Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Культура как сфера духовного производства
В отличие от деятельности вообще производство имеет определенно целенаправленный характер и отвечает потребности общества в создании разнообразных систем жизнеобеспечения, только Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. — Издание третье, 46 доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с. Янко Слава 47 (Библиотека Fort/Da) || https://yanko.lib.ru благодаря которым и появляется возможность ведения разнообразной внепроизводственной деятельности. Однако производство отнюдь не следует представлять как сферу сугубо утилитарной работы по выпуску продуктов и созданию необходимых для этого производительных, сил. Помимо материальной стороны, всякое совокупное производство требует обеспечения и духовной стороны, которая и составляет сущность духовной деятельности. Именно в сфере духовного производства формируется культура, без которой не могут функционировать ни хозяйство, ни политика, ни социальные отношения. Культура составляет, таким образом, содержание духовного производства и его продукт. В самом общем и сжатом виде культура — это процесс и продукт духовного производства как системы по созданию, хранению, распространению и освоению духовных ценностей, норм, знаний, представлений, значений и символов. Она формирует духовный мир общества и человека, обеспечивает общество в целом дифференцированной системой знаний и ориентаций, необходимых для осуществления всех видов деятельности, существующих в обществе. В ней вырабатываются те идеи, нормы, значения и цели, которыми руководствуется общество в регуляции всего разнообразия своей деятельности. Вместе с тем она способствует духовной интеграции общества и различных его групп. Продукты этого производства существуют не только в сфере сознания — в интеллектуальной или художественной форме. Они обозначаются, т.е. приобретают свойства знака или целой знаковой системы (язык, религия, мораль, идеология, стили искусства и литературы). Требуются значительные усилия каждого поколения, чтобы сохранить, воспроизвести, поддержать и отобрать ценности, зна-ния и ориентации, обновить их или дать им новую интерпретацию и привести их в соответствие с меняющимися условиями бытия. Для этого нужны соответствующие институты, кадры — все то, что воплощают в себе система образования, религиозные институты и светская культура. Чтобы произвести свой продукт, духовное производство включает в себя и материальные элементы (финансы, издательства, научное оборудование, школы, театры, храмы, музеи, средства массовой коммуникации и т.д.), кадры специалистов (духовенство и светская интеллигенция) и социальные институты (церковь, учебные заведения, научные центры). В каждом из перечисленных компонентов присутствует и вклад других сфер: нельзя строить храмы и переписывать книги без соответствующих материальных затрат. Но именно культура в данном случае является определяющим фактором. Степень опредмеченной материальности духовного замысла может быть различной. В вербальном языке она как бы сводится к минимуму: казалось бы, небольшой набор условленных звуков (фонем) обеспечивает огромное разнообразие, содержательность и подвижность основного средства культуры. Музыка может исполняться на относительно несложных инструментах, для наскальной живописи нужны лишь заостренные кремни. Лишь впоследствии возникнут консерватории, симфонические оркестры с большим разнообразием сложных инструментов. Но с самого начала истории культуры особенно значительные материальные затраты требовала архитектура: храмы, дворцы, усыпальницы и простые жилища — все это несло на своем внешнем облике и во внутреннем оформлении еще и знаковую выразительность. Уже минимальный уровень развития материальных производительных сил влек за собой потребность в окультуривании материальных предметов, которыми человек пользовался. Кухня ста-новится подчас не только средством жизнеобеспечения, но и частью ритуала, сплачивающего группу людей или же служащую средством этнодифференциации. Два соседних племени могут различать друг друга по характеру изготовления хлеба, приготовления мяса, по орнаментике посуды и т.д. Особенно тесно связана со знаковой функцией одежда, жилище, погребения и т.д. (см. главу IV). В качестве наиболее известного монументального воплощения некоторой духовной идеи принято приводить древнеегипетские пирамиды, служившие усыпальницами фараонов, но по замыслу осуществлявшие идею их личного бессмертия, для которого им были необходимы громадные сокровища, помещавшиеся в гигантские гробницы вместе с их мумиями. Как гласит известное выражение: «все на свете боится времени, но время боится пирамид»; памятники пережили не только своих «хозяев», институт фараоновой власти, саму страну и народ, но и саму породившую их идею, так как уже в XX в. разгорелись дискуссии: зачем же были построены сооружения, потребовавшие столь грандиозных затрат материалов и труда? Впрочем, социологический анализ прольет свет на характерную черту: насколько бы важной ни казалась строителям руководившая ими идея, далеко не все разделяли их убежденность и почти все пирамиды (и кладбища знати) были ограблены еще в глубокой древности, уже в эпоху строителей пирамид. Однако в своем материальном воплощении культура переживает своего рода инобытие, лишь условно отражающее духовную сторону. Для ее сохранения требуется и опредмечивание, т. е. во-площение в материальной оболочке — и притом в «вечной», если каким-то ценностям придавалось Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. — Издание третье, 47 доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с. Янко Слава 48 (Библиотека Fort/Da) || https://yanko.lib.ru непреходящее, сакрализованное значение. Зачастую знаку придавалось гораздо большее значение, чем материальному воплощению. Храмы нередко восстанавливались по многу раз, если жива была духовная идея, требовавшая ее воплощения в камне. Метафорическое выражение этого положения мы найдем в известном стихотворении Державина «Памятник»: Я памятник воздвиг себе чудесный, вечный. Металлов тверже он и выше пирамид... Хотя утраты рукописей и произведений искусства на протяжении истории всех обществ были огромными, тем не менее сохранность культурных ценностей в знаковом выражении оказалась гораздо выше, чем опредмеченных в материальном виде. Впрочем, это относится прежде всего к знакам особого типа, а именно тем, что подвергались сакрализации как процедуре возвышения над обыденностью или же возведению в ранг классического образца, для чего необходимы были соответствующие усилия критики. Сохранность предметов и знаков повседневной культуры неизменно оказывалась намного ниже. Вместе с тем духовное производство — важная предпосылка как производства вообще, так и совокупных общественных отношений, подверженных влиянию тех ценностей, знаний и ориентаций, которые вырабатываются в культуре. В духовном производстве специфичны и те средства, с помощью которых создается его продукт. Здесь орудия труда могут подчас в принципе не отличаться от орудий материального производства, представляя собой предмет или комплекс предметов, которые человек ставит между собой и природой (например, в сфере науки). Но, скажем, орудием деятельности писателя или художника является не ручка с пером или кисть (это только вспомогательные средства), а выразительные средства языка или изобразительного искусства, бла-годаря которым создается художественный образ. Ученый и философ используют анализ и синтез, индукцию и дедукцию, гипотезы — все формы логического мышления, а также модели, концепции, научные направления. Самостоятельность культуры как особой сферы детерминации означает, что ее нельзя свести к надстроечному или остаточному фактору в общей системе регуляции, где постоянный приоритет или конечное слово принадлежат способу материального производства. Эта самостоятельность и взаимозависимости обеих сторон могут проявляться на любом уровне регуляции социальной жизни: всего общества, его части или отдельной личности. Как известно, активным началом в хозяйственном развитии общества большей частью выступает не все население, а какая-то особая часть, группа, отличающаяся своими социокультурными характеристиками. Это может быть и класс, относящийся в общем к той же самой национальной общности, но может быть и инокультурная группа — этнически или конфессионально отличающаяся от остального населения. Именно особое значение культурного фактора может объяснить как зарождение капитализма в ряде обществ Западной Европы, так и успех экономических меньшинств во многих странах Азии или Африки. Как мы установили, культура отнюдь не сводится к изящным искусствам или культовым действиям. Духовное измерение присутствует не только в аскетических созерцаниях или литератур-ных дискуссиях, но и в практической деятельности купца и предпринимателя, крестьянина, ремесленника или рабочего. Поэтому, в частности, неосновательны рассуждения о кризисе или ис-черпанности культуры, упадке творчества, если под этим подразумевается снижение статуса сложившейся классической или признанной культуры с присущими ей смыслами и, конечно, с со-ответствующими институтами. Большей частью совершающийся при этом процесс заключается в достаточно заметном изменении характера и стиля культуры, ее переходе в новое качество, смене эпох, стилей, столиц — или внешних влияний. Еще более важная сфера, выпадающая из внимания исследователя при узком понимании сферы культурологии, — практически-действенная, событийная история общества, фиксирующая накопление важнейшего опыта в исторической памяти о войнах и революциях, реформах и типах