![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Компьютерное искусство⇐ ПредыдущаяСтр 25 из 25
Историческая обстановка: чудовищные мировые войны, тоталитарные режимы, гонка вооружений, абсолютная потеря «истин» эпохи Возрождения и Просвещения. Человек остался наедине с новым грозным непонятным миром как в первобытные времена. Художественные тенденции: стирание национальных и государственных рамок, огромное разнообразие направлений, особенно авангардных (франц. avant-garde – «передний край»). Переосмысление отношений «действительность-художник-зритель»: от поиска новых форм старых ценностей – до полного отрицания каких либо форм знакомой эстетики.
Искусство России: рацвет стиля модерн (нач ХХв. – 30гг.), «советский период»(30 – 80гг.), сочетания разных стилей в разных формах, заново открыта иконопись, городская, народная культура(лубок, вывеска, афиша). В начале 10гг. – первые проявление абстракционизма (беспредметного искусства), СОЦАРТ(соц.реализм). С 1932 г.- гос. системы творческих союзов: Союз художников, Союз архитекторов, …). Все, что кроме СОЦАРТА в подполье.
I. Архитектура - ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА ХХ ВЕКА 1. «Баухауз» - «дом строительства»(Германия) - первая школа дизайна и архитектуры, основ. – Вальтер Гропиус - ассистент Беренса (AEG) а) Обувная фабрика «Фагус» - принцип функционализма – главенства практических функций и человеческих потребностей. б) Создание училища «Баухауз» и строительство здания для него. Идея – воссоединение искусства, техники и науки в) Здание «Баухауз» в Дессау – Гропиус и фон Мейер г) Одноэтажное здание в Импингтон-Вилледж (Англия) д) постройки в Америке 2. Людвиг Мис ван дер Роэ – (Германия, США) а) Появление международного стиля: стальные несущие конструкции, «навесные стены», отсутствие декора. б) идея «свободного плана» и «непрерывного пространства» (павильон Германии на Межд. выставке в Барселоне, 1929г., вилла Тугендхат) в) Комплекс зданий Иллинойского технологического института г) Американские небоскребы (единый «монолит» из стекла), жилые дома на Лейк-Шор-драйв 3. Ле Корбюзье – не получил специального образования, разрабатывал принципы строительства современного города и жилища. а) «Дом-Ино» б) «Пять пунктов» архитектуры (Вилла Савой) в) Здание Центросоюза в Москве. г) Изменение отношения к ДОМУ, больше лиричности, теплоты, народности форм * Дом Эррасурис в Чили д) Литературные труды, исследование возможностей современных пропорций: МОДУЛОР - средние размеры человеческого тела + «золотой ряд»(а, а, а+а, а+а+а, а+а+а + а+а, ….) * Большой жилой дом в Марселе * Капелла в Роншане * Монастырь Ля-Туретт у Лиона * Национальный музей западного искусства в Токио * Центр искусств в Кембридже 4. Френк Ллойд Райт (США) начало тв-ва еще в 19 веке а) «Стиль прерий» - нависающие карнизы, низкие террасы, сады за оградами «органичная» * собственный дом Райта в Оукпарке архитектура: *дом Уинслоу в Ривер Форест включ. в ландшафт, *дом Уиллитса в Хайленд-парке природн. материал *дом Роби в Чикаго б) Ларкин-билдинг в Буффало(матер.–бетон, примен. один из перв.) в) Церковь в Оук-парке Неприятие на родине, но овации в Европе, активное проектирование с новыми материалами: стекло – «застывший воздух», «город широкого простора» благодаря развитию транспорта – утопия г) здание компании «Джонсон и сын» - неземной простор д) Вилла Кауфмана («Дом над водопадом») е) Здание музея Гугенхейма (огромная спираль) ж) Проект небоскреба «Иллинойс» - неосуществлен по финанс. пр. Вторая половина ХХ века. Переход права архитектурного авангарда от Центральной Европы к США, Мексике, Бразилии, Японии и к окружным евр странам: Италии, Скандинавии. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО (2мир война – много разрушений). «Афинская хартия»1943г. – регламент городской застройки: разгранич. жилых, промышл., обществ.-культ. районов, равновесие трансп. и жилого сектор. революция стройит. техники – тонкостенный бетон, аллюминий пластмассы, синтетич. пленка 5. Брутализм а) Эллисон и Питер Смитсоны * Здание редакции журнала «Экономист» 6. Новое барокко (выразит., криволинейные формы и конструкции из мира живой природы – биоморфизм) а) Аэропорт компании TWA – форма огромного ската. 7. Постмодернизм – оппонент функционализма. а) Малый дворец спорта в Риме (Нерви и Вителоци) б) Город Бразилиа, 1960г. – столица с нуля, план – огромная птица. 8. Метаболисты – преобразование ассоциаций. а) Центр СМИ в Кофу, Кендзо Тенгэ б) Оперный театр в Сиднее (Йорн Уотсон) в) Район Дефанс в Париже. Архитектура России и СССР – монополия на архит. заказы – у государства, вначале периода – подъем творчества в широком поле вариантов (без существенных ограничений) – «строительство нового мира» 9. «Революционный стиль» - популяризация мотивов Востока а) Памятник борцам революции на Марсовом поле (С-П) б) Мавзолей В.И.Ленина – Щусев в) Шуховская башня (радиобашня, арх. – Шухов) – использование гиперболоидных конструкций 10. АСНОВА(ассоциация новых архитекторов) – ведущий – Ладовский, Мельников 11. ОСА(Объединение современных архитекторов) – братья Веснены, Гинсбург, Леонидов, Голосов – ближе к конструктивизму Спор УРБАНИСТОВ и ДЕЗУРБАНИСТОВ 12. 1932г. – учреждена Академия Архитектуры СССР, линия: наследие Античности и Возрождения а) Жилой дом на Моховой ул., 1932г., Жолтовский Но! в основном - эклектика б) Главный павильон ВСВ(ныне ВВЦ) 13. Реконструкция Москвы - центра (группа Семенова): транспорт, зоны отдыха, мосты. а) «Дворец Советов» на месте хр.Христа Спасителя (неосуществлен) б) Серия высотных зданий – дорогих по материаллам – «Сталинский ампир» * МГУ на Воробьевых горах Вторая половина ХХ века. Указ, осуждавший архитектурные излишества и украшательство. Массовое жилое строительство (расселение коммуналок) – «хрущевки». Озелененные микрорайоны вокруг обществ. и культурн. зданий – массовость, но однотипность жилья * Искл.: Кинотеатр «Россия» 1961г. * Дом нового быта в Новых Черемушках 1969 (общежитие МГУ) Эталон – бетонная призма с лентами окон * Государственный Кремлевский Дворец * Новый Арбат * Новое здание театра драмы и комедии на Таганке * Останкинская башня 90-е – бум строительства: * Восстановлен Храм Христа Спасителя * Подземный Манеж 14. ХАЙ-ТЕК + исторические стили * Гостинный двор * МОСКВА-СИТИ II. Скульптура 1. Экспрессионизм классический традиционный авангард а) Эрнст Барлах (Германия) * «Памятник павшим» * «Мститель» б) Альберто Джакомети (Швейцария) * Шагающий человек 2. Виталисты (vitalis-жизненный) символизм и абстрактные образы идеи. а) Генри Мур (Англия) – «органические формы» * «Полулежащая» * «Струнные мать и дитя» * «Семейная группа» * «Лежащая фигура» - все меньше узнавания б) Константин Брынкиуши (Бранкузи) (Румыния) * «Уснувшая муза» * «Стол молчания» 3. Кубисты - выходцы из России а) Александр Порфирьевич Архипенко * «Женщина, расчесывающая волосы» б) Осип Цадкин * «Разрушенный город» в) Ж.