Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Искусство России XVIII века.
Рубеж 17 и 18 веков – завершение Средневековья и начало Нового времени. (за очень короткий по сравнению с Европой срок – несколько десятилетий). Преобразование искусства из религиозного в светское. Освоение новых жанров (портрет, натюрморт, пейзаж, исторический и мифологический). Стили в искусстве, которые в Европе последовательно сменяли друг друга на протяжении веков, существовали в России XVIII столетия одновременно или же с разрывом в несколько лет. 18 столетие – период ученичества в русском искусстве, причем во 2-ой пол. 18 века учителями становились уже не только иностранные, но и русские художники. Открытие Академии художеств, собирание худ. коллекций. I. Архитектура – светский характер, евр. стили. Первая половина XVIII века 1. Санкт-Петербург («Санкт-Питер-бурх») – новая столица, возникшая сразу и в камне, но на болоте. а) Дворец А.Д. Меньшикова б) Постройки Д.Трезини * Петропавловская крепость и её собор * Здание Двенадцати коллегий * Летний дворец с садом (совместно с А.Шлютером) в) Кунсткамера г) Адмиралтейство д) Первый Зимний дворец. е) Императорские резиденции Стрельня, Ораниенбаум, Петергоф, Царское Село Правление Анны Иоановны(1730-1740) ж) Н.Г.Земцов учился у иностранцев в России * Церковь Святых Симеона и Анны, подобие Петропавловского собора, з) И.К.Коробов учился в Голландии * Перестроено Адмиралтейство, появился знаменитый шпиль – «адмиралтейская игла». Начало 3-ех главн. магистралей города. Правление Елизаветы Петровны(1741-1761) и) Многочисленные роскошные дворцы. 2. Москва - менее заметное, но проявление западных стилей. а) М.И.Чоглоков * «Сухарева башня» - здание ворот, недалеко от постоя полка Л, П.Сухарева, позже была увенчана башенкой с часами. (1930-е снесена!! - мешалась) б) И.П.Зарудный * «Меньшикова башня»(ц.Арх.Гавриила) в) Д.В.Ухтомский * Колокольня Троице-Сергиевой Лавры (Н=88метров) * «Красные ворота» - образец русского барокко. Богатая история строительства и перестройки. Поздняя форма – древнеримская трехпролетная арка, с многочисл. статуями, рельефами, живописными изображениями (1930-е – снесены! – мешались) Правление Елизаветы Петровны(1741-1761) 3. Франческо Бартоломео Растрелли – яркое барокко а) Летний дворец (СП) не сохранился б) Зимний дворец (новый) – подобно городу, включает театр, храм, жилые и хоз. помещения. Сложный ритм декор. колонн по фасадам. в) Большой дворец в Петергофе г) Екатериненский(Большой) дворец в Царском Селе д) Церкви и соборы, соед. традиции русской и европейской арх-ры * Собор Воскресения в Смольном монастыре. Вторая половина XVIII века – русское иск-во догнало европейское КЛАССИЦИЗМ (в Европе –неоклассицизм, т.к. не в первый раз). 4. Санкт-Петербург а) Академия художеств (Александр Кокоринов, Ж.Б.М. Валлен-Деламот). Простота и четкость планов. б) Антонио Ринальди (придв. арх. Ек. II) намек на рококо * Дворец Петра III (Ораниенбаум) * Павильон «Катальная горка» (Ораниенбаум) * Китайский дворец. (Ораниенбаум), один из залов «китайский» * Мраморный дворец (СП) – классиц. + рококо в) Г.Ф.Фельтен – совмещение стилей + псевдоготика * Чесменский дворец и Чесменская церковь – псевдоготика * Решётка Летнего сада г) И.Е.Старов – каноны классицизма * Таврический дворец Князя Г.А.Потемкина (Коронный зал или Большая галерея – вытянутый овал) * Классический тип дворца-усадьбы: центральный корпус, по бокам выступающие флигели, парадный двор «курдонёр» д) Джакомо Кваренги – палладианство * Эрмитажный театр * Академия наук * Ассигнационный банк * Смольный институт благородных девиц * Загородные дворцы (Александровский, Концертный зал) е) Чарльз Камерон – классицизм, палладианство * «Камеронова галерея», два совершенно разных по стилю этажа, комплекс «агатовых комнат», спуск к парку и пруду. * Резиденция Павла 1- Большой дворец в Павловске * Павильон «Храм Дружбы» 5. Москва – активное строительство и перестройка, особенно светского характера. а) В.