Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Магура Симаргл Зевана Лада
(защитница (земной огонь) (звери, охота) (любовь, красота) богатырей, и Лель (страсть) воинов)
а также Царица-Вода (не богиня, а живой источник жизни), низшие духи и демоны: леший, водяной, ведьмы, русалки, кикимора и многие другие.
Искусство Киевской Руси. Русь - государственное образование восточных славян на среднем Днепре; центры: Киев, Чернигов, Переяславль-Южный. Киевская Русь – раннефеодальное государство 9 – нач.12 в.в.
Периодизация истории Киевской Руси. I. Образование феодального государства (столица – Киев) – до 882 г. II. Захват власти в Киеве предводителем варяжской дружины Олегом – 882-911 гг III. Расцвет монархии; принятие христианства (988 г.); объединение восточно-славянских племен – 911-1054 г.г. IV. Начало распада – 1054-1093 г.г. V. Стремление отдельных княжеств к самостоятельности – 1093-1132 г.г. 1132 г. распад Киевской Руси; период феодальной раздробленности.
Особенности культуры Киевской Руси: культура славянских племен + византийская культура (язычество) (христианство)
I. Архитектура – живописность, связь с ландшафтом. 1. Деревянное зодчество (мастера Миронег и Ждан-Никола). а) Город: крепость на холме (кремль, детинец) – резиденция князя и убежище для горожан укрепления (земляной вал, стена, ров) посад – место поселения горожан (мазанки, бревенчатые срубы). б) Храмы: языческие (капища) и христианские (базилики или крестообразные в плане). 2. Каменное зодчество. а) Княжеские храмы – грандиозность, пирамидальность, богатый декор; «полосатая кладка» (камень + плоский кирпич-плинфа). * Десятинная церковь в Киеве (первая каменная на Руси, не сохр.) * Софийский собор в Киеве, заложен Ярославом Мудрым – главный храм госудрства, образ божественного космоса (см. храм Софии Константинопольской * Софийский собор в Новгороде – проще, строже. * Спасо-Преображенский в Чернигове б) Монастырские соборы – мощь, простота форм. * Георгиевский собор Юрьева монастыря под Новгородом
Классический тип крестово-купольного храма. II. Скульптура – монолитность, лаконизм. 1. Деревянные идолы (живые, выразительные, раскрашенные). III. Живопись – византийские традиции + языческое народное искусство (торжественность, суровость, (массивн. фигуры, крупн. лица, каноны, архетип) плоская композиция) 1. Мозаики и фрески соборов – канон, сочный цвет, золотой фон. а) Софийский собор в Киеве (библейские персонажи + конкретные исторические портреты + сцены придворной жизни + орнамент). 2. Иконопись – духовность, тонкий колорит. а) Икона «Владимирская богоматерь». 3. Миниатюра – плоское изображение, яркие краски, орнамент. а) Церковные книги (изборник, евангелие, псалтырь). IV. Художественные ремесла («узорочье») – оригинальность, самобытность; мастера-универсалы. 1. Резьба по дереву, камню. 2. Металлопластика (ковка, литье, чернение, гравировка, чеканка). 3. Ювелирное дело (филигрань или скань – тонкая крученая проволока). 4. Эмали (перегородчатая, выемчатая).
Искусство 12 – сер.13 в.в. (ПЕРИОД ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ) Рост городов, подъем ремесел, развитие экономических связей, но междуусобные споры, войны. Образование удельных княжеств: Киевского, Новгородского, Псковского, Владимиро-Суздальского и др. Церковь – сила, призывающая к единению, к борьбе с завоевателями-кочевниками.
В искусстве - приближение к повседневной жизни, камерный стиль, вкусы княжеско-боярской среды и городских кругов.
I. Архитектура – разнообразие архитектурных школ. 1. Киевская – статичность, строгость, мощь; кирпич-плинфа (вытянутый), дополнительный декор (аркатурные пояски, полуколонны и прочее) а) Церковь Параскевы Пятницы в Чернигове, арх. Милонег (?) б) Церковь Петра и Павла в Смоленске. 2. Новгородская – простота, скромность, монументальность; плита из известняка, скромный декор; вкусы бояр, купцов, горожан, т.е. демократизм в культуре. а) Никольский собор в Новгороде. б) Церковь Иоанна Предтечи на Опоках, Новгород 3. Псковская – суровая простота, лаконичность, скупой декор; почти необработанный камень. а) Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря 4. Владимиро-Суздальская – утонченность, четкие формы, богатый декор (резьба по камню); белокаменное строительство. а) Дмитриевский собор во Владимире (парадность, величавость). б) Церковь Покрова на Нерли (изящество, гармония; церковь-скульптура). в) Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (обилие резного декора). Общие черты архитектурных школ: 4-х столпный однокупольный храм, единство внешнего и внутреннего облика, богатый декор фасада. Отличия: строительный материал, детали декора (зависимы от материала), композиционные приемы.
II. Скульптура – белокаменная резьба (ажурность, мягкие формы, народные мотивы). 1. Владимиро-Суздальская школа скульптурной резьбы: пластичность, широта худож. замысла (представление о мире, о жизни), символизм; языческая культура (звериные мотивы, растительный орнамент) + христианские образы (Христос, крест, рыба, лоза). а) Соборы г.Владимира б) Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (летопись Древней Руси).
III. Живопись–самобытность; влияние церквивлияние народной культуры (строгость, суровость, (славянский тип лица, яркие плоский контур) чистые краски); Живописная техника – мозаика
имитация мозаичной техники (блеск, цветовая гамма)
имитация эмальерной техники (золотая штриховка – ассист)
темперная живопись 1. Новгородская – суровость образов, обобщенность линий, укрупненность форм а) Икона «Спас Нерукотворный» (византийские традиции). б) Икона «Святой Георгий» (независимость, сила + жертвенность). в) Икона «Успение» (сложная многофигурная композиция). 2. Псковская – разнообразие живописных приемов. а) «Пророк Илья» - житийная икона (покой, мягкие линии, гармония цвета) б) Фрески Мирожского монастыря (экспрессия, звучный цвет). 3. Владимиро-Суздальская – византийские + русские традиции, новые иконографические типы. а) Икона «Дмитрий Солунский» (русский воинский идеал, судья и защитник) б) Икона «Архангел Михаил» (образ воина-защитника). в) Икона «Святые Глеб и Михаил» г) Икона «Христос-Пантократор» (грозный, величественный)
икона «Спас-Вседержитель» (добрый, милостивый)
образы Андрея Рублева, мягкие, гармоничные IV. Художественные ремесла – разделение ремесленников по социальному признаку (княжеский двор, горожане, селяне) по профессиям (чеканка, эмаль, резьба). 1. Металлопластика. а) Медные врата Рождественского собора в Суздале («жженое золото»: медная пластина покрытие черным лаком травление кислотой процарапанного рисунка золотая крошка нагрев соединение металлов). б) Большой Сион - церковная утварь для хранения освященного хлеба в форме христианской церкви. в) Кратиры – сосуды строгой формы с фигурной ручкой, украшенные чеканкой.
|