Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Состав и структура уяснения содержания учебного материала как первого макрокомпонента учения
Как отчетливо видно по работам, рассмотренным в обзоре, уяснение содержания учебного материала, получение знания об объектах, процессах, действиях в учении всеми авторами правильно рассматриваются как разновидность познания, познавательной деятельности. Соответственно состав и структура данного макрокомпонента учения описываются на основе представлений о составе и структуре познания в научной и практической деятельностях (последнее в широком смысле, включая сюда проектирование, конструирование, разработку методов и средств деятельности и т. п.). Указанные представления разрабатывались всегда в рамках •философии, логики, общей психологии и заимствовались исследователями процесса учения для описания его структуры как разновидности познавательного процесса. Так было в истории, так это происходит и в настоящее время. Например, представления Я. А. Коменского о структуре учения как познания отчетливо восходят к взглядам философов, считавших исходным источником знаний чувственность. Особенно большое влияние на Я- А. Коменского оказали работы Ф. Бэкона с его акцентом на индукцию в противовес акценту на дедукцию у Аристотеля, доведенному до предела у схоластов. Поскольку развивались и дополнялись описания структуры познания, развивались и соответствующие представления о структуре учения. Поэтому полнота описания учения в современных концепциях по сравнению с ранними заведомо большая, и это не требует пояснений. Но применительно к одному и тому же историческому периоду можно констатировать различную полноту описаний структуры учения у разных авторов, что определяется принятием и полнотой ассимиляции ими философских и других-описаний познания. Как показывает обзор литературы, указанная ассимиляция описаний познания авторами концепций учения была и является весьма не простым предприятием, и поэтому она происходила и происходит с достаточно различным успехом у разных авторов. Мы, к сожалению, не можем здесь провести анализ в историческом плане с тем, чтобы показать, что на всех этапах исследователи учения почти всегда отставали и не полно воспринимали описания структуры познания, имевшиеся в науке в каждый период. Мы будем анализировать прежде всего современные концепции и с современных позиций. Таким образом, качество (полнота и систематичность) описания структуры научного познания определяет качество описания структуры соответствующего компонента учения, а именно получения знания об объектах действительности и действиях с ними. По обзору литературы видно, что в концепциях учения достаточно активно используются данные о составе познания из соответствующих областей. Здесь, как мы видели, отмечаются в составе учения и такие важные познавательные операции, выделяемые в специальных работах по познанию начиная чуть ли не с античного периода, как восприятие объектов, внешнее взаимодействие с объектами, их сравнение, сопоставление, анализ (различение и. выделение свойств, частей, связей и отношений объектов), синтез (отождествление и объединение свойств элементов, связей и: отношений объектов, абстракция и обобщение), актуализация прошлого опыта, соотнесение с ним и его переработка, многие собственно логические операции (определение понятий, осуществление индуктивных и дедуктивных выводов, систематизации,, классификации) и даже, хотя значительно реже, установление причин и объяснения, а также некоторые другие операции познания. Отмечается различный характер познавательных процедур по отношению к прошлому опыту—репродуктивный или поисковый, продуктивный, и соответственно приводятся описания целого ряда операций, характерных для продуктивного познания, выделенных в философии и психологии: ознакомление с условиями и возникновение проблемы, анализ условий и требований, выдвижение гипотез, их проверка, выполняемые на основе механизмов анализа через синтез, обобщения, расширения области поиска и конкретизации, использование вспомогательных задач и ряд других.. Однако если рассматривать концепции учения по отдельности, то в каждой можно фиксировать выраженную неполноту даже относительно приведенного выше перечня познавательных операций, представленных во всех концепциях учения вместе. Во многих концепциях состав познавательных процессов представлен фрагментарно, виды аналитических и синтетических операций познания описываются