Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






II. Научная среда






Как было сказано выше, исламская культура, которая распро­страняется в X веке на территории Дашт-и Кыпчака, начиная с Волго-Уральского региона, во время правления Берке-хана ускорилась; была основана научная среда для ученых, приезжавших из различных регионов исламской географии. Ученые родом из Дашт-и Кыпчак, имевшие настолько особое значение, что в классических исламских источниках их упоминали особенным названием кыпчакские факихи, и после Берке-хана продолжали свое существование и возле хана, и среди народа. Например, факих по имени Неджмуддин Абу-Реджа Мухтар б. Махмуд б. Мухаммед ал-Казани ал-Ханафи аз-Захиди (умер в 688/1289 году) наряду со многими работами вручил Берке-хану написанное им произведение «Ар-Рисале Насыриййе» [20, с. 156]. Это накопление, после принятия Узбек-ханом ислама, будет приведено в порядок и на территории Дашт-и Кыпчак при политической поддержке будет возобновлена высокая исламская культура.

Научные и культурные основы, заложенные во времена Узбек-хана, в источниках описанный мудрым, проницательным и ре­шитель­ным правителем, благодаря людям, воспитанным в таких организациях, как медресе, обители и текке, за короткий срок превратились в большое движение. С другой стороны, политическая и экономическая стабильность превратила города Дашт-и Кыпчка во главе с Сараем в привлекательное место, сюда прибыло много ученых из различных мусульманских регионов. Например, источ­ники упоминают об ученом ʽ Аляуддине б. Нуʽ ман б. Девлетшах б. ‘Али, который является специалистом в области медицины, методологии и логики и который занимался преподаванием в классических мусульманских культурных центрах Дамаска, направился в Кыпчакское государство и находился на службе у Токта-хана, затем у Узбек-хана[38]. Эти ученые не только передавали свои знания, но и одновременно участвовали в создании и ведении научных и политических связей между Золотой Ордой и мусульманскими странами.

Это великолепие в Золотой Орде продолжилось и после смерти Узбек-хана во время правления Джанибек-хана, который, судя по источникам, вобрал в себя все качества хорошего правителя; продолжив линию отца, построил много медресе, приложил много стараний к распространению ислама в Улусе Джучи и поддерживал научную среду в Сарае.

Указание Джеват Изги, который на сегодняшний день занимается самым широким исследованием по данной теме, на то, что в классических источниках часто встречаются ученые с нисбе Булгари, их количество показывает сформированную научную традицию, существовавшую и ранее [20, с. 156–157]. Путешествие по разным центрам мусульманского мира таких ученых как Ибн Байтар, Насируддин ат-Туси и Ибн Фадлуллах ал-Омари, носивших нисбе Булгари, и сведения об использовании их произведений являются самым живым свидетельством. Например, в первом томе произ­ведения «Мустафад ал-ахбар» казанского историка Шихабуддина ал-Марджани из перечисленных ученых, живших в раннее время, восемь носили нисбе ал-Булгари, двое – ас-Сараи, один – ал-Казани и один – ал-Кырыми. Изги в своей статье каждого изучил по отдельности и привел их произведения [20, с. 155–156]. Здесь мы можем добавить новые сведения к статье Изги: упомянутый на третьей строке Ахмед ал-Булгари скорее всего является Ахмедом б. ал-Хусейин ал-Ширвани ал-Булгари (711/1311). Если это предположение верно, то произведение «ал-Муашшерат фи медхи­садрир-рисале Сеййид ал-Мурселин», которое находится на страницах 71а–101 под номером 872 Хусейин Челеби, должно принадлежать ему [39, с. 276]. Упомянутый Изги на восьмой строке Бурхануддин Ибрахим б. Йусуф Ал-Булгари и его произведение, указано Катибом Челеби как «Фусул ан-Нефеси», полное наиме­нование «Шехра Меарик ал-фухул фи шерх ал-фусул», один его экземпляр находится в библиотеке Сулеймание, Реисулькюттаб номер 1203/2, среди страниц 150b–179b [39, с. 320].