правления. В духовном производстве разделение труда весьма отличается от того, которое существует в производстве материальном. Его продукт не обязательно является результатом непосредственной кооперации, совместного труда индивидов. Но в то же время именно в духовном производстве продукт труда наиболее отчетливо выступает как результат всеобщего труда, так как он синтезирует опыт не только современников, но и прошлых поколений, поддерживает связь с историей как прошлым опытом. В процессе разделения труда формируются специализированные формы духовного производства, необходимые для поддержания совокупного общественного производства. В ходе общественно полезной деятельности создаются и сохраняются, поддерживаются и распространяются те нормы и ценности, знания и смыслы, которые обеспечивают процесс функционирования общества в целом. Эта специализация в немалой степени связана и с разделением труда в материальном производстве, Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. — Издание третье, 48 доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с. Янко Слава 49 (Библиотека Fort/Da) || https://yanko.lib.ru для поддержания которого нужны профессиональные знания, формируемые прежде всего в многообразной системе образования. Вместе с тем духовное производство в немалой степени формирует ту особую сферу социальной регуляции, которая обеспечивает поддержание социальной целостности во всей ее социально и культурно обусловленной дифференциации. Произведения духовного творчества зачастую уникальны и поэтому персонифицированы. Уже в дописьменный период выделилось авторское начало — и эпические творения Гомера стали об- разцом такой фиксации (хотя авторское единство «Одиссеи» и «Илиады» оспаривается специалистами). Введение письменности во многом облегчило авторскую фиксацию. Однако в таких видах искусства, как музыка и хореография, фиксация авторства более затруднительна, требует специальных знаний, экзерсиса в специализированных училищах. Даже воспроизведение уже со-зданных образцов очень часто связано с персонификацией исполнителя: актера, певца, музыканта, издателя. Это свидетельствует о большем значении субъектного фактора в духовной деятельности, чем это имеет место в материальном производстве, где авторство коллектива или предприятия в большой степени размыто наличием многих соучастников-смежников. Эта персонификация никоим образом не снимает проблемы социальной значимости произведений культурного творчества. Напротив, именно от состояния безличного и многоголового общества зависит и судьба деятеля культуры и признание — или забвение — его произведения. Для того чтобы культурные творения стали достоянием многих, их необходимо сохранять и репродуцировать. Сохранению предметы культуры подлежат только после соответствующего от-бора. Персонально эта функция отбора выполняется специалистами в различных сферах художественной культуры. Уже в ходе творческого процесса мастера культуры создают новое на основе имеющегося культурного достояния, отбирая те его элементы, которые соответствуют их замыслу и духу времени. Так появляются писатели, поэты, художники, истоки творчества которых прослеживаются к тем или иным предшественникам; режиссеры, хореографы, архитекторы, использующие стили, мотивы, образы, произведения, уже имеющие сложившуюся традицию в куль-туре данного общества или в мировой культуре, но дающие новую творческую интерпретацию этим образцам. Во всех видах художественной культуры не обойтись и без исполнителей — режиссеров, музыкантов, актеров, певцов, издателей и т.д. Влиятельным разрядом специалистов по отбору и принятию произведений для исполнения и тиражирования являются критики. Каждый вид культуры имеет свою сложную и напряженную среду, обеспечивающую воспроизводство — литературы, архитектуры, музыки, хореографии и т.д. Содержание и принципы такой деятельности подлежат изучению в соответствующих дисциплинах: общей эстетики, литературоведении, искусствоведении, музыковедении и т.д. — и это выводит такую деятельность за рамки собственно социальной культурологии. Однако при более системном рассмотрении, как мы увидим, отбор культурного опыта — как прошлого, так и нового, — определяется характером духовного производства в целом, который тесно связан с общими принципами социальной жизнедеятельности. Поэтому следует различать внутренний процесс, обеспечивающий отбор и сохранение тех или иных творений, и внешний, обеспечивающий поддержку данному творению или школы или, напротив, подвергающий их пре-следованиям. Хорошо известно, что даже высоко ценимые творения, воплощающие, казалось бы, бессмертные принципы и вечные ценности, могут быть либо уничтожены при очередном повороте общественных судеб, либо утратить свою привлекательность для новых поколений. Конечно, впоследствии их ценность может снова подвергнуться