частично, недостаточно систематизирование Например, абстрагирование, различение, разделение,, исключение из системы, конкретизация являются разновидностями анализа, а они часто даются наряду с анализом как особой операцией; обобщение является разновидностью синтетических, операций, а оно часто перечисляется рядоположенно с операцией 'синтеза, как будто существует такая специальная операция, отличная от операций отождествления, объединения, включения в систему, обобщения, дедукции и которая не является просто общим названием для всех этих операций. Иногда даже отдельные из перечисленных операций рассматриваются как производные от анализа и синтеза (например, абстракция и обобщение), тогда как они являются производными от других более простых аналитических и синтетических операций: различений, отождествлений и др., а не от анализа и синтеза как особых операций. В подавляющем большинстве концепций учения не представлен один очень важный класс общих познавательных операций — понимание речевых сообщений об объектах действительности, их свойствах, отношениях, сущностях. Лишь в единичных работах отмечается наличие таких актов в составе учения и им дается весьма общая и неразвернутая характеристика. Однако главный недостаток большинства работ, на наш взгляд, заключается в том, что весьма не полно используются представления о специфических характеристиках содержания и структуры эмпирического и особенно теоретического уровня познания. Только небольшое число авторов развернуто и эксплицитно опирается при построении своих концепций учения на данные об особенностях эмпирического и теоретического уровней познания. К ним относятся из зарубежных авторов концепции Пиаже и частично Брунера, а из советских авторов концепции Рубинштейна, Давыдова, Щедровицкого, частично Гальперина. Описания научного познания у Ж. Пиаже в общем виде весьма полно отражают его состав. Вместе с тем эти описания даются им при анализе путей познания в психологии, в науке вообще. Но они недостаточно используются при описании высших стадий развития интеллекта и соответственно состава учения в его развитой форме. Как отмечалось в обзоре, Пиаже описывает научное познание как состоящее из трех фаз: анализа эмпирических законов, установления объясняющих законов, дедукции эмпирических законов из объясняющих теоретических законов. В целом эта схема описывает полно основные процедуры научного познания, но она слишком общая, особенно в отношении представления второй фазы — установления объяснительных законов и принципов. Пиаже' не выделяет виды объяснительных законов и принципов, выделяемых в науковедении, не указывает на возможность и наличие многих уровней объяснений и систем объяснений. При описании завершающих этапов развития интеллекта и развитых форм учения Пиаже не пользуется эксплицитно даже этой общей схемой и сосредоточивается только на причинных гипотетических объяснениях и их эмпирическом доказательстве. Роль творчества в познании отмечается Пиаже также лишь в самой общей форме, а основными его механизмами считаются лишь стохастические процессы изменения прошлого опыта [10]. Важнейшим компонентом развитого познания является «исследование структуры самих понятий», рефлексия структуры познания в индивидуальном сознании. Она может быть разной степени выраженности и полноты, но в том или ином объеме она всегда есть и является его неотъемлемой частью. В представлениях Ж- Пиаже о структуре познания и учения этот компонент отсутствует, хотя рефлексия в другом смысле им, выделяется. Мы имеем " в виду рефлексивность формально-операционального мышления, в котором в речевой форме представлены операции с тем или иным реальным материалом, осуществляемые в конкретно-операциональном плане. Подчеркиваем: не общие логические характеристики конкретных операций, а состав, преобразований конкретного предмета в той или иной области. Д. Брунер также описывает познание и учение как отражение эмпирических характеристик объектов (конструирование моделей, соответствующих внешней информации) и отражение сущности объектов (конструирование моделей, выходящих за пределы непосредственной информации путем постулирования аксиоме и гипотез о причинах и сущности явлений). Первое Брунер связывает с «эпизодическим эмпиризмом», второе — с «кумулятивным конструкционизмом» [13, с. 193]. Это описание также является весьма общим и малоконкретизированным, что делает его неполным. Брунер настойчиво подчеркивает творческий характер познания на