Во время правления Джанибека благодаря этой традиции и унаследованной со времен Узбек-хана научной среде много ученых прибывало в Сарай, в регионе Дашт-и Кыпчак, было написано много серьезных трудов. Например известно, что в Сарай прибыли Шейх ал-мантикиййин Кутбуддин ар-Рази (Ат-Тахтани) (умер в 766/1364 году) и его ученик, одновременно являющийся учеником Адуддина ал-Иджи (умер в 756/1355 году), известный лингвист и богослов Садуддин ат-Тафтазани (умер в 792/1390 году). Так Тафтазани вручил Джанибек-хану свой труд под названием «Мухтасар ал-меани» [29, с. 118]. Среди приглашенных Джанибек-ханом ученых были выходцы и из Малой Азии. Один из них, Ахмед б. Мухаммед б. Зейнуддин Абдул-мумин б. Рамазан Ат-Токади, вручил ему свой труд под названием «Шарх ал-фераиз ас-сираджиййе» в 741/1340–1341 году[39]. В Анатолию также ездили ученые из Золотой Орды. Например, во время правления Узбек-хана Хусамуддин Хамид б. ‛ Асым ал-Барчын­лыги, писавший свои труды на трех языках, в 740/1320 году находился в Конье [20, с. 172].

Во время Джанибек-хана были составлены исключительно важные произведения для исламского философско-научного знания. Мубарек б. Йусуф ал-Алани 19 числа месяца Рамазан 735/1334–1335 года написал толкование «Турер ал-муляххас» краткому произве­дению «ал-Муляххас фи ‛ илм ал-хайат ал-басита» Шерефуддина Абу-‛ Али Махмуд б. Мухаммед б. Омар ал-Чагмини ал-Хорезми, который является мостом между научным комитетом Ибн Хейсемджи и математико-астрономической школой Мерага и представил его Джанибек-хану[40]. Примерно в это же время Кемалуддин Мухаммед ат-Туркмани ал-Мардини в месяце Рамазан 755/сентябре 1354 года в Сарае/Гулистане этому же произведению пишет комментарии важные для истории исламской астрономии[41].

Для Джанибек-хана, интересовавшегося математикой, астро­номией, медициной, языком и точными науками, приглашенный из Хорезма ученый ‛ Аляуддин Мухаммед ал-Абиверди 9 апреля 1343 – 16 октября 1344 года переписал книгу известного доктора и философа Абул-Берекат ал-Багдади «Китаб ал-мутебер», вобравшую в себя материалы по логике, физике и метафизике [20, с. 169–170]. Ссылаясь на Ибн Фазлуллаха ал-Омари и Хасан ар-Руми, изучающего Золотую Орду, можно сказать, что в этой стране занимались не только теоретической астрономией, но в то же время велась деятельность по метеорологии. Например, по выражению Хасана ар-Руми, астроном по имени Мас‛ уд ал-Булгари был служителем в мечети, определяющим время намаза, и пользовался приспособлениями по метеорологии [43, с. 379].

Между Золотой Ордой и Османской империей, находившейся на стадии становления, были налажены научно-культурные связи. В классических источниках отмечено пребывание многих ученых из этого региона в Бурсу и Эдирне. Приезд Таджуддина ал-Кердери Харизми в Бурсу во время правления Орхана Гази и становление его главным управляющим в первой османской медресе после Кайсерили Давуд Изникской медресе является случаем, который необходимо рассмотреть подробнее [42, с. 7–9]. Во время правления султана Йылдырым Баязита, известный ханафитский факих Хафи­зуддин Мухаммед б. Мухаммед ал-Баззази ал-Баратигин ал-Кердери, известный как Ибн ал-Баззази (умер в месяце Рамазан 827/1424), приехал в Бурсу и там обосновался. Ибн ал-Баззази со своей книгой по ханафитскому фикху «Ал-Фетев ал-Баззазийе», где он защищает ислам Адама Абу Ханифу и ханафитский мазхаб, помог укоренению ханафитского мазхаба в Османской империи. Судя по данным от Ташкепрюлю-заде, Ибн ал-Баззази вступил в спор с основателем школы богословов Моллой Фенари и выиграл в производных вопросах; в свою очередь, великий знаток по логике и философ Молла Фенари выиграл Ибн ал-Баззази в области методологии [42, с. 29]. С другой стороны, и крымский регион питал османскую научную и культурную жизнь: в данном случае самыми хорошими примерами являются Шерефуддин б. Кемаль ал-Кырыми, прибывший в Эдирне во время правления султана Мурада II, и его ученик Сейид Ахмед б. Абдуллах ал-Кырыми, прибывший в Стамбул во время правления Фатих Султан Мехмеда [42, с. 81–82].