возрождению. Более подробно принципы отбора элементов культурного опыта будут рассмотрены в главе VI при изложении судеб культурного творчества. Отбор — первая стадия процесса сохранения элементов и достижений культуры в ее духовном «теле». Сохранение духовных ценностей — это не только предотвращение их от физической гибели или забвения. Это также способ обеспечения преемственности в развитии духовной культуры, что подразумевает отбор духовных ценностей, распространение и обеспечение их функционирования в культурной среде новой эпохи. Как же сохраняются результаты культурного отбора духовной продукции? Важнейшим средством сохранения культурного опыта является язык как наиболее совершенная и гибкая система знаков. Именно язык во многом поддерживает функционирование общества как дифференцированного, но единого организма, определяет его идентичность, т.е. его определенность по отношению к другим обществам. На протяжении истории культуры существенные изменения в хранении культуры происходили с переходом от устного общения к письменной и книжной культуре, а затем к современным информационным системам, обеспечивающим высокоэффективные и экономные способы хранения данных. Сохранению отобранных культурных творений служат такие учреждения, как архивы, музеи, Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. — Издание третье, 49 доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с. Янко Слава 50 (Библиотека Fort/Da) || https://yanko.lib.ru библиотеки, картинные галереи. Для хранения духовных ценностей используются современные тех-нические средства, благодаря которым уникальные произведения становятся менее подверженными разрушительной силе времени. Современная техника способствует воспроизведению раритетов: тиражируются редкие книги, репродукции картин. Тем самым широкие массы знакомятся с уникальными произведениями. Впрочем, о принципах хранения и отыскания прошлых, уже, казалось бы, забытых и заброшенных культурных артефактов многое может рассказать археология, а этнография или истори- ческая лингвистика восстанавливают для современности позабытое значение обрядов или происхождение слов. В современной массовой культуре, как мы увидим в главе XIV, способ воспроизводства культуры снова во многом меняется. Происходит снижение значения авторского, индивидуального, уни-кального начала, а на первый план выходит массовость, доступность, всеобщность в потреблении, а также и коллективное начало в производственном процессе (хотя немало усилий тратится на имитацию авторского своеобразия). Массовая культура превращается в значительной степени в индустрию культуры, превосходящую по своей доле в валовом национальном продукте (ВНП) многие другие отрасли. Распространение ценностей культуры осуществляется прежде всего через общественную систему образования (общего, специального, политического, художественного и т.д.). От количества учебных заведений, качества обучения, квалификации преподавательского состава, от доступности всех видов образования широким массам населения во многом зависит уровень духовной жизни общества и состояние кадров производства. Важную роль играют средства массовой информации, прежде всего радио и телевидение, а также театры, музеи, филармонии, клубы, библиотеки, лектории, выставки и т.д. Важным механизмом распространения культуры является тиражирование, в ходе которого уникальный образец воспроизводится во многих экземплярах. Этот процесс отнюдь не обязательно является «опошлением» высокого и уникального (хотя потери здесь возможны и неизбежны). Согласно исследованиям искусствоведов, в современную эпоху знакомство с тиражированными творениями культуры никак не исключает глубокого проникновения в уникальную сущность оригиналов. Распределение многообразной духовной деятельности членов общества по различным родам и видам делает необходимым обмен элементами культуры, сущностью которого является духовное общение людей, обмен производственным опытом, достижениями науки, продуктами научного поиска и художественного творчества. Индивиды, участвующие в научной деятельности, не могут обойтись без гуманитарных принципов, а научные знания, полученные учеными, так или иначе воздействуют на духовную атмосферу эпохи. Без такого взаимного обмена невозможно функ-ционирование общества и его развитие. Как и материальные блага, продукты духовного производства, ценности культуры предназначены для потребления, а вернее — для освоения. Это освоение существенно отличается от потребле- ния благ материальных, в процессе которого продукт либо уничтожается, либо изнашивается (одежда, обувь, мебель и т.п.). Духовными ценностями пользуются многократно многие люди. Они по своей природе не являются объектом монопольного индивидуального владения, хотя при определенных социальных условиях культурные ценности становятся достоянием узкой элиты или привилегированного класса. Освоение осуществляется в той или иной степени как передача, трансляция культуры, как ее распространение между группами и индивидами по уровням, т.