теоретическом уровне, но его описания акта открытия сводятся лишь к общему и неопределенному указанию на, интуицию и озарение. Представления о познании и связанная с ними трактовка структуры учения в концепции П. Я. Гальперина характеризуются весьма общими положениями о полных и неполных, обобщенных и конкретных знаниях и соответствующих им процессах, построения и усвоения этих видов знаний в науке и учении. Как мы видели выше в обзоре работ, обобщенные знания. П. Я. Гальперин задает как знания, отражающие основные единицы материала, «на которые членится данная сфера действительности на современном уровне научных знаний» [25, с. 66], и законы их сочетания.. В. В. Давыдов, давая оценку -указанным описаниям, пишет: «Характеристики «конечных» или «основных единиц» материала» имеющиеся в работах П. Я. Гальперина, в логически неразвитой, и метафорически-косвенной форме описывают то, что мы определили выше как реальную, содержательную абстракцию, как исходную «клеточку» изучаемой системы» [36, с. 351]. Мы думаем,. что такая трактовка рассматриваемых описаний научных знаний возможна, но только при интерпретации их по самому сильному варианту, и она не единственно возможная. Они могут рассматриваться и как описания формальных абстракций. Очень многие1 примеры, в которых раскрывается их смысл, как раз относятся к последним. Сказанное касается и обучения написанию букв. в работе Н. С. Пантиной [92], и к формированию производственных навыков в рабочих профессиях в работе 3. А. Решетовой {101], умений играть в шахматы в работе Н. Ф. Талызиной и Ю. В. Яковлева [118], навыков пунктуации в работе М. Я. Мику-линской [88] и к- обучению техническим дисциплинам в работе И. П. Калошиной [60] и др. Другие работы, например Айдаровой [5], Ждан и Гохлернер {43], относятся к случаям использования простых теоретических знаний. Более полноценным теоретическим знанием можно считать лишь знания и действия, используемые в построении курса химии 3. А. Решетовой. Правда, данный автор уже описывает научные знания в терминах системного подхода, и именно поэтому, как мы думаем, здесь и стал возможным выход на теоретические знания в «чистом» виде. Хотя мы считаем, что для этого есть еще более адекватный подход, а именно материалистическая диалектика. Системный подход есть лишь частичное ее воплощение в изучении научного познания, и поэтому его использование также не лишено ряда ограничений.. 3. А. Решетова характеризует теоретическое мышление с точки зрения системного подхода следующим образом: «Теоретическое мышление на современном этапе есть специфическая форма -отражения действительности: оно отражает вещь как систему, ее инвариант (структуру), возможные варианты ее существования. и законы (пределы устойчивости), порождение существенных свойств системы ее внутренним строением (структурой)» [102, с. 87]. Здесь, как мы видим, основной акцент сделан на так называемых структурных объяснениях. При всей важности этого вида объяснений в науке они не являются единственными и основными. Кроме них, как известно, выделяются атрибутивные, причинные, функциональные и генетические объяснения, которые используются в науках по отдельности и в разных сочетаниях друг с другом. Кроме этого важно не упускать из виду тот факт, что нижестоящие структурные уровни объекта выполняют объяснительные функции по отношению к вышестоящим, а все многоуровневые представления объекта- являются не чисто структурными, а структурно-генетическими и поэтому требующими также выделения простейших «клеточных» образований на каждом уровне. (Подробнее мы остановимся на этом ниже.) Данное обстоятельство хорошо учтено в курсе химии, разработанном под руководством Н. Г. Салминой [109], хотя и в нем недостаточно, на наш взгляд, различаются, с одной стороны, клеточки химического анализа каждого уровня, а с другой стороны, их сущности. К тому же этот курс строился уже с привлечением положений концепции В. В. Давыдова. В концепции П. Я. Гальперина недостаточно систематически представлены также аналитико-синтетические операции (различение, разделение, отождествление, соединение, абстракция, обобщение), являющиеся важнейшими познавательными актами. Считая эту работу целиком логической, П. Я. Гальперин избегает их эксплицитного систематического описания. Но без предварительной адекватной логической характеристики познания в психологических исследованиях учения также далеко не продвинешься. Типология знаний, как полных и неполных, обобщенных