Исследования по данной теме все еще находятся на начальной стадии. Изучение большого количества рукописных материалов в библиотеках по всему миру, начиная с Турции, обеспечит установление факта существования множества ученых, которые выросли и жили на территории Дашт-и Кыпчака или уехали в другие мусульманские регионы и продолжили там свою научную деятельность. Например, собрание сочинений Фахруддина Ахмеда б. Шемседдин ас-Сараи (ат-Такбири (?)), которое находится в библиотеке Сулеймание, Шехид Али Паша номер 680 может оправдать вышесказанное. Сараи переписал одно произведение из его сочинений «Минхадж ал-вусул ила ‛ илм ал усул» (страницы 1b–58a), принадлежащее перу Кади ал-Бейзави, 19 числа месяца Сафар 773/1371 года в понедельник в Тебризском медресе Салахиййе; также он переписал другое известное произведение Бейзави по богословию – «Тевали ал-анвар мин метали ал-анзар» (страницы 59b–136b) в том же городе и в той же медресе в месяце Мухаррам 773 года в понедельник, методом изучения и проверки прочитал его учителю Абул-Касыму и 20 числа месяца Раджаб 773/1371 года в среду получил у него разрешение, начинающееся словами «Я дал разрешение пересказать эту книгу от начала до конца». Ас-Сараи закончил переписывание «Рисале фи тасаввув ат-тасдик» Кутбуддина ар-Рази на тему логики в этом же собрании 4 числа месяца Шагбан 796/1394 года в медресе Эшрефие, построенным египетским султаном Эшрефом.

Другие произведения в этом собрании указывают на то, что Сараи интересовался логикой и математикой: важное произведение «Рисале фи-л-Куллият» на тему логики и философии, принад­ле­жащее Кутбуддину ар-Рази (страница 141b–146a); философское произведение «Рисале фи нефс ал-амр» (страницы 147b–149a), произведение по геометрии «Ашкал ат-тасис» Шамседдина ас-Самар­канди (страницы 151а–157b), труд великого ученого-философа Насируддин ат-Туси «Рисале фи-л-джебр вал-мукабел» (страницы 158а–163b. Табриз, 8 число месяца Зульхиджа 775/1373 год, понедельник).

В этом труде будет дан впервые установленный пример научной деятельности, начавшейся до Джанибек-хана во время правления Узбек-хана. Произведение под названием «Шедевр в вычислительной науке» («Ат-Тухфе фи ‘илм ал-хисаб»), написанное в Золотой Орде на математическую тему, благодаря содержащейся в нем информации занимает особое место. Произведение, содержание которого будет раскрыто далее, показывает нам следующее: научная деятельность в Золотой Орде, начатая с принятием ислама, за короткое время дала результат и заложила основы «прорыва» во время правления Джанибек-хана.