Х.Я. Липшиц 4. Футуристы а) Умберто Боччони- «взрыв формы» 5. Конструктивизм а) Певзнер Антон и Наум(Кабо) * «Феникс», «Линейная конструкция №8» б) Александр Колдер * «Мобили», бесполезные машины в) Шоффер * «Монохронодинамические композиции» 6. Дадаизм, поп арт, концептуализм «ассамбляжи», случайные конструкции, китч. 7. LANDART – земляное творчество. а) Смитсон * «Комплекс-I» Скульптура России. Советская пропаганда – снятие памятников царям и их слуг замена монументами революционерам. 8. Классика а) Иван Дмитриевич Шадр (Иванов) * Булыжник - оружие пролетариата б) Александр Терентьевич Матвеев * «Октябрь. Рабочий, крестьянин и красноармеец» в) Вера Мухина * «Крестьянка» * «Рабочий и колхозница» 9. Волна монументализма. a) Памятники Чапаеву в Кишеневе и Т. Шевченко в Харькове 10. Декоративная скульптура а) Кардашов и Ефимов * фонтаны Северного Речного вокзала Москвы 11. Военная скульптура официальная человечно-чуткая «Воин освободитель» Вучетич. «Портрет Юсупова» Мухина 12. «Украшательство» а) Памятник Ю. Долгорукому - Орлов тяга к ясным образам б) Памятник Маяковскому - Кибельников скульптура приравнивается к ландшафту в) Зеленый пояс славы под Ленинградом г) Памятник освоению космоса, Москва 13. Проявления авангардизма а) Эрнст Неизвестный * Дафна * Сердце Христа * Атомный взрыв 14. Новейшее искуство а) Зураб Церетели * Яблоко * Жанровые работы * Петр 1
III. Живопись – множественность форм и проявлений, от нового витка реализма до полного отрицания эстетики. 1. Фовизм – (fauve – «дикие», фр.)- течение во франц.(вначале) живописи нач. ХХ века, характериз. предельно интенсивным звучанием открытых цветов применением контрастов, упрощением локального цвета, отказом от светотени и линейной перспективы. а) Анри Матисс * «Мадам Матисс» * «Радость жизни» * «Танец» * «Музыка» * «Красные рыбки» * «Натюрморт с раковиной» * Капелла чёток в Вансе б) Андре Дерен * Виды Коллиура * «Автопортрет» в) Морис де Вламинк * «Баржи на Сене» г) Жорж Руо – трагизм, слабость и беззащитность * «Святой лик» д) Кес ван Донген (Т.М.Корнель) * Портреты «жителей дна» е) Альбер Марке – поэтическая простота * пейзажи 2. Экспрессионизм (широкий круг явлений), (expressio – выражение, латин.) – течение в искусстве нач.ХХ в Германии и Австрии, провозгласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека, и выражение этого мира – единственной целью художника. Объединение «Мост» а) Эрнст Людвиг Кирхнер * Улица * Красная башня в Халле * Встреча Шлемиля с тенью б) Эмиль Нольде Ханзен * религиозная тематика * пейзажи * 1500 маленьких акварелей в) Франтишек Купка * Этюд к языку вертикалей * Размещение графических мотивов г) Оскар Кокошка * Супруга ветра д) Эгон Шиле * Автопортрет 3. Парижская школа - разновременная и разнородная группа художников из разных стран мира, нашедших свой стиль в Париже а) Пит Мондриан б) Диего Ривера в) Хуан Гриз г) Хаим Сутин * Портрет д) Амедео Модильяни * Портреты 4. Пауль Клее - экспрессионизм, кубизм, абстракционизм, сюрреализм. * графическое начало * открытие цвета после Туниса * «Полная Луна», «Вращающийся дом», «Вспышка страха», «Смерть и Пламя». 