (И затем) их провозглашают, из них полностью проистекают Веды с их законом.

20. Провозглашающие двоякими считаются: знающие Атмана и другие. Знающие Атмана отличаются (от других) в отношении

воплощения и невоплощенья,

21. Кто знает, что дхарма двояка*, тот знаток дхармы, тот всеведущ Он — отрешённый, поистине решившийся, поистине чистый, (божественный) владыка*,

22. Утвердившегося в знании Брахмо боги признают за брамина*, Искушенного в Слове-Брахмо*, завершившего суждение

о Запредельном.

23. Внутреннее и внешнее, (все), касающееся богов и жертвоприношений, Прозревают преисполненные знаньем; сынок, это — дваждырожденные, это — боги!

24. В них вмещается вселенная, всё бытие, (весь) мир преходящий, Нет ничего равного их состоянью, величию их духа.

25. Возникновение, гибель, всю деятельность они всячески превосходят; Четыре вида существ, всех владык (мира) и Самосущего

(Браму они превосходят),

ТАК В СВЯТОЙ «МАХАБХАРАТЕ», В КНИГЕ «УМИРОТВОРЕНИЕ», -В КНИГЕ «ОСНОВА ОСВОБОЖДЕНИЯ» ГЛАСИТ 237 ГЛАВА —ВОПРОСЫ ШУКИ

ГЛАВА 238 (8734—8773)

Вьяса сказал:

1. Это вышеизложенное поведение подобает брамину; Только знающий, совершая дела, всегда преуспевает.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.055 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал