![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Позиционирование рынка
Позиционирование рынка — это технология определения позиции продукта на отдельных рыночных сегментах. Цель позиционирования — исследование сложившегося или формирующегося мнения, анализ оценок покупателей или их группы относительно параметров продукта с тем, чтобы осуществить их оптимизацию в соответствии с пожеланиями и требованиями потребителей и соответственно создать путем проведения маркетинговых мероприятий такую позицию товара, которая обеспечит продукту конкретные преимущества на данном сегменте целевого рынка. Для эффективного позиционирования продуктов необходимо изучить важнейшие характеристики спроса и предложения, установить возможную приоритетность факторов, которые существенны для потребителей на данном рынке и являются ориентиром в принятии решения о покупке. Определяющими факторами могут выступить цена продукта, уровень качества, надежности, энергоемкости, дизайн и другие показатели конкурентоспособности товара. В бизнес-планировании позиции продукта определяют с помощью карт позиционирования, которые представляют собой двухмерную матрицу различных пар характеристик, например, функции «качество — цена» для товаров конкурирующих фирм. На рисунке 2.13 показана условная схема такой матрицы, где приведены фирмы-конкуренты А, Б, В, Г, а площадь кружка отражает объем реализации товара. Очевидно, каждая из фирм-конкурентов будет стремиться занять место в верхних квадрантах по уровню качества и ближе к оси средних цен. Для выбранной позиции фирма должна разработать мероприятия по освоению и производству выбранного продукта. Обеспечение товару конкурентоспособного положения в рыночном сегменте может быть достигнуто посредством за-
полнения выявленной на рынке «ниши» или освоением места, близкого к позиции одного из конкурентов. При занятии на рынке места, близкого к позициям конкурентов, необходимо определить, за счет каких факторов предполагается обеспечить товару конкурентоспособную позицию, т. е. выявить его конкурентные преимущества. Подробное описание конкурентных преимуществ выполняется в разделе бизнес-плана «Конкуренция и конкурентное преимущество». Коммерческий успех бизнес-проекта предопределяется не только нахождением своего целевого рынка, но и удачным поиском на нем незанятого или не полностью занятого места (рыночной ниши). Рыночная ниша—ограниченная по масштабам, с резко очерченным числом потребителей сфера деятельности, которая позволяет предприятию проявить свои качества и преимущества перед конкурентам и. Емкость ниши всегда меньше емкости целевого сегмента на рынке. Работа с сегментом предполагает наличие конкурентов. В нише конкурентов обычно не бывает, поскольку, как правило, производство осуществляется монопольно. Это и технические новинки, и нововведения в формах обслуживания покупателей, в упаковке, сервис. Рыночные ниши могут быть вертикальными и горизонтальными. Ориентация на вертикальную нишу заключается в удовлетворении потребностей разных групп потребителей данным товаром или группой схожих товаров. Ориентация на поиск горизонтальной ниши заключается в удовлетворении потребителя товарами, в которых он испытывает нужду. Это предполагает расширение ассортимента товаров, предлагаемых изготовителем, или набора услуг для потребителя независимо от того, существует ли между этими товарами и услугами тесная связь. Удачная находка рыночной ниши еще не означает, что она найдена навсегда. Рано или поздно появятся конкуренты, которые будут пытаться проникнуть в эту же нишу. Поэтому всегда надо искать следующую нишу, пока действует имеющаяся. Правильно организованное позиционирование рынка является предпосылкой для эффективной разработки в бизнес-пла- не комплекса маркетинга и в целом плана маркетинга. Методы прогнозирования в бизнес-планировании. Прогнозирование служит для выяснения тенденций развития фирмы в условиях постоянного изменения факторов внешней и внутренней среды и поиска рациональных мероприятий по поддержанию устойчивости ее экономического поведения. Сфера применения методов прогнозирования в бизнес-планировании достаточно широка. Они используются для исследования рыночной конъюнктуры, в системе прогнозирования цен, новых продуктов и технологий, поведения покупателей на рынке. При разработке бизнес-плана важнейшими направлениями являются прогнозирование развития рынка, его динамики, структуры, конъюнктуры, возможностей рынка воспроизводить предложение и спрос. С необходимостью прогнозирования связана как плановая, так и практическая работа в фирме, поэтому каждый менеджер и специалист по бизнес-пла- нированию должны владеть основными навыками прикладного прогнозирования. В качестве инструментария при прогнозировании используется система методов, с помощью которых анализируются причинно-следственные параметры прошлых тенденций в деятельности предприятия, и по результатам анализа формируются изменения в перспективе социально-экономического развития фирмы. Наиболее часто применяемые в бизнес-планировании методы прогнозирования представлены на рисунке 2.14. Качественные методы базируются на исследовании имеющихся опыта, знаний и интуиции исследователя. Наибольшее распространение в данной группе получили методы экспертных оценок. Сущность метода состоит в том, что прогнозные оценки определяются на основе заключений экспертов, которым поручается аргументированное обоснование своей точки зрения о состоянии и развитии того или иного рынка или проблемы. Методы экспертных оценок, как правило, имеют качественный характер.
