Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Искусство середины 13 -15 в.в.
XIIIв. 1237-41 г.г. - монголо-татарское нашествие
экономический и культурный упадок, обособление Юго-Западных и Западных земель, переселение народов на Северо-Запад, Запад, Север и Северо-Восток (земли, не пострадавшие от монголо-татарского ига)
Сер. XIV в. - восстановление городов, возрождение искусств и ремесел, сложение Русского централизованного гос-ва
Конец XIV–нач.XVв.в. – открытое выступлене против ига (Куликовская битва, 1380 г.)
рост военной мощи, экономики, культурный подъем
В искусстве – два культурных наследия Москва, Тверь Новгород, Псков (влад.-сузд. трад.) (собств. древн. трад.)
I. Искусство Новгорода и Пскова. 1. Архитектура а) Великий Новгород – возрождение каменной архитектуры; простота, цельность, тесаный кирпич; позднее – подчинение Москве, сближение с общерусскими формами архитектуры. Классический тип новгородского храма: крестово-купольный, 4-х столпный, 1 апсида, 3 лопасти фасада; крупный, подчеркнуто-нарядный. * Ц.Федора Стратилата на Ручье. * Ц. Петра и Павла в Кожевниках. б) Псков – обращение к древним псковским традициям: глава на высоком барабане, 3-х лопастной фасад, оборонительные сооружения. * Собор Рождества (Снетог.монаст.) * Ц.арх.Михаила и Гавриила(там же) 2. Живопись Новгорода, Пскова, Твери. а) Новгород – разнообразие фресковых циклов (широкий круг заказчиков: церковь, бояре, средние слои); византийские традиции + местные традиции (условность, суровость) (история, святыни) * Фрески: свободная манера, лаконичные образы, сдержанный цвет. (a) Росписи Феофана Грека * Иконопись: красочность, декоративность, энергичная линия. (a) «Борис и Глеб на конях». (b) «Битва новгородцев с суздальцами» * Миниатюра: фантастические образы, растительный орнамент, человеч. фигуры, бытовые сцены.
б) Псков – энергия, сила, реализм; отступление от иконографической схемы (ангелы без крыльев, замысловатый трон); особый колорит (темно-зеленый, белый, светло-красный) (a) «Борис и Глеб на конях». (b) «Сошествие во ад». в) Тверь - почти не сохранилась; свободная композиция, пластичный рисунок, приглушенный свет (разбеленный синий, лиловый), крупные, мощные фигуры.
II. Искусство Московского княжества (нач. XIV-XV в.в.). Москва - общерусский церковный, политический и экономический центр. 1. Архитектура – формирование общерусских национальных архитектурных традиций. а) Монументальные постройки Московского Кремля: соборы, церкви(не сохр.); каменные стены с 9-ю башнями (дл. 2км.). б) Троицкий собор Сергиевой лавры в Загорске(суровый. массивный) в) Спасский собор Андронникова монастыря в Москве (переосмысление композиции 4-х столпного храма: углы опущены, центр фасада приподнят, несовпадение внешнего вида и внутреннего пространства). 2. Скульптура - деревянные резные кресты
распятие с горельефной фигурой Христа
деревянные статуи святых – хранителей городов
3. Живопись – поиск собственных художественных традиций: одухотворенность, плавность, легкость (домонгольские + византийск. традиции) а) Росписи – по сведениям летописцев (греки и русские мастера). б) Иконопись – русские черты образа + идеализация. * «Спас Оплечный» - большой размер, четкий рисунок. * «Архангел Михаил» - житийная икона; средник – воплощение идеала (вождь небесного воинства, помошник в битвах, покровитель русских князей), клейма – история жизни героя. в) Миниатюра – архаичность (тяжелые фигуры + живые, выразительные лица).
|