 

 

Сведения об авторе: Ихсан Фазлыоглу – Университет «Меденият», член научного совета Турецкого исторического общества, профессор, Ph.D. (философия) (34700, Уналан, 98, Ускудар, Стамбул, Турция); bilgi@ihsanfazlioglu.net

 

__________________________

 

 

THE FIRST MATHEMATICAL BOOK IN THE GOLDEN HORDE STATE: A MASTERPIECE OF COMPUTATIONAL MATHEMATICS (“ET-TUHFE FÎ ILMI'L-HISÂ B”) (1) *

 

Ihsan Fazlioglu

(Istanbul Medeniyet University)

 

The author of this article represents the first example of the scientific activity in the Golden Horde, which began before Janibeg khan and during the reign of his father, Uzbek khan. The composition entitled “Masterpieces in Computational Science” (“et-Tuhfe fî ilmi'l-hisâ b”), written in the Golden Horde on a mathema­tical topic, occupies a special place because of the information contained therein. This treatise, the contents of which will be described below, shows us the following: scientific activity in the Golden Horde, which began with the adoption of Islam, brought results in a short time and laid the foundations for the “breakthrough” during the reign of Janibeg khan.

In the future, the author plans to explore and learn the value of the text for the mathematical sciences from a historical point of view: the computational book “et-Tuhfe fî ilmi'l-hisâ b”, whose author is unknown, was handed to the Crimean Governor and right hand’s bey, Ebul-Muzaffer Giyaseddin Tuluktemir bey, during the reign of Uzbek khan (1313–1342). After mentioning the distinguishing features of the work, the author will focus on the definition of numbers, which is attributed to Muhammad b. Musa Al-Khwarizmi, and which, at the moment, is not recorded in any other sources. The author will test ability to understand the evidence used in the calculation, surveying, and algebra, and will consider definitions regarding the theory of numbers. Subsequently, the author will analyze the formula of approximate values of square and cube roots of irrational numbers, proposed by Mohammed al-Khwarizmi, Abdulkadir al-Baghdadi, and a teacher of the author, Saduruddin al-Farazi.

In the first chapter, “Scientific and Philosophical Life in the Golden Horde State” (discussed in detail in this article), the author presents a brief description of the political, economic, and social life in the ulus of Jochi, to proceed to the consideration of the progress of scientific life developed in close connection with Islamic culture since the time of the formation of the Golden Horde. The author presents the writing under consideration in the context of this broad topic, briefly describing its contents. The purpose of this paper is to define scientific environment, which made possible the writing of the “et-Tuhfe fî ilmi'l-hisâ b”.

Keywords: Golden Horde, Uzbek khan, mathematics, algebra, Dasht-i Kipchak, Islam.

 

 

REFERENCES

 

1. Ahmed S. Saidan. Numeration and arithmetic. Encyclopedia of the History of Arabic Science, edit. Roshdi Rashed, c. II. New York, 1966, pp. 331–348.

2. Aydı n Sayı lı. Mı sı rlı larda ve Mezopotamyalı larda Matematik, Astronomi ve Tı p, Ankara, 1982.

3. A History of Mathematics, II. edisyon 1919. New York, 1958.

4. Bağ dadlı İ smail Paş a. Hediyyetu’l-arifî n, nş r. Ş erefettin Yaltkaya – Kilisli Rifat Bilge, c. II. İ stanbul: 1951–1955.

5. Boyer Carl. A History of Mathematics. New York, 1991.

6. Brentjes Sonja. The First Perfect Numbers and Three Types of Amicable Numbers in a Manuscript on Elemantary Number Theory by Ibn Fellû s, Erdem, c. IV, pp. 11, 1988.

7. Devin DeWeese. Islamization and Native Religion in the Golden Horde: Baba Tü kles and Conversion to Islam in the Historical and Epic Tradition, The Pennnsylvania State University Publ., Pennnsylvania, 1994.

8. Devin DeWeese. Problems of Islamization in the Volga-Ural Region: Traditions about Berke Khan, Proceedings of the International Symposium on Islamic Civilisation in the Volga-Ural Region. Kazan, 8–11 June 2001. İ stanbul, 2004, pp. 3–13.

9. Ebu’l -Gazî Bahadı r Han. Tü rk Ş eceresi [ Ş ecere-i Tü rk ], yayı mlayan: Rı za Nur, İ stanbul, 1925.

10. Еl-İ klî disî İ brahim. Kitabu'l-fusul fi'l-hisabi'l-hindî, nş r. Ahmed S. Saidan, II. baskı, Amman, 1985.