и конкретных, также является определенной логической работой, хотя и не очень совершенной. Аналитико-синтетические операции. отмечаются П. Я- Гальпериным при рассмотрении многих моментов процесса учения, но, к сожалению, эпизодически и ситуативно. Представления С. Л. Рубинштейна о составе и структуре познания и учения отличаются большой полнотой и систематичностью. Как мы видели, С. Л. Рубинштейн правильно считает, что процесс осмысления содержания научных знаний совершается как познание единичных явлений, переход от конкретного единичного к отвлеченному общему и от абстрактного общего к наглядному единичному [103, с. 507] или как отражение явлений движение от явления к сущности и от сущности обратно к явлениям действительности. Иными словами, в процесс осмысления, содержания научных знаний включены акты познания трех видов: отражение явлений, выявление сущности, объяснение явлений соответственно с характером усваиваемых в учении знаний об исходно наблюдаемых свойствах объектов и процессов разных областей действительности, об основаниях, причинах, сущности наблюдаемых явлений и объяснениях их через выделение сущности. Осуществляются все отмеченные процедуры на основе весьма полно выделяемых С. Л. Рубинштейном операций познания: чувственного восприятия и внешнего взаимодействия с объектами, сравнения, анализа, синтеза, абстракции, обобщения* выводов по индукции и дедукции и др. С. Л. Рубинштейн правильно считает также, что важнейшим компонентом познания является творчество, открытие в единстве с репродуктивным воспроизведением прошлого опыта и выделяет в качестве основного механизма творческого познания «анализ через синтез». При всех достоинствах описания познания у С. Л. Рубинштейна к нему можно сделать и некоторые существенные, на наш взгляд, замечания, прежде всего в отношении раскрытия содержания теоретических процедур познания. Рассмотрим в связи с этим более внимательно, какие знания и познавательные акты С. Л. Рубинштейн относит к отражению' явлений, выявлению сущности, объяснению явлений. Отражение объекта на уровне явления — это восприятие и первичное эмпирическое обобщение свойств и характеристик объектов, данных в исходном нерасчлененном комплексе, в хаотическом сплетении, множества перекрещивающихся воздействий и их следствий. Затем следует процедура выявления внутренних, существенных свойств- и характеристик объектов путем анализа исходной нерасчлененной картины, ' выделения и абстрагирования в ней отдельных составляющих, установления их связей и зависимостей в «чистом» виде (незамаскированном привходящими факторами) построения теоретического обобщения. Наконец, на основе выявленной таким образом сущности происходит объяснение исходной эмпирической ситуации путем синтеза данных, полученных при установлении сущности, внутренних, собственных свойств вещей. С. Л. Рубинштейн разъясняет содержание перечисленных выше процедур познания на примерах из области физики газов и политической экономии. Рассмотрим эти примеры. Первоначально в любом случае происходит отражение исходной эмпирической ситуации. Применительно к изучению газов это выглядит следующим образом. «При непосредственном наблюдении на поверхности явлений мы имеем картину предельной пестроты: соотношение давления и объема.,., оказывается различным не только при разных температурах, но и при разных давлениях; зависимость объема от давления оказывается при этом разной при разных температурах; зависимости от давления и от температуры, таким образом, перекрещиваются. Кривая изменения произведения pv (давления иа объем) с ростом (давления) изменяется по-разному при низких и высоких температурах. Эта эмпирическая кривая оказывается для каждого газа различной: она одна... для воздуха, другая — для С02 и третья •— для водорода» [104, с. 114—1151. Аналогичным образом в политэкономии капитализма на эмпирической поверхности отражается чрезвычайное разнообразие экономических явлений и их связей: товары, деньги, цены, процент, рента, прибыль (промышленная и торговая), спрос и др. Следующей познавательной процедурой является вычленение из исходной эмпирической данности с перекрещивающимися взаимодействиями различных факторов и закономерностей, для того чтобы разобраться в исходном хаосе, в котором как будто безраздельно царит случайность, и установить существенные, внутренние свойства. Например, у газов необходимо абстрагировать отдельные зависимости путем выключения изменения других. Так, зависимость объема газов от давления по закону Бойля Мариотта устанавливается при постоянной температуре: при постоянной температуре для данной массы давление газа меняется обратно пропорционально его объему. Зависимость соотношения давления и объема газа от температуры выражается законом Гей-Люссака. Кроме того, все эти зависимости справедливы при определенном уровне разряженности газа, т. е. 