Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Разнообразие и качество ассортимента
Одним из краеугольных камней любой маркетинговой деятельности является выбор продукта для продажи. Продукт, продаваемый туроператором, своеобразен, не похож на продукцию других предприятий. Объектом продажи являются услуги -транспортные, экскурсионные, услуги гидов в сочетании с размещением путешественников в гостиницах. Многие инициативные туроператоры в дополнение к этому продают страховые полисы для путешественников, сумки и чемоданы, делают паспортные фотографии, оформляют визы и т. д. Но, продавая места в самолете, поезде, круизе или гостинице, туроператор лишь оказывает помощь клиенту в приобретении указанного места, каюты, гостиничного номера во временное пользование. Туристский продукт нематериален, но при этом, предложение должно отвечать дифференцированному спросу различных сегментов потребителей. Разнообразие и качество ассортимента во многом определяют устойчивость фирмы. Здесь возможны различные подходы. Например, туристская фирма специализируется только на одном виде туризма (скажем, горнолыжном) и, видя свой главный успех в обеспечении качества именно этой продукции, осваивает в год 1-2 модернизированных предложения (новые направления в рамках этого вида туризма). Другая фирма ежегодно осваивает различные виды туризма или различные географические направления поездок, предлагая своим клиентам широкий выбор, при котором всегда найдется подходящий вариант, а значит, покупка тура будет совершена. Туристское предложение должно быть дифференцированным как по видам туризма, так и в рамках каждого вида. Качество продукции - это совокупность свойств, обусловливающих ее способность удовлетворять определенные желания потребителей. Комплексный характер туристского обслуживания не позволяет выработать единый показатель оценки деятельности турфирмы. В отличие от промышленности, в туризме нет ОТК, продукцию нельзя забраковать, вернуть на доработку, выбрать лучшую и т. д. Ее потребляют такого качества, в каком она произведена. Основные направления в организации качества туристского обслуживания обеспечиваются на основе соблюдения следующих параметров: • потребительского качества каждой отдельной услуги; • функционального соответствия услуг требованиям определенного сегмента рынка; • качественной технологии предоставления услуг; • информационного обеспечения потребителей; • гарантий в предоставлении заранее оплаченных услуг; • правовой защиты потребителей; • факторов управления, направленных на качественное обслуживание. На этом основано государственное регулирование качества туристской продукции и услуг в России (сертификация). ГОСТ Р 50690-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Туристские услуги. Общие требования» содержит обяза--ельные и рекомендуемые требования к качеству туристских услуг. Обязательные требования: • безопасность жизни и здоровья туристов и экскурсантов; • сохранность имущества туристов и экскурсантов; • охрана окружающей среды. Рекомендуемые требования: • соответствие назначению; • точность и своевременность исполнения; • комплексность и комфортность; • этичность обслуживающего персонала; • эстетичность и эргономичность. При организации туристского обслуживания рекомендуемые ГОСТом требования являются обязательными и проверяются, оцениваются лицензионными и сертификационными органами и их комиссиями. Ведь без соблюдения этих требований невозможно качественное обслуживание. И это необходимо учитывать при стратегическом подходе к организации туристского предпринимательства. При организации работы групп качества в каждой конкретной туристской фирме разумно было бы ориентироваться на опыт использования европейских стандартов качества: • ISO 9000-1 Стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и применению; • ISO 9001 Модель при проектировании, разработке туристского продукта и обслуживания; • ISO 9003 Модель пр" и окончательном контроле качества; • ISO 9004-1 Элементы системы качества. Руководящие указания; • ISO 9004-2 Системы качества. Руководящие указания по услугам; • ISO 8402 Управление качеством и обеспечение качества. Словарь. Применительно к туризму могут быть разработаны рекомендации по использованию стандартов качества. Суть их - в доведении заинтересованности и ответственности за качество обслуживания от высшего звена менеджмента до каждого рядового исполнителя, на каждом конкретном участке обслуживания. Политика управления качеством строится по системе «три П»: (понимание, применение, поддержка). Обеспечение качества в туристской организации можно изобразить в виде пирамиды (рис. 1.8). Для наглядности процесса контроля за качеством весьма удобными признаны специальные формы, разработанные под определенный вид деятельности, бланки для оценки различных участков и видов работ (акты, отчеты гидов, экскурсоводов, отзывы туристов и др.). Существуют специальные формы для внесения предложений по изменению и улучшению процесса обслуживания, в которых предусматриваются «графы прохождения» от нижнего исполнителя через средний менеджмент к высшему руководству, с распоряжениями по исполнению и т. д. С этим направлением деятельности связано понятие - «контроль дизайна», т. е. любой документ должен быть доведен до конечного исполнителя. Необходимо установить строгую ответственность за работу с входящими документами - предложениями исполнителей того или иного участка обслуживания (гидов, методистов, агентов, младших менеджеров, персонала по продаже и др.), чтобы программа по улучшению качества постоянно работала. Чтобы четко определить обязанности, выполняемые каждым функциональным подразделением, рекомендуется внедрение матрицы ответственности, основанной на присвоении каждой службе, подразделению и отделу предприятия своего цветового обозначения. Каждое подразделение туристской организации имеет документы своего