5. Кубизм – приведение всех форм к упрощению фигур и объемов, рассматривание со всех точек одновременно. а) Жорж Брак * Дома в Эстане * натюрморт со скрипкой и кувшином * композиция с трефовым тузом б) Хуан Грис в) Робер и Соше Делоне- переход к чистому абстракционизму г) Фернан Леже д) Луи Маркуси 6. Пабло Пикассо - кубизм, экспрессионизм, Художник вне стиля, сюрреализм, абстракция а) «Голубой период» (1901-04)- выразительность линий * Девушка на шаре * Девушка с голубем * Двое * Завтрак слепого б) «Розовый период» * бродячие артисты, циркачи * мотивы античной классики(«Водопой») в) кубизм * «Авиньонские девицы» - появление кубизма * «Девушка с веером» - аналитический кубизм * «Портрет А. Воллара» * коллажи – синтетический кубизм * «Герника» - память о гибели города 1936 г. (8х3, 5 м) сознательный ахроматизм * ансамбль произведений замка Гримальди в Антибе * графика: офорты «Метаморфозы», «Сюита Воллара», «Мечты и ложь генерала Франко» * росписи капеллы в Валлорисе * керамика 7. Футуризм (лат. future- будущее)- основатель поэт Ф.Т. Маринетти (Италия)- больше манифесты, чем произведения, символ будущего- движение. а) Умберто Боччони б) Джакомо Балла в) Кармо Карра г) Джино Северини д) Луиджи Руссоло 8. Метафизическая живопись (дословно - сверх физика) а) Джорджо Де Кирико - вечный покой * пейзажи * «Ум ребенка» б) Альберто Савиньо (Андреа де Кирико) в) Луиджи Де Писис г) Джорджо Моранди * натюрморт д) Кармо Карра 9. Неоклассицизм: к, с, ж- черные линии, перпендикуляры + белый, черный, серый, плоскость!!! а) Пит Мондриан(Голландия) художник, промышленный архитектор * ранние пейзажи * кубические опыты * абстрактные композиции: серия «Море», «Композиции» 10. Дадаизм (dada-франц. – лошадка) нет конкретных значений, цветоразрушение какой бы то ни было эстетики, игра, насмешка а) Тристан Туаре – основатель дадаизма б) Рихард Хюльденбек в) Софи Тауберг г) Марсель Дюшан - редимэйд * Мона Лиза с усами * Фонтан д) Франсис Пикабио е) Курт Швиттерс ж) Макс Эрнст 11. Сюрреализм (франц. сверхреальность) 30-е года, последователи дадаизма, психоанализ Фрейда- источник искусства - сфера подсознания (инстинкты, сны, галлюцинации), метод разрыва логических связей, замена субъекта «обманками», ассоциации. а) Андре Масон – графика авторисование и фроттаж б) Макс Эрнст * Обманки * Дева наказание в) Ив Танги – тревога г) Рене Магритт – обескураживающая идея промежуточности * Черная могила д) Сальвадор Дали (Испания) художник скандала и эпатажа, испробовал все от реализма до до кубизма и футуризма. Жена-муза, Гала. * Фильм совместно с Бюньюэлем «Андалузский пес» * «Постоянство памяти» * «Мягкая конструкция» * «Атомная Леда» * «Пылающий жираф» * религиозная тема «Мадонна» * театр-музей в Фигерасе е) Хоан Миро – поиск себя, автописьмо, сюрреализм * вспаханное поле * Каталонский пейзаж. Охотник * Собака, лающая на луну * Полет птицы вокруг женщины с 3-мя волосами 12. Абстрактный экспрессионизм – нью-йоркская школа а) Аршил Горки – автоматизм «гибриды» * агония б) Джексон Поллак метод спонтанного автоматизма дриппинг холст на полу набрызг * без названия в) Марк Ротко – малярство г) Барнетт Ньюман Френк Стелла Ташизм – (tache- франц. пятно) абстрактный экспрессионизм резкие мазки и брызги красок Оп-арт (optical art англ. оптическое искусство) 50-60-е гг. 20 в. а) Виктор Вазарелли(Арктур) 13. Поп - арт (pop art англ. доступность, попса) 50-60-е гг. 20 в. символ американского искусства, простые