'для идеального газа и т. д. Также поступал К. Маркс в поисках сущности экономических явлений. Анализ и абстракция от отклонения цен от стоимости, от колебаний спроса и предложения, от расщепления прибавочной стоимости на различные доли и т. п. дают возможность «...получить в чистом виде явление образования капитала на почве товарного обмена», закон стоимости и саму стоимость как основу «цены товара... в его собственных, внутренних закономерностях» f 104, с. 120]. Таким образом, в результате разъяснения, анализа хаотической картины одна за другой выступают закономерности, определяющие ход событий [104, с. 113—114]. Далее следует процедура объяснения конкретных исходных явлений, восхождения от абстрактного к конкретному на основе синтеза абстрагированных законов и подведения под них конкретных явлений. В приводимых С. Л. Рубинштейном примерах, поясняющих описания структуры научного познания, недостаточно полно и с некоторыми элементами искажения представлены операции поиска сущности. Упущенными оказались такие два. обстоятельства, как наличие многоуровневой и многопорядковости сущностей и наличие объяснений с использованием нескольких оснований разных типов. Так, в примере из физики газов приводятся объяснения на базе сущности самого низкого порядка через зависимости давления от объема и температуры в законе Бойля — Мариотта и Гей-Люссака соответственно. Однако, как известно, сущность давления и законы влияния на него объема и температуры далее раскрываются в молекулярно-кинетической теории, трактующей давление как совокупность соударений частиц, из которых состоят газы, со стенками сосуда,. а увеличение давления при сокращении объема или повышении температуры — соответственно через сокращение амплитуды движения частиц или увеличение скорости их движения. Указанное объяснение, или объяснение второго порядка, является значительно более сильным и фундаментальным, но в описаниях теоретического познания у С. Л. Рубинштейна оно не упоминается. С другой стороны, в описании теории К. Маркса, с нашей точки зрения, С. Л. Рубинштейн пропускает объяснения первого и третьего порядка, и тем самым многоуровневая теория представляется как одноуровневая, однопорядковая. В теории К. Маркса, как известно, в качестве сущности первого порядка, экономической клеточки буржуазного общества, берется товар, а не стоимость, как это получается у С. Л. Рубинштейна. Стоимость в данной теории есть сущность второго порядка, объясняющая товар и сама получающая объяснение через труд как сущность третьего порядка в Марксовой теории товарного производства. Без указания на данную характеристику объяснительного движения в. любой науке, т. е. многоуровневость объясняющих оснований, теоретическое познание не может быть описано адекватно в своем полном составе и сложности. Полидетерминированность объектов и возможность их объяснения с разных сторон, по разным основаниям, отмечается С. Л. Рубинштейном лишь в самой общей форме в положениях о всесторонней взаимосвязи всех явлений действительности и о преломлении внешних воздействий через внутренние условия: «В действительности все взаимосвязано, взаимозависимо, все — продукт всеобщего взаимодействия, причем каждое внешнее воздействие преломляется через специфические внутренние свойства вещей» [104, с. 106]. Сами внутренние свойства, как все, что относится к объекту, в отличие от внешних причин, понимаются часто только как собственные, атрибутивные характеристики, внешние признаки, которые могут даже «выступать и в восприятии», правда, «лишь в специальных условиях» [104, с. 108], а в обычных условиях они маскируются, видоизменяются, перекрываются множеством «привходящих обстоятельств и перекрещивающихся воздействий» [104, с. 108]. Абстракция от них дает знание сущности. Функция и структура объекта как его важнейшие собственные свойства из описания выпадают. К тому же абстрагирование ставится в один ряд с установлением связей, действительно объясняющих суть предметов, тогда как оно является лишь одной из предпосылок последующей объяснительной работы и установления