Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Иконоборцы Иконопочитатели
(божество невозможно изобразить; (бога и святых можно и должно уничтожение изображений святых, изображать, т.к. изображение создание светской живописи, т.е. – отражение божественного, пейзаж, здания, птицы, животные) идеального образа, т.н.«архетипа»)
Победа иконопочитателей
строгая регламентация художественного творчества: связь с архитектурой храма, создание «архетипа» - постоянной иконографической схемы (в куполе – Иисус Христос в образе Вседержителя-Пантократора, на барабане – пророки или апостолы, на парусах – евангелисты, в апсиде – Богоматерь Оранта, на западной стене – «Страшный суд»)
Общие принципы живописи: декоративность (изящный рисунок + изысканная цветовая гамма, утонченность, тщательность); строгость и одухотворенность образов; затаенная человечность (особенно в иконах). Изобразительные приемы: большая графичность, линия и замкнутый контур; в мозаике – ровные линии из кубиков смальты (зеленые, розовые, желтые) от пейзажа – к одноцветному фону, от объема – к плоскому изображению. 1. Монументальная живопись – мозаики собора Святой Софии в Константинополе. a. Христос, Богоматерь и Иоанн Креститель (смальта – как мазок живописца, плавность, мягкость, оттенки цвета). b. Христос между имп. Константином и имп. Зоей (идея преемственности власти). 2. Станковая живопись - ИКОНЫ (от энкаустики – к темперной живописи). a. «Владимирская Богоматерь» - лирический тип иконы богоматери Елеусы («Умиление»); одухотворенность, человечность (грусть матери за судьбу ребенка). b. «Григорий Чудотворец» - строгость, благородство; удлиненные пропорции, бестелесность, однотонный золотой фон. 3. Книжная миниатюра – жизненность, политическая острота свободный рисунок («Хлудовская псалтырь», 9 век.)
возвышенный стиль, поэтика тонкий колорит («Парижская псалтырь», 10 век)
условность, ювелирная виртуозность, схематизм. IV. Художественные ремесла – период расцвета; признание за пределами империи; влияние на мастеров Балкан и Закавказья. 1. Резьба по слоновой кости – тонкость исполнения, верная анатомия, но некоторая схематичность, плоскостность. а) Пластина «Коронование Христом имп. Константина VII». б) Триптих «40 мучеников и воинов». в) Резные ларцы (мифологическ. и светская тематика). 2. Резьба по камню – иконки, камеи, подвесные печати с изображениями святых (стеатит, сланцы, полудрагоценные камни). 3. Перегородчатые эмали (золотая пластина припаиваются тончайшие золотые полоски ячейки заполняются красочным порошком нагрев шлифовка поверхности) - чистый цвет, переливы золотого фона, золотые нити. а) Икона «Распятие». б) Оклады евангелий. 4. Серебряная посуда с гравировкой в стиле древних южных славян (фантастические птицы, звери, актеры, воины). 5. Керамика – посуда, покрытая однотонной глазурью (изображения птиц, зверей; эпос). 6. Миниатюрные мозаичные иконки (кусочки смальты размером с булавочную головку)
|