объекты стали искусством, фактор музеификации а) Энди Уорхолл * 200 банок супа «Кэмпбелл» * Мэрилин б) Рой Лихтенштейн 14. Новый реализм – мир предметов, но вне утилитарной функции, порой и вне своей изначальной формы. а) Арман «Венера из кисточек для бритья» б) Блоки Сезара (из пресованых авто) 15. Процессуальное искусство – ХЕППЕНИНГ (анг. happening – «происходящее»). Действо, разыгрываемое на публике без определенного сценария с участием зрителей и прохожих. Напр. – студенты, облизывающие кузов автомобиля. а) Аллан Капроу (1959г – первый хеппенинг) 16. Гиперреализм (фотореализм) – картины\скульптуры -подобия очень резких фотографий или объектов большого формата случайной кадрировки, где все планы одинаково четкие и подробные. а) Ричард Эстес – «Телефонные кабины» б) Чак Клоуз – «Линда» 17. Постмодернизм и трансавангард (70 - 90-е гг.ХХ века) – направление в общественной и культурной жизни соврем. индустриальных стран, характеризуется эклектикой с широким диапазоном источников. а) Энцо Кукки б) Георг Базелитц в) А.Р. Пэнк…… 18. Боди-арт (англ. body art - «искусство тела») – худож. практика, у которой материалом служит тело человека. а) Ив Кляйн – люди как штампы б) Пьетро Мандзони. Живая скульптура 19. Кинетическое искусство (греч. «кинетикос» - «приводящий в движение») а) Наум Габо б) Ласло Мохой-Надь в) Жан Тенгие 20. Концептуализм (лат. conceptus – «мысль», «представление»).Возник в 60-е года. Направление в искусстве авангарда, характеризуется отказом от воплощения идеи в материале(«искусство в голове») а) Джозеф Кошут. «Искуссство как идея как идея», «Один и три стула» 21. Перфоманс – современное продолжение хеппенинга, но уже срежиссированное с ожидаемым результатом, где зрители – сами творцы. Пример: огромный белый шар, наполненный воздухом, плывуший по спокойной излучине реки среди полей. 22. Компьютерная графика – самый современный вид искусства, может совмещать образы других направлений. Русская живопись ХХ века. ВХУТЕМАС, ВХУТЕИН – первые русские школы дизайна. 1. Кузьма Петров-Водкин – стилистика древнерусских икон, итальянского Возрождения, модерна и фовизма. а) «Сон» б) «Купание красного коня» в) «Мать», «Петроградская мадонна» г) «Смерть комиссара» 2. «Бубновый валет» - название выставки и общества художников, образовавшейся после нее. Балаганный характер экспозиций и произведений. «наследники» Поля Сезана а) Петр Кончаловский б) Михаил Ларионов в) Наталья Гончарова г) Илья Машков д) Аристарх Лентулов е) Роберт Фальк ж) Александр Куприн з) Натан Альтман – не входил в группу, но близок ей 3. «Ослиный хвост» -выставка и недолгое объединение художников. Направление примитивизма. а) Ларионов - идея лучизма – первый вариант абстрактного искусства. б) Гончарова 4. Нико Пиросманашвили(Пиросмани) – грузинский художник-примитивист. а) жанровые сцены из народной среды 5. Марк Шагал – переплетение традиций примитивизма, кубизма, фовизма а) «Я и деревня», «Скрипач» б) «Прогулка», «Над городом» в) «Святое семейство» г) Плафон парижского театра Гранд-опера д) витражи 6. Василий Кандинский – первый художник абстракционизма, принял судьбу художника в 30 лет. Возглавлял группы «Фаланга», «Новое мюнхенское худ.