![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классификация рынков
Процесс исследования рынка начинается с определения его типа по каждому товару или услуге. При этом в процессе бизнес-планирования можно опираться на следующие подходы к классификации рынков: 1. По сфере общественного производства: • рынок товаров материального производства (сырья, продовольствия, машин, оборудования); • рынок товаров духовного производства (достижений науки, технологий, произведений искусства, книг). 2. По характеру конечного использования: • рынок товаров производственного назначения; ; • рынок товаров потребительского назначения. 3. По сроку использования: • рынок товаров долговременного пользования; • рынок товаров краткосрочного пользования; • рынок товаров одноразового пользования. 4. По территориальному охвату: • мировой; • внутренний; • региональный. 5. По соотношению продавцов и покупателей: • рынок свободной конкуренции — состоит из большого числа независимо действующих продавцов и покупателей какого-либо однородного товарного продукта на высокоорганизованном рынке (по цене равновесия общих спроса и предложения). При этом ни одно отдельно : взятое предприятие практически не может оказать влияния на уровень текущих рыночных цен товара; • рынок монополистической конкуренции —• состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить разные варианты товаров, отличающиеся друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением. Наличие большого числа конкурентов ограничивает контроль каждого из них над ценой; • олигополистический рынок характеризуется немногочисленностью продавцов, всеобщей взаимозависимостью производителей, а также неспособностью отдельного предприятия с уверенностью предсказать ответные действия конкурентов на изменение цены или объема производства. Товары могут быть стандартизованные или дифференцированные. Небольшое число продавцов объясняется тем, что новым претендентам трудно проникнуть на этот рынок; • рынок чистой монополии — один продавец с товаром, у которого нет аналога или заменителя, что позволяет производителю диктовать свои условия потребителям. Монополия на стороне спроса (когда на рынке имеется один покупатель) называется монопсонией. Если одному продавцу противостоит один покупатель, рыночная структура называется двусторонней монополией. 6. По объему реализации:
Рис. 2.11. Схема исследования рынка [4]
• основной рынок, где реализуется основная часть товаров и услуг фирмы; • дополнительный (вспомогательный) рынок, на который фирма выходит с небольшой частью товаров (услуг); • выборочный (избирательный) рынок, который выбирается для определения возможностей реализации новых товаров (услуг), т. е. для проведения пробных продаж.
|