Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общехристианский подвиг стяжания целомудрия и чистоты
Целомудрие — плод борьбы и подвига. Основание целомудрия — воздержание в пище, воздержание от гнева и памятозлобия. Смирение — охранитель целомудрия и прочих добродетелей. Целомудрие — плод борьбы и подвига 86 . Христианство требует постоянного самоотверженного подвига, нравственной силы и решимости к преодолению эгоизма, самоугодия и плотоугодия. Те, кто являются Христовыми последователями, распяли (грехолюбивую) плоть со страстями и похотями (Гал. 5: 24). Христианский принцип подвижничества подвергается в наш плотоугодливый век ожесточенным нападкам. Его называют направлением, противным человеческой природе, враждебным человеческим радостям и счастью, вредным для общественной жизни. Идут ли христиане против природы? Нет. Мы смотрим на человека как на создание Премудрости Божией и не лишаем его чистых радостей и удовольствий. Христианские подвижники хорошо изучили и знают человеческую природу со всеми ее склонностями и законами и на основании Евангельского учения и своего опыта указали пути ее совершенствования. В христианском подвиге они идут не против природы, а против греховного расстройства в человеческой природе, особенно против развращенной воли человека, неспособной держать его при удовлетворении потребностей в пределах, предписываемых тою же природою. Один из выдающихся отечественных подвижников говорит «Прежде, нежели человек стал грешником против законов, предписываемых Божественным Откровением, он был грешником против природы или против законов, вложенных в природу Творцом. Так, все в живой природе имеет нужду в пище для продления жизни, но только человек способен обращать питание в наслаждение, доходящее до страсти, и утучнять себя пищей до потери здоровья. Все живые существа имеют нужду в питье, но только человек находит наслаждение в таких видах и в таком количестве питья, которые лишают его самосознания и самообладания. Все живущие в природе имеют инстинкт продолжения рода, но один человек обращает этот инстинкт в источник отвратительных пороков, разврата, ужасных болезней. Все живое любит свободу жизни и движение, но только человек доводит свою свободу до своеволия и буйства, которые плодят такое множество преступлений, что законодатели доселе не придумают достаточных мер и законов для их предупреждения и прекращения. Всякое создание Божие в природе в часы свободы и благоденствия радуется от играющего в нем чувства жизни, но один только человек стремится всю свою жизнь обратить в непрерывный праздник, истощается в изобретении удовольствий, в праздности и разгуле губит лучшие свои силы и способности. Итак, чтобы быть только верным природе, человек должен быть аскетом (подвижником). Это сознавали еще древние языческие философы. Может ли не быть подвижником христианин, желающий воплотить в своей расстроенной природе тот высокий идеал истинно-человеческой жизни, который изображен для него в Евангелии?» 87 Наше христианское знание требует от нас подвига. Подвиг христианской добродетельной жизни сосредоточивается, в конечном итоге, на стяжании всеобъемлющей добродетели целомудрия, в которой участвуют все добродетели и венцом которой бывает чистота сердца и любовь. Целомудрие достигается всесторонним воздержанием и терпением (особенно терпением скорбей), кротостью и безгневием, сокрушением серд ца, смирением и послушанием, молитвою с постом и другими добродетелями 88 .
86 Иоанн Златоуст, свт. О посте // Творения. Т. 11. С. 932.
87 Амвросий (Ключарев), архиеп. Об аскетизме // Полное собрание произведений. Т. 1. С. 55—56.
88 Ефрем Сирин, прп. Творения. Ч. 1. С. 387; Иоанн Кассиан Римлянин, прп. О постановлениях киновитян, 5, 10 // Писания. С. 53.
|