Для прогнозирования рынка методы экспертных оценок могут быть использованы для решения следующих основных задач: • разработка средне- и долгосрочных прогнозов спроса; • краткосрочное прогнозирование спроса по широкому ассортименту продукции; • оценка формирующегося спроса на новые товары; • определение отношений потребителей к новым товарам и возможного спроса на них; • оценка конкуренции на рынке; • определение положения фирмы на рынке и т. д. Реже экспертные методы применяются для прогнозирования емкости рынка и объемов продаж фирмы. Достоинством экспертных методов является их относительная простота и применимость для прогнозирования практически любых ситуаций, в том числе в условиях неполной информации. Важной особенностью этих методов является возможность прогнозировать качественные характеристики рынка, например изменение социально-политического положения на рынке или влияние экологии на производство и потребление тех или иных товаров. К недостаткам экспертных методов относятся субъективизм мнений экспертов, ограниченность их суждений. Экспертные оценки разделяются на индивидуальные и коллективные. К индивидуальным экспертным оценкам относят: 1) метод «интервью»; 2) аналитические докладные записки; 3) сценарии. Метод «интервью» предполагает беседу организатора прогнозной деятельности с прогнозистом-экспертом, в которой ставятся вопросы о будущем развитии рынка, состоянии фирмы и ее среды. Метод аналитических докладных записок означает самостоятельную работу эксперта над анализом деловой ситуации и прогнозом возможных путей ее развития. Метод составления сценариев получил высокую популярность в последние десятилетия. Сценарий —это описание (картина) будущего, составленное с учетом правдоподобных предположений. Как правило, для прогноза ситуации характерно существование определенного количества вероятных вариантов развития. Поэтому прогноз обычно включает в себя несколько сценариев. В большинстве случаев это три сценария: оптимистический, пессимистический и средний, -— наиболее вероятный, ожидаемый. Сценарии разрабатываются для определения рамок будущего развития рынка. Поскольку определение количественных параметров будущего затруднено (трудно точно определить величину продаж фирмы через 5 лет), при составлении сценариев чаще всего используются качественные методы и интервальные прогнозы показателей. Вместе с тем сценарий предполагает комплексный подход для его разработки, помимо качественных могут использоваться количественные методы: экономико-математические, моделирование, анализ перекрестного влияния, корреляционный анализ и т. д. Коллективные экспертные оценки включают: • опрос экспертов (потребителей, торговых работников, руководителей и специалистов предприятия, компетентных в рассматриваемой области специалистов вне предприятия и др.); • метод «комиссий»; • метод «мозговых атак»; • метод синектики; • метод «Дельфи». Метод «комиссий» может означать организацию «круглого стола» и других подобных мероприятий, в рамках которых происходит согласование мнений экспертов. Для методов «мозговой атаки», или «мозгового штурма», характерны коллективная генерация идей и творческое решение проблем. «Мозговая атака» представляет собой свободный, неструктурированный Процесс генерирования любых идей по избранной теме, которые спонтанно высказываются участниками встречи. В качестве экспертов, как правило, принимаются не только специалисты по данной проблеме, но и люди, которые являются специалистами в других областях знания. Дискуссия строится по заранее разработанному сценарию. Для успешного применения этого метода необходима создать ряд условий:. - в обсуждении должно участвовать от 5 до 15человек; - продолжительность заседаний от 15 до 30 минут; - равноправность всех участников заседания; - критика в