определенного цвета. Международный опыт показывает, что внедрение такого метода облегчает работу по контролю качества, делая ее более наглядной как для руководителей, так и для исполнителей. Обобщая и дополняя вышеизложенное, можно составить список элементов системы качества в сфере туроперейтинга: • анализ контрактов; • применение информационных технологий; • управление планированием содержания туристского продукта; • дифференциация предложения; • управление процессами туристского обслуживания; • контроль за качеством предоставляемых услуг; • регистрация данных и определение нормативов качества услуг и обслуживания; • внутренние проверки качества; • корректирующие и предупреждающие действия; • послепродажный контроль; • статистические методы контроля качества; • безопасность услуг и юридическая ответственность; • ответственность руководства; • инвестиции в инновационные технологии обслуживания. Каждый из этих элементов должен найти свое место в системе качества работы туроператора. Ценовая политика Принципиальной основой для позиционирования товара на рынке являются решения относительно цены и затрат на стимулирование продаж (рис. 1.9). I. Интенсивный маркетинг наиболее эффективен: а) если в большинстве своем покупатели не осведомлены: товаре; б) если те, кто знает о товаре, готовы приобретать его по высокой цене; в) если необходимо противостоять конкуренции и вырабатывать у потенциальных покупателей предпочтительное отношение к товару. При данной стратегии фирма устанавливает более высокую лену на товар и расходует больше средств на стимулирование: быта. Высокой ценой обеспечивается значительная прибыль, а усилия по стимулированию сбыта позволяют быстро проникнуть на рынок. II. Выборочное проникновение на рынок используется: а) когда емкость рынка невелика; б) когда товар большинству покупателей известен; в) когда покупатели готовы платить высокую цену за товар; г) когда интенсивность конкуренции невысокая. В этой ситуации цена устанавливается выше, чем в среднем > конкурентов при низких затратах на маркетинг. III. Широкое проникновение на рынок имеет смысл: а) если велика емкость рынка; б) если покупатели плохо осведомлены о товаре; в) если высокая цена неприемлема для большинства покупа--«лей; г) если на рынке существует жесткая конкуренция; д) если увеличение масштаба производства уменьшает лельные издержки на производство. Предпочтение в рамках данной стратегии отдается низкой _«не и высоким затратам на маркетинг. Она наиболее успешна 2.1Я быстрого выхода на рынок и захвата максимально возможной его доли. IV. Пассивный маркетинг используется: а) при большой емкости рынка; б) при хорошей осведомленности о товаре; в) при отказе потребителей покупать дорогой товар; г) при незначительной конкуренции. В этом случае низкая цена и незначительные расходы на ггимулирование сбыта являются наиболее приемлемым варианта позиционирования его на рынке. В практической деятельности необходимо ответить на эти •опросы применительно к продукту конкретной фирмы, дать - рекомендации по ценовой политике этого продукта, проникновению его на рынок, а также определить долю затрат на маркетинг и его направления. При определении ценовой политики фирмы необходимо обратить внимание на оценку эластичности спроса. Коэффициент эластичности спроса по цене (Эц) рассчитывают по формуле: Эц = Процентное изменение количества _____реализуемой продукции_____ Процентное изменение цены На основе анализа значений и динамики Эц формулируются общие выводы о зависимости процесса реализации продукции от потребительского спроса и о возможных действиях в области цен. Если Эц > 1 (спрос эластичен), то сам факт эластичности спроса свидетельствует о том, что увеличение выручки от продаж возможно только за счет снижения цен или такой модернизации продукции, которая приводит к уменьшению эластичности спроса. Данный вывод является принципиальной основой построения ценовой стратегии предприятия в условиях эластичного спроса на реализуемые им товары. Если Эц < 1, то организация реализует продукцию, спрос на которую неэластичен. Здесь есть возможность увеличения цен, так как в условиях неэластичного спроса только эта мера будет способствовать увеличению общей выручки. Если Эц = 1, то увеличение или уменьшение цены на продукцию не изменяет общий объем получаемой выручки от продаж. Снижение цены единицы продукции и связанное с этим уменьшение объема выручки от продаж будет полностью компенсировано увеличением выручки за счет роста объема продаж и наоборот. Оно свидетельствует о малой конкуренции или о несомненных преимуществах товара перед конкурентными. Однако, как правило, такое равновесное состояние существует непродолжительный период времени. Уровень цены определяется позицией товара на рынке с учетом эластичности спроса на него. С целью выявления данных, определяющих политику ценообразования, необходимо проводить исследования, на основании которых и принимаются решения по ценообразованию. Для принятия своевременных и правильных решений в области ценообразования нужно обладать информацией о ходе реализации товаров, т. е. надо знать: • динамику объема продаж в натуральных и стоимостных измерителях (в сравнении с предыдущим годом и различными сегментами рынка и каналами распределения); • изменения цен конкурентов по соответствующей группе товаров; • объем продаж по сниженным ценам (измеренный как процент от общей продажи и от продажи по полным ценам); • сегмент потребителей, получающий наибольший выигрыш от снижения цен; • динамику затрат на маркетинг; • мнения потенциальных покупателей по поводу продавае-мых товаров; • мнение о предлагаемой цене (как со стороны потребителей, так и со стороны торгового персонала); • количество потерянных потребителей в сравнении с предыдущим периодом. Анализ данной информации поможет принять адекватные решения по ценовой политике и затратам на маркетинг.
|