11. Еl-Bağ dadî Abdulkâ hir b. Tahir. Et-Tekmile fi’l-hisâ b, tahkik: Ahmed Selim Saidan. Kuveyt, 1985.

12. Fazlı oğ lu İ hsan. Aristoteles’in Sayı Tanı mı. Dî vâ n İ lmî Araş tı rmalar Dergisi. İ stanbul 2004/1, P. 15, pp. 127–138.

13. Fazlı oğ lu İ hsan. İ rş ad el-Tullab ila İ lm el-Hisab [Hesap Biliminde Ö ğ rencilere Kı lavuz], Dî vâ n İ lmî Araş tı rmalar Dergisi. İ stanbul, 2002/2, P. 13, pp. 321–322.

14. Fazlı oğ lu İ hsan. Osmanlı lar’da Hesab-ı Hindî. Tü rkiye Diyanet Vakfı İ slam Ansiklopedisi, c. XVII. İ stanbul, 1998.

15. Fazlı oğ lu İ hsan. Uygulamalı Geometri’nin Tarihine Giriş: el-İ kna fi ilmi’l-misaha, Dergah Yayı nları. İ stanbul, 2004.

16. Fihrist mahtutat belediyyeti’l-İ skenderiyye, hazr. Yusuf Zeydan, İ skenderiye 1996, c. I, nu: 39.

17. George Gheverghese Joseph. The Crest of the Peacock: Non-European Roots of Mathematics, New York (bez goda izdaniya).

18. Halperin Charles J. Russia and the Golden Horde: The Mongol Impact and Russian History, London 1985 (=1987).

19. İ bn Batuta. Rı hlet İ bn Batuta, thk. Ali el-Muntası r el-Kettanî, c. I, Beyrut 1985.

20. İ zgi C. Canı Bek Han devrinde (1342–1357) Altı nordu hanlı ğ ı nda bilim hayatı. Divan 1996/2, pp. 147–172.

21. Kafalı Mustafa. Altı n Orda Hanlı ğ ı nı n Kuruluş ve Yü kseliş Devirleri, İ.Ü., Edebiyat Fakü ltesi Matbaası. İ stanbul, 1976.

22. Karatay F.E. Topkapı Sarayı Mü zesi Kü tü phanesi, Arapç a Yazmalar Kataloğ u, c. III. İ stanbul, 1966.

23. Katip Ç elebi. Keş fu’z-zunun an esami’l-kutub ve’l-funun, nş r. Kilisli Muallim Rı fat – Ş erefeddin Yaltkaya, c. III. İ stanbul, 1941–1943.

24. Kö prü lü Mehmet Fuat. Altı n Ordu’ya Ait Yeni Araş tı rmalar. Belleten, c. V. Ankara, 1941, pp. 397–436.

25. Kurat A.N. Altı n Ordu Devleti. Tü rk Dü nyası El Kitabı, c. I: Coğ rafya-Tarih, II. Baskı, Ankara, 1992, pp. 400–408.

26. Kurat A.N. Topkapı Sarayı Mü zesi Arş ivindeki Altı n Ordu, Kı rı m ve Tü rkistan Hanları na Ait Yarlı k ve Bitikler, Burhaneddin Matbaası, Dil ve Tarih-Coğ rafya Fakü ltesi Yayı nları. Tarih Serisi: 1. İ stanbul, 1940.

27. Kehhale Ö mer Rı da. Mucemu’l-muellifî n, c. II, Beyrut, (without the year of publication).

28. Kushyar Ibn Labban. Principles of Hindu Reckoning, A Translation with Introduction and Notes by Martin Levey and Marvin Petruck of the Kitab fi Usul Hisab al-Hind. Wisconsin, 1965.

29. Milli Eğ itim Bakanlı ğ ı İ slam Ansiklopedisi, c. XII/1. İ stanbul, 1993.

30. Mach Rudolf. Catalogue of Arabic Manuscripts, (Yehuda Section in the Garrett Collection). Princeton, 1977.

31. Muhammed Sü veysî. Hesap, Tü rkiye Diyanet Vakfı İ slam Ansiklo­pedisi, c. XVII. İ stanbul, 1998.

32. Otto Neugebauer. The Exact Sciences in Antiquity, Providence 1970.

33. Ö zkaya T. Sovyetler Birliğ inde Altı n Ordu ile İ lgili Yeni Araş tı rmalar, Belleten, c. LIV, Sayı 209. Ankara (Nisan) 1990, pp. 497–532.