любом виде запрещается; - количество важнее, чем качество; Тематика проблемы сообщается участникам: заседания нс- посредственно перед его открытием. На основе «мозгового штурма» У. Гордон в 1960 г. предложил метод синектики. Его главное отличие от «мозгового штурма» в том, что в качестве экспертов выступает стабильная по составу группа, которая от «штурма» к «штурму» накапливает определенный опыт. Кроме того, использование метода синектики допускает критические высказывания. Метод основан на принципе систематического отчуждения от исходной проблемы. Отчуждение достигается путем использования аналогий: фантастическая, личная, прямая, образная и т. д. Процесс синектического поиска идей включает следующие этапы: • изучение проблемы; • анализ проблемы и разъяснение ее экспертам; • тестирование понимания проблемы; • формулирование спонтанных решений; • оценка руководителем понимания проблемы; • образование аналогии; • создание связи между аналогией и проблемой; • переход к проблеме; . • разработка решения. Специфика метода «Дельфи» заключается в том, что обобщение результатов исследования осуществляется путем индивидуального письменного опроса экспертов в несколько туров по специально разработанной процедуре исследования. Перед каждым туром экспертов знакомят с итогами предыдущего опроса, но не для того, чтобы оказать на него давление, а для того, чтобы дать дополнительную информацию о предмете опроса. Идеально опрос повторяется до совпадения мнений экспертов, реально — до получения наиболее узкого диапазона мнений. Надежность метода «Деяьфн» считается высокой при прогнозировании как на срок от 1 до 3 лет, так и на более отдаленный период времени. В зависимости от цели прогноза для получения экспертных оценок может привлекаться от 1 до 150 экспертов. Количественные методы прогнозирования базируются на численных математических процедурах. Результаты прогнозирования на основе количественных методов используются во всех сферах бизнес-планирования, включая общее стратегическое планирование, финансовое планирование, планирование производства и управления запасами, маркетинговое планирование и т. п. При исследовании и анализе рынка количественные методы прогнозирования применяются для решения следующих основных задач: - прогнозирование спроса; - прогнозирование емкости рынка; - прогнозирование объемов продаж фирмы и др. К группе количественных методов относятся: • анализ временных рядов; • экономико-математическое моделирование; • метод аналогий; • нормативный метод; • метод стандартного распределения вероятностей. Анализ временных рядов необходим дня учета временных колебаний исследуемых величин. Включает в себя следующие основные методы: - анализ тенденций (экстраполяция и корреляция трендов); анализ цикличности; анализ сезонности; - регрессионный анализ. Методы экстраполяции трендов основаны на статистическом наблюдении динамики определенного показателя, определение тенденции его развития и продолжений этой тенденции для будущего периода. Иначе говоря, при помощи методов экстраполяции трендов закономерности прошлого развития объекта переносятся в будущее.Обычно методы экстраполяции трендов применяются в краткосрочном (не более одного года) прогнозировании, когда число изменений в среде минимально, Прогноз создается для каждого конкретного объекта отдельно и последовательно на каждый следующий момент времени. Наиболее распространенными методами экстраполяции трендов являются метод скользящего среднего и метод экспоненциального сглаживания, прогнозирование на базе прошлого оборота. Метод скользящего среднего исходит из простого предположения, что следующий во времени показатель но своей величине равен средней, рассчитанной за три периода. Метод экспоненциального сглаживания представляет собой прогноз показателя