И.Баженов – учеба в России, поездки в Европу * Проект Большого Кремлевского дворца, связь с городом. * Резиденция царицы в имении Черная грязь – Царицино, псевдоготика, Большой дворец(снесен), «Оперный дом», «Хлебный дом», павильоны, мосты * Дом П.Е.Пашкова с бельведером – круглой надстройкой б) М.Ф.Казаков - ученик Ухтомского и Баженова – больше работал в классицизме. * Новое здание дворца в Царицино. * Петровский подъездной дворец (Петровский замок) – псевдоготика(но только в декоре) * Здание Сената в Московском Кремле, треуг. в плане + круглый зал с огромным куполом. * Колонный зал в доме Благородного собрания. * Здание университета. * Церковь Филиппа Митрополита. * II. Скульптура – петербургская академия художеств. 1-я пол. 18 века – слабое, медленное развитие, т.к. не существовало основательных традиций в ск-ре. Во 2-ой пол. столетия появляются русские мастера. 1. Ранняя декоративная скульптура – тесная связь с арх-рой. а) Рельефы Дубровицкой церкви б) Рельефы «Меньшиковой башни» в) Рельефы Летнего дворца г) Иконостас Петропавловского собора д) Статуя Нептуна в Петергофе е) Венера Таврическая III век до н.э.(Греция-Рим) 2. Растрелли а) Бюст Петра1 б) Памятник Петру1 в) Императрица Анна Иоановна с арапчонком
Вторая половина 18 века 3. Федот Иванович Шубин – расчет на круглый обзор а) Женские образы * Панина б) Портрет Павла1(от угрожающе-величавого – до комичного) 4. Михаил Иванович Козловский а) Античная мифология, библейские предания * «Бдение Ал.Македонского» * «Самсон» в Петергофе * Памятник Суворову 5. Феодосий Федорович Щедрин – мастер обнаженной натуры а) Венера б) Диана в) Сирены (Петергоф)
III. Живопись – период классического становления основ Вначале (Петр) – плафонная, театральная, декоративная(элемент рококо), иностранные мастера в основном. 1. Ив.Ник.Никитин а) портреты * Головкина * Петра * Екатерины1 2. Матвеев а) портреты придворных, Петра. 3. М.В.Ломоносов – монументальная живопись в технике смальтовой мозаики(осн. фабр. цвет. стекла) создано ок. 40 мозаич. полотен(разработана уникальная рецептура цв. стекла). а) «Полтавская баталия» б) «Портрет Петра1» 4. Вишняков - портреты
Эпоха Е II – уровень развития искусства = европейскому КЛАССИЦИЗМ – подражание ант. Греции 5. Ант.Павл.Лосенко – основоположник историч. жанра, но несколько отстранненный, пафосный, «гипсовый» характер а) «Прощание Гектора с Андромахой» б) «Жертвоприношение Авраама» в) «Владимир и Рогнеда» Развивается жанр ПОРТРЕТА: парадный, интимный, групповой. Натурщики различны по классовой принадлежности. 6. Антропов 7. Рокотов (крепостной до зрелого возраста) – удивительный, дымчатый тон, трепетность живописного образа. «рокотовский» портрет. 8. Левицкий – без лишней парадности, сочный, колоритный мазок. Образ кокетливого, жеманного, но простоватого 18 века. а) Строганов б) Кокоринов в) «Смолянки» - воспитанницы Смольного института. 9. Боровиковский – конец 18 – нач. 19 века, но по стилю – остался в 18 веке. Романтизм, элегия, частное лицо с его камерной жизнью. Некоторая стереотипичность моделей, но удивительная серо-зелено – золотистая гамма, дымчато белый образ. а) Е II на прогулке в парке(? Царицино, Ц.Село?) в образе «казанской помещицы» б) Портрет Лопухиной
ПЕЙЗАЖ 10. Алексеев – традиции итальянской ведуты, «пафос шири» 11. Сильв.Феодос. Щедрин – талантливый, но посвятивший свою кисть не России, а Италии. а) Виды имп. резиденций, Петербурга б)Образы Италии. IV. ДПИ – научные разработки, открытия. Основание фабричных производств произведений искусств. 1. Цветное стекло (завод Ломоносова) 2. Фарфор (Дмитрий Иванович Виноградов) – «виноградовский период». Роспись на фарфоре.
|