Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Степени чистоты целомудрия
Начало чистоты — воздержание. Степени чистоты по святому Иоанну Лествичнику и святому Иоанну Кассиану. Высшее состояние чистоты — непорочность и святость. «Всякая добродетель, — говорит святой Григорий Богослов, — возводит праведника на одну степень выше. Кто проводит чистую безбрачную жизнь, тот уподобляется Ангелам. Кто подвизается в воздержании (от плотских страстей), тот старается сравняться с девственниками. Кто соблюдает супружескую верность, тот сделайся равен воздержанному. Только все подвизайтесь в целомудрии, чтобы достигнуть высших степеней» 62 . Христианин, живущий в миру, встречает больше препятствий к стяжанию целомудрия, чем живущий в монастыре или в пустыне. Блаженный Каллист, патриарх Константинопольский (XIV век) говорит, что «удерживать плотские страсти и взыграния или с разумом устраняться от них можно живущим в миру... изгладить же и истребить их — в миру невозможно. Только пустынная (уединенная, подвижническая) жизнь может явно искоренять их» 63 . Началом чистоты служит воздержание от плотских страстей. Преподобный Иоанн Кассиан указывает на различие между воздержанием и чистотою. «Иное, — говорит он, — быть воздержанным, а иное чистым и, так сказать, прийти в расположение непорочности и нерастленности, что называется невинностью. Эта последняя добродетель присваивается особенно тем одним, которые пребывают девственниками или по уму, или по плоти (например, в Ветхом Завете пророки Илия, Иеремия, Даниил; в Новом Завете — святой Иоанн Предтеча и апостол Иоанн Богослов)... К ним могут быть причислены и те, которые, после опытов развращения, долгим трудом и тщанием достигли подобного состояния чистоты и непорочности души и тела... Надо заметить, что весьма трудно, а может быть и невозможно, достичь такого состояния среди многолюдства, особенно живя в миру»... Впрочем, нет сомнения и в том, что среди христиан, подвизающихся в миру, есть много воздержанных, которые борются с греховными возбуждениями плоти, укрощают и подавляют их страхом геенны или желанием Царства Небесного. Подвижники из опыта утверждают, что те, которые относятся к воздержанным, терпят борьбу, преодолевают и побеждают своего сопротивника, но иногда и сами бывают от него уязвляемы 64 . Степеней целомудрия, возводящих к нерушимой чистоте, весьма много, и всех их обозреть и перечислить не в наших силах. Преподобный Иоанн Лествичник указывает три степени чистоты целомудрия: начало, середину и конец (высшую степень) чистоты 65 . Преподобный И оанн Кассиан лествицу усовершенствования целомудрия разделяет на шесть степеней, которые, впрочем, как он замечает, по высоте не много отстоят друг от друга, а те, которые находятся в промежутке между ними, трудно уловимы для человеческих чувств и ума; поэтому трудно описать словами, с какими успехами мало-помалу ежедневно возрастает совершенство самой чистоты. Сила души и зрелость чистоты приобретаются незаметно по подобию наших тел, которые каждый день нечувствительно получают свое приращение и без нашего ведома возрастают до совершенного своего вида. Совершенная и всецелая чистота целомудрия, по словам преподобного Кассиана, состоит в том, чтобы душа не только в бодрственном состоянии, но даже и во сне отвергала и ненавидела все страстное, греховное, к чему прежде произвольно питала сочувствие. О таковом очищении души свидетельствует отсутствие и во сне нечистых грез, ибо сновидения обычно служат отражением деятельности души в бодрственном состоянии 66 . «Полная целомудренная чистота», в отличие от обычного (начального) воздержания от страстных плотских движений и помыслов, характеризуется «совершенным успокоением плотских возбуждений и покоем от них. Совершенно созревшее целомудрие всегда хранит невозмутимую и непоколебимую чистоту тела и души и есть не что иное, как святость. Это бывает, когда плоть, перестав похотствовать на духа, начинает согласоваться с его желаниями и добродетелью и когда они оба соединятся между собою твердым миром и, по изречению Псалмопевца, как братья, станут жить вкупе (Пс. 132: 1). Тогда и Бог с ними бывает, ибо говорится, что в мире место Его (Пс. 75: 3) — т.е. не в шуме брани и борьбы со страстями, а в мире целомудрия и в постоянном покое сердца. Вот почему когда кто чрез погашение плотских и других страстей сподобится стяжать это место мира, то в то же время сделается и жилищем Божиим» 67 . По словам преподобного Иоанна Лествичника, «похвала блаженной чистоте столь велика и высока, что некоторые из святых Отцов осмеливались назвать ее бесстрастием» 68 . Сказанное о степенях чистоты целомудрия относится, в первую очередь, к лицам, подвизающимся в безбрачии: монахам и монахиням, живущим в монастырях, девственникам и девственницам, подвизающимся в миру 69 ; затем — к христианским юношам и девам, хранящим себя в чистоте добрачного целомудрия, и, наконец, к чисто живущим в христианском супружестве. Что касается степеней целомудрия, понимаемого в широком смысле слова, как всеобъемлющей добродетели, то описания их святые Отцы не дают: от человеческого взора скрыто постепенное возрастание в добродетелях, ибо знание степеней совершенства не полезно для духовной жизни — такое знание может повредить охранительнице добродетелей — смирению.
62 Григорий Богослов, свт. На целомудрие // Творения. Ч. 5. С. 117 (неточ.).
63 Каллист Константинопольский, свт. Главы о молитве, 11 // Добротолюбие. Т. 5. C. 427.
64 Иоанн Кассиан Римлянин, прп. О постановлениях киновитян, 6, 4 // Писания. С. 75.
65 Начало чистоты бывает, когда душа не сочувствует появляющимся страстным помыслам (“помысл не слагается с блудными прилогами”), середина чистоты — отсутствие нечистых мечтаний в бодрственном состоянии, а также во сне. Предел и крайняя степень совершенной и всеблаженной чистоты состоит в том, чтобы “пребывать в одинаковом устроении при виде существ одушевленных и бездушных, словесных и бессловесных” (Иоанн Лествичник, прп. Слово 15, 8—13. См. также Слово 29, 10 // Лествица. С. 113, 244).
66 Иоанн Кассиан Римлянин, прп. О постановлениях киновитян 6, 10 // Писания. С. 78.
67 Иоанн Кассиан Римлянин, прп, Обозрение духовной брани, 5, 66 // Добротолюбие. Т. 2. С. 44. Еп. Феофан пишет, что “святость... преимущественно свидетельствуется чистотой от плотских влечений и сочувствий” (Толкование Послания святого апостола Павла к Ефесянам, 5, 3. Срав.: Толкование Первого послания к Солунянам, 4, 3 и 7).
68 Иоанн Лествичник, прп. Слово 15, 65 // Лествица. С. 124. См. также: Феодор Эдесский, свт. Деятельные главы, 25 // Добротолюбие. Т. 3. С. 324.
69 Более подробно см.: Иоанн Кассиан Римлянин, прп. Собеседования египетских подвижников, 12 // Писания. C. 382—401; Иоанн Лествичник, прп. Слово 15 // Лествица. С. 112—131.
|