на будущий период в виде суммы фактического показателя за данный период и прогноза на данный период, взвешенных при помощи специальных коэффициентов: F=aXl+(\-a)F„ (2.7) где FlH — прогноз продаж на месяц г+1; X, — продажи в месяце t (фактические данные); F, — прогноз продаж на месяц г, а — специальный коэффициент, определяемый статистическим путем; Метод прогнозирования на базе прошлого оборота. В этом случае данные о сбыте за прошлый год берутся в качестве основы для предсказания вероятностей сбыта в будущем: Оборот Оборот Оборот. г нынешнего года следующего = нынешнего ■ —. года года 0боРот прошлого года (2.8)
Данный метод прогнозирования пригоден для отраслей и рынков со стабильной хозяйственной конъюнктурой, слабо меняющимся ассортиментом товаров и услуг, незначительными колебаниями товарооборота. В прогнозировании методы экстраполяционных трендов дополняются методами корреляции трендов, в рамках которых исследуется связь между различными тенденциями в целях установления их взаимного влияния и, следовательно, повышения качества прогнозов. Корреляционный анализ может исследовать взаимосвязь между двумя показателями (парная корреляция) или между многими показателями (множественная корреляция). В рамках анализа цикличности выявляются изменения исследуемых величин, связанные с деловым циклом. Анализ цикличности применим для тех отраслей, где эта цикличность ярко выражена (например, для отраслей, производящих товары да строительной отрасли; отраслей, выпускающих потребительские товары длительного использования). Анализ сезонности. Сезонный характер использования товаров также накладывает отпечаток на величину спроса и продаж. Регрессионный анализ заключается в построении модели зависимости определенной величины от другой величины или нескольких других величин. Он выполняется в два этапа: 1) выбор типа линии, выравнивающей ломаную регрессии (прямая, парабола, гипербола и т. д.); 2) определение параметров, входящих в уравнение линии выбранного типа таким образом, чтобы из множества линий этого типа выбрать ту, которая наиболее близко проходит около точек ломаной регрессии (наиболее точные результаты дает использование метода наименьших квадратов). Регрессионный анализ применяется преимущественно в среднесрочном прогнозировании, а также в долгосрочном прогнозировании. Средне- и долгосрочные периоды дают возможность установления изменений в среде бизнеса и учета влияний этих изменений на исследуемый показатель. Методы экономико-математического моделирования. В биз- нес-прогнозировании используются: • модели внутренней среди фирмы, так называемые корпоративные модели; • макроэкономические модели, к которым относятся экО- нометрические модели, модели «затраты — выпуск». Корпоративные модели обычно представляют собой набор формул (уравнений), которые выражают отношения ряда переменных к определенному объекту, например к объему продаж. Помимо формульных моделей во внутрифирменном планировании могут использоваться матричные модели (модели в виде таблиц), структурно-иерархические модели, описывающие внутреннюю структуру и взаимосвязь в рамках экономической организации. При использовании корпоративных моделей полезно делать не только перспективные, но и ретроспективные (обращенные в прошлое) прогнозы. Сравнение данных ретроспективного, прогноза и фактических данных за прошлый период позволяет сделать вывод о надежности моделей. С помощью эконометрическнх моделей связывают размеры продаж с макроэкономическими переменными (ростом ВНП, колебаний учетной ставки и т. д.), а также с отраслевыми данными (например емкость отраслевого рынка, уровень конкуренции). Большая часть математических моделей имеет форму компьютерных программ. Находясь в процессе выполнения, такие программы позволяют исследовать развитие