![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Искусство Византии 4-7 в.в.
Переход от античности к средневековью: зарождение феодальных отношений (свободное крестьянство, аренда земли, власть имератор + сенат) К 7 в. – экономический и политический подъем (и. Юстиниан, ц. Феодора); отдедение провинций (S меньше в 3 раза), более однородный национальный состав (осн. роль – греки); от научной мысли к христианскому богословию.
I. Архитектура - римские традиции (форум с колоннадой, дворцы, мозаика, ант.храмы, то есть акцент на наружное пластическое решение)
новые типы храмов
Христианская базиликаБаптистерий (греч.-лат.) (в плане – вытянут. крест, церковь для обряда крещения символ христианства) (в плане – квадрат или круг, . 4 столба –опоры, сверху купол). а)Базил. Санта-Мария Моджоре, Рим, 5в а)Ц.Сан-Витале, Равенна, 6 век
(акцент на интерьер, внутреннее пространство храма, отсюда – внешняя простота, суровость + великолепие интерьера);
синтез базилики и купольного храма а) Храм Святой Софии в Константинополе, арх. Анфимий и Исидор, 532-537 г.г. (длина 77м., диам.купола 31, 5м., 4 столба опоры + декор: кружево, цветной мрамор, мозаика, позолота); иллюзия чуда, непостижимости, нерукотворности;
крестово-купольный тип храма (внешняя выразительность + богатый интерьер).
II. Скульптура – острый кризис, разрушение античных канонов. 1. Круглая скульптура – античные памятники правителей . (суровость-тяжеловесность); - аллегорическое изображение Христа в виде «доброго пастыря» (условность, схематизм). 2. Рельефы – церковные (капители, алтари, карнизы, иконы – обилие резного орнамента) - светские («консульские диптихи», саркофаги – условность, плоскостность).
III. Живопись – появление условности, т.е. действительность изображаются не через образ, а через его духовность, эмоции; скрадывается его телесная и подчеркивается духовная сущность (акцент на глаза, на жесты). Формы византийской живописи
монументальная храмовая станковая живопись миниатюра . (иконопись) от книги-свитка . икона (греч.) – образ, к книге-«кодексу» . изображение; традиции (сшитые вместе . фрескамозаика фаюмского портрета листы с текстом и (темпера по (смальта - (энкаустика) иллюстрациями) сплав стекла минеральными красками)
от античных традиций (многоцветье, реализм) – к средневековым (духовное начало, одноцветный фон, плоские лица и фигуры). а) «Добрый пастырь в райском саду» - редкое изобр. молодого Христа, символ вечной юности; мозаика из Равенны, 5в. б) Мозаики церкви Сан-Витале, Равенна, 6 в. – парадные изображения и.Юстиниана и ц.Феодоры. в) «Ангел Дюнамис» - мозаика ц.Успения из Никеи, 7в.; золотой фон, но ант.пропорции, живописная импрессионистическая манера, то есть расчет на оптическое смешение в глазах зрителей цветов многочисленных разноцветных кубиков смальты. г) Икона «Мученик и мученица», 6-7в.в. д) Икона «Сергий и Вакх», 7в. IV. Художественные ремесла – античные+восточные традиции; богатый узор, роскошные материалы (требов.византийской знати) 1. Металлопластика (бронза, серебро) – светильники, серебрянная посуда, литые бронзовые двери. 2. Резьба по слоновой кости. 3. Ткачество.
|