объединение», «Синий всадник». Вначале как и все пробовал разные существующие направления. а) «Дома в Мурнау..» б) «Дамы в кринолинах» в) Цикл гравюр «Стихи без слов» г) Книга «О духовном в искусстве» Главенство линии и цветового пятна – исток абстракционизма. Импресии(впечатление извне), импровизации (бессознательные внутренние впечатления) и композиции (сознательная форма абстракции) д) «Импровизация Кламмм», «Композиция VI», «Композиция VIII» е) классический период, более линейные светлые композиции. 7. Павел Филонов – «аналитическое искусство» - идея органического роста образов в картине + мельчайшие «атомы и молекулы» формы а) «Крестьянская семья (Святое семейство)» б) «Формула империализма» 8. Казимир Малевич – супрематизм – конценрация масштабного образа в простой геометрической форме, кубофутуризм. а) «Дама на остановке трамвая» б) «Авиатор» в) крестьянская серия г) «Супрематизм», «Черный квадрат» д) вторая крестьянская серия 9. Владимир Татлин – авангардист: конструктивизм. а) цветы – импрессионистическая манера б) «Флотские формы», «Рыбное дело» в) театральное творчество в форме авангардной живописи. г) Контррельефы – объемные композиции – прообраз конструктивизма. д) Проект памятника 3 Интернационалу е) «Летатлин» 10. Политический плакат начала страны советов. Окна РОСТА, окна ТАСС. «Кукрыниксы». а) «Родина-мать зовет!» б) «Помоги!» 11. Художественные течения 20-30 годов. а) «Станковисты» ОСТ * А.А. Дейнека * Ю.И. Пименов * Д.Штеренберг б) «Производственники»(дизайнеры-конструктивисты) ОБМОХУ, ВХУТЕМАС ВХУТЕИН * Эль Лисицкий – «проуны», «Клином красным бей белых» в) АХРР – Ассоциация художников революционной России – наследники передвижников – реалисты * А.Е. Архипов * Н.А.Касаткин * С.В. Малютин * А.М.Герасимов * Б.В.Йогансон * М.Б. Греков * И.И. Бродский г) «Маковец» - классическая живопись и графика * В.Н. Чекрыгин * Л.Ф. Жегин * А.В. Фонвизин 12. после 30-х годов, союзы художников, архитекторов с госзаказами. а) А. М.Герасимов б) Б.В. Йогансон Станковое искусство Второй половины ХХ века. Академия художеств СССР 1947г. с жесткой системой образования: худ.школа\училище – институт - академия 13. «Суровый стиль» - направление живописи художников МОСХа (Московское отделение Союза художников), тема: жизнь простых советских людей в возвышенно-поэтическом духе. а) П.Ф.Никонов б) Н.И. Андронов в) В. Попков г) Д.Жилинский 14. «Шестидесятники» - авторское неформальное творчество 15. «Лианозовская группа» 16. Западные течения –«нонконформисты» 17. СОЦ-АРТ (как и поп-арт, но в сторону жизни, а не искусства) 18. С 80-х годов развитие русского искусства параллельно западному. IV. Декоративно-прикладное искусство. Дизайн. 1. Сферы быта. Мебель, одежда, утварь, инструменты и оборудование – область дизайна. Продукции «от кутюр»(ради искусства) и «прет-а-порте»(для применения) 2. Восстановление (в России) утраченных народных промыслов: а) Роспись по дереву * Пермогорская * Мезенская * Северодвинская * Полхов-Майданская * Сергиевопосадская матрешка * Хохломская б) Керамика и роспись по керамике * Гжель * Скопинская в) Народная глиняная игрушка * Дымково * Филимоново * Каргополь * Вятка г) Обработка дерева * Богородская резьба * Хотьковская резьба д) Текстиль * Павлопосадский платок * Кружевоплетение * Вышивка * Ткачество * Золотое шитье е) Металлопластика и роспись * Кубачи * Художественная ковка * Тульские самовары * Жостовские подносы * Чеканка ж) Резьба по камню, кости з) Ювелирное искусство и) Русская лаковая миниатюра * Федоскино * Мстера * Холуй 3. Батик 4. Гобелен
|