внутрифирменных взаимосвязей, т. е. придают моделям динамический характер. Метод аналогий заключается в прогнозировании, например, уровня и структуры спроса путем принятия за эталон фактических данных отдельных рынков. Этим методом прогнозирования можно пользоваться для определения перспектив развития новых видов продукции и услуг. Нормативный метод довольно широко используется для прогнозирования спроса. Он позволяет учесть большой круг факторов, формирующих спрос, и тем самым повысить достоверность прогнозируемых оценок. При нормативном методе используются данные переписи населения, которые позволяют определить значение таких факторов, как средний размер семьи, половозрастной состав населения и т. д. Результаты выборочных обследований статистических органов позволяют уточнить обеспеченность населения предметами длительного пользования и др. Согласно данному методу определение объема спроса на ремонтные виды услуг, например, может производиться по следующей формуле: П*С*Q С=----------- N
где С—объем услуг в расчете на одного жителя; П -парк предметов, подлежащих ремонту; Ц - средняя стоимость одного ремонта; Q - Количество ремонтов, приходящихся на один предмет; N—численность населения. По приведенной формуле определяют спрос населения на услуги пo ремонту обуви, одежды, мебели и т. п. Спрос на услуги санитарно-гигиенического характера (химчистка, прачечная) можно прогнозировать с использованием следующей формулы: С = Н*Ц, (2.10) где С— спрос населения; Я— норма накопления изделий, кг; Ц — средняя стоимость обработки одного килограмма изделий. При прогнозирований рынка большое распространение получил метод стандартного распределения вероятности. Сущность этого метода заключается в следующем. Экспертным путем определяются три вида прогнозов сбыта: О — оптимистический прогноз; М — наиболее вероятный прогноз; Р — пессимистический прогноз. Оптимистическая оценка прироста сбыта может быть определена как разница между спросом и предложением, т. е. емкостью рынка. О = С-Е, (2.11) Поскольку в настоящее время ситуация в экономике нестабильная, наиболее вероятная оценка прогноза может составлять 50% от оптимистического прогноза, а пессимистическая оценка прогноза — 10% от ее оптимистической величины. Далее рассчитывается ожидаемое значение прогноза сбыта, Па, по формуле: П=Q + 4M + P . (2.12)
Эффективность применения того или иного метода прогнозирования зависит от конкретных условий и специфики хозяйственной деятельности предприятия и может быть определена только непосредственно самим предприятием. Обычно считается, что прогноз составлен правильно, если разница между предполагаемым и реальным сбытом составляет не более 5%. Контрольные вопросы 1. Структура и содержание раздела бизнес-плана «Исследование и анализ рынка сбыта». 2. Перечислите этапы исследования рынка в процессе бизнес-планирования. 3. Что такое сегментация рынка? Для чего она используется? 4. По каким основным признакам можно классифицировать рынки? 5. Какие цели достигает предприятие с помощью сегментации рынка? 6. По каким признакам можно сегментировать рынок? 7. Что такое целевой рынок, рыночная ниша? 8. В чем отличие ниши от сегмента рынка? 9. В чем отличие маркетинга, ориентирующегося на вертикальную нишу, от маркетинга, ориентирующегося на горизонтальную нишу? 10. Раскройте сущность понятий конъюнктуры рынка, спроса, емкости рынка. 11. Каким образом осуществляется позиционирование рынка? 12. Охарактеризуйте методы прогнозирования, используемые в практике бизнес-планирования.
13.Что такое дизайн исследования рынка? 14.Какие цели бизнес-планирования достигаются с помощью сегментации рынка? ПРАКТИКУМ Задача 1. В таблице приведены фактические и прогнозные данные об объеме производства услуг фирмы по ремонту и пошиву одежды за 7 лет (в тыс. руб.)
