Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Искусство Византии 13-15 веков.
Период упадка: захват Константинополя крестоносцами; распад империи на несколько отдельных государств; разграбление художественных ценностей; борьба с иноземцами. Латинская империя Никейская империя и другие (крестоносцы) независимые греч. гос-ва
1261 г. восстановление Византийской Империи (восстание имп. Никеи Михаила VIII Палеолога); кратковременн. подъем, так называемое Палеологовское Возрождение.
Сер.14в. народные восстания, междуусобицы, слабость власти, натиск турков.
1453 г. взятие Константинополя турками; Византия – в составе Османской империи.
I. Архитектура – разнообразие местных художественных школ; характерные черты – сложность живописность построек, крепостной характер. 1. ХРАМЫ - крестово-купольные церкви, синтез базилики и купольного храма. а) Комплекс Богоматери Памакартиста (ц.Фетхие-Джами), Константинополь, 14 век б) Монастырь Хора (ц.Кахрие-Джами), Константиноп., 14в 2. СВЕТСКИЕ СООРУЖЕНИЯ – императорские дворцы, жилые дома городской знати. а) Дворец Текфур-серай, Константинополь, 14 век. II. Скульптура – практически не развивалась. III. Живопись – блестящий кратковременный расцвет при династии Палеологов (пошатнулась система канонов, архетипа; большая экспрессия, свобода; пространство, объем, характеры, т.е. обращение к античному искусству.) 1. МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ – мозаики (чистые, звонкие краски, утонченная религиозная одухотворенность). а) Мозаики ц. Фетхие-Джами. б) Мозаики монастыря Хора. 2. СТАНКОВАЯ ЖИВОПИСЬ – иконопись (полутона, рефлексы, сложный колорит; смягчаются лица, уменьшаются черты, нежная моделировка лиц, рук). а) «12 апостолов» - индивидуальность, живописность, красочность. б) «Христос-Пантократор» - на полях иконы портреты вкладчиков (ктиторов). в) «Иоанн Предтеча» г) «Сошествие Христа в ад» - линейность, сухость, несмотря на тонкость и красоту цветовых отношений. д) «Григорий Палама» - не портрет, а канонизированный образ. К 15 в. – графичность, холодность, декоративность в живописи. IV. Художественные ремесла – мало сохранились (разграбление Константинополя турками, обнищание империи). 1. Ткачество – шитье (церковные одежды: цветные, золотые, серебряные нити, жемчуг, драг. камни); византийский атлас.
Значение Византийской художественной культуры.
1. Творческие достижения византийской культуры. а) Выработан средневековый тип купольных зданий и система их декора. б) Созданы возвышенная, одухотворенная монументальная живопись и миниатюра; в) Появляется новый тип станковой живописи – иконопись; г) Высокий уровень разнообразных художественных ремесел. 2. Влияние на соседние страны Восточной Европы (Болгарию, Русь и др.) и страны Ближнего Востока. 3. Сохранение и передача античных традиций в Италию накануне Возрождения.
Угадайка «Искусство Византии».
1.Икона, написанная византийским мастером, подаренная русскому княжескому двору, самая почитаемая на Руси. 2.Постоянная иконографическая схема росписи храмов. 3.Форма византийской живописи, связанная с оформлением рукописных книг. 4.Государство, возникшее на руинах Римской империи. 5.Столица этого государства. 6.Главный храм города Константинополя, синтез базилики и крестово-купольного храма, самый грандиозный из византийских храмов. 7.Религия, господствующая в византийской империи, провозглашающая дух превыше плоти. 8.Форма средневековой станковой живописи, религиозной по темам, культовой по назначению. 9.Вид художественного ремесла: нанесение на металлическую основу красочного поршка и дальнейший нагрев. 10.Материал, из которого делались византийские мозаики.
СМАЛЬТА
Византия АРХЕТИП ЭМАЛЬ
«Владимирская» МИНИАТЮРА ХРИСТИАНСТВО Константинополь Св.Софии
ИКОНОПИСЬ
|