Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Цивилизационный подход
Цивилизационная школа формируется в начале XX в. прежде всего в ходе развития философии истории и изучения крупномасштабных закономерностей основных человеческих общностей. Впрочем, ее основателем по праву может считаться русский ученый Н. Данилевский, книга которого «Россия и Европа» была выпущена еще в 1869 г. Его идеи предвосхитили многое в построениях немецкого мыслителя О. Шпенглера, книга которого «Закат Европы» была издана в 1918 г. и своей глубокой эрудицией и ярким пророческим стилем привлекала внимание европейской общественности. В 20—30-х гг. цивилизационные исследования переплетались с геополитическими. Однако коренное отличие состояло в том, что «цивилизационщики» видели важнейший источник исторического развития общества в духовных факторах, оказывающих воздействие на всю систему организации общества. Геополитическая школа усматривала основные факторы общественного устроения в географии и политической силе. Однако в дальнейшем основное формирующее влияние на теорию цивилизаций оказали работы английского историка А. Тойнби, прежде всего его «Постижение истории», вышедшее в 12 томах в 30—50-х гг. Н. Данилевского, О. Шпенглера и А. Тойнби интересовали прежде всего различия между основными макрообщностями человеческой истории и присущие им внутренние закономерности. В дальнейшем это направление сложилось во влиятельную школу, в которой изучение крупных культурно-исторических общностей — Европы, исламского региона, Индии, Китая, буддийского региона и др. — проводится на основе некоторых общих социокультурных принципов. Значительное развитие это направление получило в русской общественной мысли, представленной прежде всего именами Н. Бердяева, К. Леонтьева, Л. Карсавина, Г. Федотова, И. Ильина, а в 20—30-х гг. цивилизационный подход в применении к России получил широкое развитие в работах евразийской школы. В советской общественной мысли теория цивилизаций постепенно утверждалась в ходе тех дискуссий по поводу соотношения формации и цивилизации, которые шли в отечественной науке на протяжении 80—90-х гг. и которые, в свою очередь, стали завершением длительной эволюции, а затем и разложения самой формационной теории. Важной предпосылкой ее утверждения стало и издание трудов основоположников, т.е. А.Тойнби, О. Шпенглера, М. Вебера, Ф. Броделя, хотя освоение этих трудов несомненно потребовало некоторого времени. Это относится в еще большей степени к отечественным основоположникам и продолжателям цивилизационной теории. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. — Издание третье, 40 доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с. Янко Слава 41 (Библиотека Fort/Da) || https://yanko.lib.ru Признание цивилизации как наиболее высокого социокультурного принципа общественного устроения, допускающего устойчивое разнообразие типов, способных вступать во взаимодействие друг с другом, создало необходимые предпосылки для разработки культурно-исторических типов общества, содержащие ответ на кардинальные вопросы и о сущности российского общества, его месте в мировых отношениях, исторических судьбах и перспективах. Эта проблематика будет освещена в третьей части данной книги.
|