е. от культурной элиты в широкие слои общества или же, наоборот, от народных низов — в высшие слои. Распространение культуры происходит также от центра к периферии, между различными центрами и т.д. Освоение духовных благ может быть пассивным усвоением, но допускает и широкую амплитуду активного приобщения. Чтение художественной литературы, восприятие музыки, театрального спектакля или фильма в какой-то степени всегда — диалог автора и зрителя, предпосылка общения публики и т.д. Спрос на данное произведение обусловлен прежде всего потребностями личности или социальной группы, и если этот спрос достаточно интенсивен, то он может преодолеть навязанную систему распределения культурной продукции, как об этом свидетельствует вся история борьбы с цензурой и существования самиздата. Духовные потребности складываются в зависимости от ряда факторов, среди которых следует прежде всего выделить уровень общего цивилизационного развития общества, тип цивилизации, степень и характер формирования нации, характер экономического и политического строя, специфику социальной принадлежности. Особое значение имеют индивидуальные характеристики культурного субъекта, так как художественная культура в высокой степени направлена на Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. — Издание третье, 50 доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с. Янко Слава 51 (Библиотека Fort/Da) || https://yanko.lib.ru удовлетворение индивидуальных запросов. Высокая степень выделенности художественной культуры из всей системы духовной деятельности приводит к тому, что зачастую именно с ней связывается представление о культуре как сфере подлинной духовности и творческих устремлений. Такое понимание сильно сужает культуру, отсекая от нее мировоззренческие ориентации широких слоев населения, находящие выражение в религии и идеологии, соционормативные компоненты, такие как политическая и правовая культура, мораль, а также специфическую познавательную систему науки. Важное значение духовных мотиваций, вырабатываемых в культуре, заключается еще и в том, что они составляют необходимый компонент хозяйственной культуры, без которой хозяйство может функционировать только в качестве разорительной и пагубной системы принудительного труда, порождающего реакцию оттор-жения и социального протеста. Духовные потребности, соединяясь с собственно хозяйственными принципами, оказывают воздействие и на экономическое поведение. В культуре вырабатывается отношение к хозяйству со стороны общества в целом и его различных социальных слоев. В доиндустриальном обществе хозяйственная деятельность может представать как вторичная, подчиненная каким-то более важным принципам социальной регуляции, исходящим из сакральных законов или из властных установлений. На шкале престижности в этом обществе наиболее высокое место занимала священническая деятельность по поддержанию «вечных» ценностей либо верховная власть, управлявшая обществом, либо война как выражение мощи и насилия. В буржуазной системе хозяйственная деятельность приобретает высокий статус важного источника социального статуса, хотя и на условии ее эффективности, измеряемой финансовыми критериями. Культурные факторы входят в состав трудовых ориентаций, формируют отношение к накоплению и богатству, влияют и на потребности, формирующие спрос на продукт материального производства. Хорошо известно, что предметы потребления, то, что человек ест, пьет, во что одевается, как строит жилище и т.п., зависят не только от достигнутого уровня производства и характера технологии, но и от культурно обусловленных потребностей. К тому же создание, выбор или внедрение технологии обусловлено набором причин и факторов, среди которых важное место занимают духовные установки. Об острой значимости духовных факторов производства мы можем составить впечатление не только из изучения «Протестантской этики» М. Вебера, но и из трудностей, возникающих в ходе хозяйственных реформ в России и других государствах на территории бывшего СССР. В немалой степени эти трудности вызваны явным рассогласованием между экономическими принципами хозяйственных изменений в том виде, как они сложились в зрелом западном обществе (прежде всего в евро-американском варианте), и социокультурной системой, веками складывавшейся в евразийском регионе. В результате такого рассогласования происходит отчуждение населения от навязываемых моделей, что вызывает неприятие или явное сопротивление реформам, не отвечающим запросам данного общества. Таковы бывают последствия форсированной модернизации, подрываю- щей культурную самобытность. К этим проблемам мы обратимся в главе о модернизации.
|