34. Ö zyetkin M. Altı n Ordu, Kı rı m ve Kazan Sahası na Ait Yarlı k ve Bitiklerin Dil ve Uslü p İ ncelemesi, Atatü rk Kü ltü r, Dil ve Tarih Yü ksek Kurumu, Tü rk Dil Kurumu Yayı nları: 658. Ankara, 1996.

35. Roshdi Rashed. The Development Arabic Mathematics: Between Arithmetic and Algebra. Dordrecht, 1994.

36. Richard L. Faber, Foundations of Euclidean and non-Euclidean Geometry. New York, 1983.

37. Roshdi Rashed. Numerical Analysis, Encyclopedia of the History of Arabic Science, edit. Roshdi Rashed, c. II. New York, 1966.

38. Sabit B. Kurra. Kitabu’l-adadi’l-mutahabbe, tahkik: Ahmed Selim Saidan. Amman, 1977.

39. Ş eş en R. Muhtâ râ t mine’l-mahtutati’l-arabiyyetu’n-nâ dire fi mektebat Turkiyâ. İ stanbul, 1997.

40. Ş eş en R. İ zgi C. Osmanlı Matematik Literatü rü Tarihi, (edit. Ekmeleddin İ hsanoğ lu), c. I. İ stanbul, 1999.

41. Taş ağ ı l Ahmet. İ dil-Ural Bö lgesinde İ slâ miyetin Yayı lmaya Baş la­ması. Proceedings of the International Symposium on Islamic Civilisation in the Volga-Ural Region, Kazan, 8–11 June 2001, pp. 101–106.

42. Taş kö рrü lü -zade, eş -Ş ekaiku’n-numaniyye fi ulemâ i’d-Devleti’l-Osma­niyye, nş r. Ahmed Subhi Furat. İ stanbul, 1985.

43. Tiesenhausen W. Altı nordu Devleti Tarihine Ait Metinler, Ç ev. İ smail Hakkı İ zmirli, Maarif Matbaası. İ stanbul, 1941.

44. Togan İ. Second Wave of Islam and Ö zbek Khan: Strategies for Conf­lict Resolution. Proceedings of the International Symposium on Islamic Civilisation in the Volga-Ural Region, Kazan, 8–11 June 2001. İ stanbul, 2004, pp. 15–33.

45. Toparlı Recep. İ rş adu’l-mü luk ve’s-selâ tî n. Ankara, 1992.

46. Van der Waerden. Bilimin Uyanı ş ı: Eski Mı sı r, Babilonya ve Eski Yunan Matematiğ i, ç eviri: Orhan Ş. İ ç en ve Yı lmaz Ö ner. İ stanbul, 1994.

47. Victor J. Katz. A History of Mathematics: An Introduction, New York, 1992.

48. Yakubovskiy A.Y. Altı n Ordu ve İ nhitatı [ Zolotaya Orda ], Ç ev.: Hasan Eren, Maarif Bası mevi. İ stanbul, 1955.

49. Yakubovskiy A.Y. Altı n Ordu ve Ç ö kü ş ü, II. Baskı, MEB, Kü ltü r Bakanlı ğ ı Yayı nları. Ankara, 1976.

50. Yakubovskiy A.Y. Altı n Ordu ve Ç ö kü ş ü, III. Baskı T.T.K. Ankara, 1992.

 

About the author: Ihsan Fazlioglu – Istanbul Medeniyet University, member of the Scientific Council of the Turkish Historical Society, Professor, Ph.D. (Philosophy) (34700, Ü nalan Mah., No. 98, Ü skü dar, Stambul, Turkey); bilgi@ihsanfazlioglu.net

 


 

УДК 726.5.03

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.016 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал