Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Связь целомудрия с прочими христианскими добродетелями
Целомудрие связано с самоотвержением, воздержанием и терпением. Сокрушение сердца и страх Божий. Смирение. Молитва. Целомудрие и любовь возводят человека к святости и богообщению. Добродетель целомудрия (в широком смысле слова), как добродетель всеобъемлющая, отражающая в себе здравие души и чистоту жизни, находится в существенной связи, в органическом единстве со всеми христианскими добродетелями 70 . Прежде всего, целомудрие и чистота связаны с самоотвержением, с воздержанием, терпением и страхом Божиим. Преподобный Никита Стифатуказывает, что матерь целомудрия и чистоты есть «всестороннее воздержание, а отец — страх Божий» 71 . Святой Иоанн Златоуст называет пост и воздержание опорой целомудрия 72. Воздержание особенно необходимо для стяжания чистоты от плотских страстей 73 . «Кто желает представить Господу тело целомудренным и сердце чистым, тот должен сохранять безгневие и воздержание, потому что без этих двух добродетелей весь труд наш будет бесполезен» 74 . Охранители целомудрия — сокрушение сердца и пребывание в покаянных чувствах. Сокрушение сердца есть враг лукавых и студных помыслов. Споспешник целомудрия — безмолвие в послушании 75 . Целомудрие зиждется на смирении. «Нельзя приобрести этой добродетели (целомудрия), если прежде не будут положены основания смирения» 76 . За смиренномудрием следует воздержанность во всем, самоограничение, внутреннее духовное благоустроение и благоукрашение души целомудрием 77 . «Смиренного по страху Божию сопровождает во всякое время скромность во всех членах, благочиние чувств и сокрушенное сердце». Эти две добродетели — смирение и целомудрие — уготовляют душу к принятию благодатных даров Святого Духа — «для Святой Троицы обручательный залог» 78 . Добродетелям целомудрия и чистоты постоянно сопутствует молитва. «Возлюбил ли кто девство, или ревностно чтит брачное целомудрие, положил ли кто иметь своей спутницей кротость и безгневие или подобную добродетель — легко и удобно может совершить путь благочестивой добродетельной жизни, если примет в руководительницы молитву», — говорит святой Златоуст79 . Добродетель целомудрия немыслима без милосердия, без любви, оживотворяющей каждую добродетель. По словам того же святителя, без милосердия теряется добродетель целомудрия. Так, юродивые девы были, по Евангельской притче, осуждены не за какой-либо смертный грех, а за недостаток елея, т.е. милосердия 80 . Целомудрие и любовь находятся в тесной связи. «В правде с любовью... (заключается) одухотворение души, а одухотворение тела — в целомудрии, обнимающем и всякую отрешенность от всего чувственного (греховного) и полную чистоту от страстей» 81 . Чрез посредство искренней любви чистота и целомудрие возводят человека к святости и богообщению — «сочетавают с Богом» 82 . Воля Божия, — говорит апостол Павел, — есть освящение ваше (1Фес. 4: 3), чтобы каждый христианин соблюдал свое тело в святости и чести. Апостол особыми похвалами превозносит целомудрие (1Фес. 4: 3—8), приписывая собственно этой добродетели святость и указывая, что чрез нее в особенности «Святой Дух обитает в нашем сердце, — что составляет высшее воздаяние совершенной награды и блаженства». Без непорочности и святости души никто не узрит Бога (Евр. 12: 14—16) 83 . «Святость, — пишет епископ Феофан Затворник, — есть исполнение сердца всеми добродетелями, но преимущественно она свидетельствуется чистотою от плотских влечений и сочувствий» 84 . Целомудрие входит необходимой составляющей в святую жизнь вместе с праведностью и благочестием. Праведно жить — значит не только не нарушать правды по отношению к другим, но и делать им всякое добро. Жить благочестиво — значит все творить со страхом и благоговением перед вездесущим и всевидящим Господом Богом Вседержителем, все Тому посвящая и всячески ревнуя о славе пресвятого Его имени. Благочестие всесторонне обнимает отношения нашего ума и сердца к Богу, больше всего — молитву и творение всего во славу Его. Таким образом, «целомудрие, праведность и благочестие обнимают всю святую жизнь и совмещают все заповеди, всю волю Божию» о нашем спасении 85 .
70 Срав.: Феофан (Говоров), еп. Толкование пастырских Посланий святого апостола Павла. С. 104.
71 Никита Стифат, прп. Вторая сотница естественных психологических глав. 48 // Добротолюбие. T. 5. С. 125.
72 Иоанн Златоуст, свт. Беседа 1-я на Второе послание к Фессалоникийцам // Творения. Т. 11. С. 575.
73 Иоанн Лествичник, прп. Слово 14, 5; Предисловие к 15-му Слову // Лествица. С. 105, 112.
74 Иоанн Лествичник, прп. О добродетелях и страстях, 81 // Добротолюбие. Т. 2. С. 511; Слово 26, 140 // Лествица. С. 201.
75 Иоанн Лествичник, прп. О добродетелях и страстях, 97 // Добротолюбие Т. 2. С. 511. Срав.: Марк Подвижник, прп. Слово 2, 123 // Нравственно-подвижнические слова; Феодор Эдесский, свт. Деятельные главы, 25 // Добротолюбие. Т. 3. С. 324.
76 Иоанн Кассиан Римлянин, прп. О постановлениях киновитян, 6, 18 // Писания. С. 82.
77 Исаак Сирин, прп. Подвижнические наставления, 164 // Добротолюбие. Т. 2. С. 702.
78 Исаак Сирин, прп. Подвижнические наставления, 276 // Там же. С. 754.
79 Иоанн Златоуст, свт. О молитве // Творения. Т. 2. С. 850 (неточ.).
80 Иоанн Златоуст, свт. Беседа 4-я на Послание к Титу // Творения. Т. 11. С. 799.
81 Феофан (Говоров), еп. Толкование пастырских Посланий святого апостола Павла. С. 89.
82 Никита Стифат, прп. Деятельные главы, 49 // Добротолюбие. Т. 5. С. 126.
83 Иоанн Кассиан Римлянин, прп. О постановлениях киновитян, 6, 15—16 // Писания. С. 81—82.
84 Феофан (Говоров), еп. Толкование Послания святого апостола Павла к Ефесянам. С. 337.
85 Феофан (Говоров), еп. Толкование пастырских Посланий святого апостола Павла. С. 117.
|