Задание: Дайте прогнозную оценку объема производства услуг фирмы на 2008 г. Для этого используйте методы статистического анализа: - метод сглаживания скользящей средней; - метод экспоненциального сглаживания; - метод регрессионного анализа. Решение: Метод сглаживания скользящей средней. Метод исходит из простого предположения, что следующий во времени показатель по своей величине равен средней, рассчитанной за последние три периода:
Метод экспоненциального сглаживания. Метод экспоненциального сглаживания представляет прогноз показателя на будущий период в виде суммы фактического показателя за данный период и прогноза на данный период, взвешенных при помощи специальных коэффициентов:
Таким образом, наиболее вероятный диапазон вариации прогноза сбыта будет находиться в интервале от 1 895 шт. при неблагоприятном стечении обстоятельств до 7 139 шт. при благоприятном стечении обстоятельств. 6. Ожидаемое значение прогноза сбыта фирмы «Гарант» определим, исходя из ее доли на рынке данных услуг:
Задача 3. Выберите товар, с которым фирма выйдет на рынок. Проведите сегментацию рынка и оцените емкость выбранного сегмента, его доступность, информационную насыщенность, существенность, прибыльность, защищенность от конкуренции. Дайте прогноз поведения фирмы в случае начала устаревания выпускаемого товара. Задача 4. На рынке общий оборот услуг по пошиву и ремонту одежды составил 14 млн руб. Оборот предприятия в общем обороте — 5 млн руб. Результаты исследования рынка показали, что на этом рынке оборот можно повысить до 20 млн руб., если заинтересовать потенциальных покупателей. Вопросы: 1. Какова доля этого предприятия на рынке? 2. Каковы потенциал рынка, потенциал сбыта предприятия? 3. Какой потенциал рынка уже использован? Задача 5. Фирма, специализирующаяся на пошиве и ремонте одежды, разрабатывает бизнес-план производства нового вида услуг (выберите сами вид услуг). Осуществите сегментацию рынка для данного вида услуг по предложенной схеме.
Задача 6. Население города обслуживают пять фирм по пошиву одежды с объемом реализации: 1 — 200 тыс. руб.; 2 — 730 тыс. руб.; 3—125 тыс. руб.; - 4 — 573 тыс. руб.;, 5 — 330 тыс. руб. Определить емкость рынка, долю рынка каждой фирмы. Возможно ли увеличение емкости рынка, если платежеспособный спрос населения на данный вид услуг, по данным опроса экспертов, составил 2500 тыс. руб. Задача 7. В бизнес-плане фирмы определена цель: обойти конкурирующую фирму по показателю доли рынка. Определить, достигнута ли цель, если общий объем рынка данного товара составляет 3900 тыс. руб. Доля рынка фирмы — 22%,. конкурента — 25%. В анализируемом периоде фирмы дополнительно реализовано 1120 изделий по цене 125руб. за каждое, а объем реализации фирмы-конкурента увеличился на 2%. Задача 8. Малое предприятие, специализирующееся на выпуске изделий кожгалантереи, разрабатывает бизнес-план изготовления новой модели женской сумочки. Определить, сможет ли данное предприятие реализовать новую продукцию в минимальные сроки, если объем производства составит 17 000 изделий, реализацию продукции предполагается производить в городе с населением 300 тыс. человек. Потребители-новаторы составляют 5%. Задача 9. В бизнес-плане предприятия по изготовлению детской одежды необходимо предложить наиболее привлекательный сегмент рынка по количественным параметрам, если известно, что по данным экспертного опроса спрос на данный вид продукции в каждом из трех микрорайонов города составил: 1-й микрорайон—140 тыс. руб. 2-й микрорайон — 420 тыс. руб. 3-й микрорайон —- 560 тыс. руб, Ни одна аналогичная фирма не обслуживает 1-й микрорайон, во 2-м микрорайоне действует два аналогичных предприятия с годовым объемом продаж, равным 225 тыс. руб., а в 3-м микрорайоне — предприятие с годовым объемом продаж 437 тыс. руб. Задача 10. Определить величину спроса на услуги по ремонту телевизоров, если коэффициент ремонта телевизоров равен 0, 3, обеспеченность телевизорами составляет 380 шт. на 1000 жителей Численность населения города 800 тыс. человек. Задача 11. На графиках показаны различные состояния эластичности спроса на товары. Вопросы: 1.Какой из графиков отражает эластичный и, соответственно, неэластичный спрос? 2.Объясните суть эластичности спроса. 3. С какой целью в бизнес-планировании используется это понятие? 4. Какие факторы оказывают влияние на изменение эластичности спроса? 5. Приведите примеры эластичности спроса на отдельные российские товары.
Задача 12. Если для товара «А» эластичность спроса по ценам равна 5, а для товара «В» — 2, какой из них меньше пострадает в случае повышения цен? Ответ обосновать.
|