Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Нравственная чистота
Чистота целомудрия как добродетель, противоположная плотским страстям и разврату. В чем проявляется нравственная чистота тела и души. Целомудрие; рассматриваемое в узком смысле слова как добродетель, противоположная плотским страстям и разврату, называется чистотою 46 . Такое название целомудрия мы встречаем у святителей Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Василия Великого, преподобных Иоанна Лествичника, Исаака Сирина, Исидора Пелусиота, Марка Подвижника, Иоанна Кассиана и др. «Целомудрие, — говорит преподобный Иоанн Лествичник, — есть чистота души и тела» от всякой плотской (греховной) скверны 47 . Отечественный подвижник, епископ Игнатий (Брянчанинов), дает такое определение: «Чистота — это добродетель, противоположная блудной страсти, это отчуждение тела от действительного впадания в грех и от всех действий, приводящих к греху, отчуждение ума от помышлений и мечтаний блудных, а сердца от ощущений и влечений блудных, за чем последует и отчуждение тела от плотского вожделения» 48 . Иногда оба названия добродетели объединяются в одном термине «чистота целомудрия». Чистота целомудрия — когда при телесном целомудрии, при чистоте от всякой плотской греховной скверны сохраняется и чистота души от всяких нечистых мыслей и пожеланий 49 . «Надо знать (каждому христианину), — пишет святитель Димитрий Ростовский, — что чистота внешнего человека, т.е. чистота тела, без чистоты внутреннего человека, т.е. духа, не есть чистота, как это изъясняет святой Евфимий Великий, который говорит, что если кто и не творит скверного греха телом, но умом любодействует, имея скверные мысли, удерживая их, подчиняясь им и услаждаясь ими, он блудник и не может быть храмом Святого Духа. Ибо Дух Святой... подобен пчеле: как пчела не влетает в сосуд смрадный, так и Дух Святой не входит в нечистую душу» 50 . Современник святых апостолов, Климент, епископ Римский, писал в конце I века коринфским христианам: «Пока мы в этом мире, пока живем на земле, должны каяться в том зле, которое сделали во плоти, чтобы получить от Господа спасение, доколе еще имеем время покаяния... Итак, братья, мы тогда только получим вечную жизнь, когда исполним волю Отца (Небесного), сохраним в чистоте плоть и соблюдем заповеди Господни» 51 .
46 Имеется несколько значений этого слова. “Чистота” как добродетель, противоположная разврату: святость, чистота, непорочность, целость, нерастленность души и тела, невинность ( Чис. 6: 8; 2Кор. 6: 6; 1Тим. 4: 12, 5: 2; Тит. 2: 5—6). “Чистота” в широком смысле слова — святость, непорочность, жизнь бесстрастная, разумно-степенная, привлекающая общее уважение (1Тим. 2: 2; Тит. 2: 7). “Чистота” вообще, как праведная жизнь, — чистота, праведность.
47 Иоанн Лествичник, прп. Слово 15, 5 // Лествица. С. 113. См. также: Феофан (Говоров), еп. Толкование пастырских Посланий святого апостола Павла. С. 488.
48 Игнатий (Брянчанинов), еп. О чистоте // Сочинения. Т. 1. С. 331.
49 Феофан (Говоров), еп. Толкование пастырских Посланий святого апостола Павла. С. 364; См. также: Димитрий Ростовский, свт. Поучение на праздник Успения... // Творения. Т. 1. С. 680; Иоанн Кассиан Римлянин, прп. Собеседования египетских подвижников, 12, 5 // Писания. С. 386—387. В святоотеческой литературе встречаются еще два понятия: чистота девства — когда при девственной нерастленности тела сохраняется и непорочность души, и чистота сердца — чистота от всех пороков и страстей.
50 Димитрий Ростовский, свт. Поучение на праздник Успения... // Творения. Т. 1. С. 681.
51 Климент Римский, сщмч. Второе послание к Коринфянам // Писания мужей апостольских. С. 176.
|