внутренних, объяснительных связей объектов и их свойств. Весьма полно и многосторонне представлено познание и в концепции В. В. Давыдова. Как можно видеть из обзора, В. В. Давыдов выделяет в познании чувственное и рациональное познание, а в последнем различает эмпирическое и теоретическое мышление. Каждый из перечисленных видов познания дает следующие знания и включает следующие познавательные действия. Чувственное познание — это воспроизведение свойств и отношений предметов в виде их наглядных образов (ощущений, восприятий, представлений) как компонентов практической деятельности с ними. Оно опосредовано связями с практической деятельностью и с языком и в связи с этим имеет объективированный и социализированный характер. В эмпирическом мышлении происходит обозначение чувственно данных свойств объектов и их связей, абстрагирование этих свойств, объединение их в классы и обобщение на основе абстрактного, формального тождества их отдельных свойств и подведение единичных объектов под класс, установление внешних,, эмпирически явных связей объектов и их внешних изменений при взаимодействии. Все это «превращенная и словесно выраженная форма деятельности «чувств-теоретиков», вплетенной в реальную жизнь» [36, с. 265]. В теоретическом мышлении осуществляется установление неявных скрытых связей, причин сущностей объектов, роли и функции отношения вещей внутри расчлененной системы, являющееся реальным и особенным, служащим генетической основой всех, других проявлений системы, всеобщей формой, клеточкой или сущностью изучаемого целого [36, с. 315, 320]. Установление такого внутреннего отношения и связи предметов осуществляется на основе анализа, включающего рефлексию, моделирование,., преобразование объектов с выходом за пределы чувственных, представлений. После анализа, выявления сущности объекта осуществляется восхождение к исходному чувственно-конкретному целому путем его выведения из сущности на основе раскрытия противоречий в. исходной абстракции, синтеза при участии анализа и исходного образа целого, получающего объяснение в процессе восхождения. Данное описание состава научного познания, особенно теоретической его ступени, является во многих отношениях более адекватным, чем это имеет место в работах других авторов. Вместе с тем, по нашему мнению, оно имеет ряд недостатков, снижающих уровень всего описания в целом. Кратко суть их сводится к следующему. Прежде всего описание познания В. В. Давыдовым имеет определенную степень неполноты. Это проявляется в том, что в рассматриваемом описании В. В. Давыдов недостаточно четко выделяет виды объясняемого содержания (объекты, процессы их порождения и изменения, их свойства, состав, структуру, функцию), а из видов объясняющих оснований эксплицитно и развернуто говорит только о так называемой «клеточке» как простейшей, генетически исходной форме объектов и систем определенного рода и очень глухо, на уровне отдельных примеров, упоминает другие виды объяснительных оснований, употребляемых в: теоретическом познании (другие свойства объясняемых объектов, их внутренние структуры, причины, объемлющие системы и функции в них объясняемых объектов). В обсуждаемом описании не отмечается наличие различных уровней объяснения явлений и объектов через сущности последующих порядков. Выше мы рассматривали это на примере С. Л. Рубинштейна из области физики газов. Здесь мы для доказательства справедливости наших аналогичных замечаний в адрес направления В. В. Давыдова обратимся к примеру из области гидродинамики, используемому сотрудником В. В. Давыдова А. 3. Заком для разъяснения особенностей теоретического мышления. Приводя пример теоретического объяснения плавучести тел, А. 3. Зак в качестве такового принимает отношение веса тела к объему (в/о), меньшее единицы". Но, как известно, в физике главным объяснением явления плавучести тел считается выталкивающая сила (сила Архимеда), величина которой по закону Архимеда равна весу жидкости, вытесненной погруженным в нее телом. Это объяснение, конечно, не снимает первого, но оно является более глубоким, так как выделяет сущность второго порядка как основание и объяснение исходного явления и связи отношения в/о с плавучестью тел. В законе Архимеда в данном примере теоретическое мышление получает свое более полное выражение. Именно в таких объяснениях ученые и логики усматривают истинную реализацию объяснительной мощи теории. В связи с этим и диагностика, и формирование полноценного теоретического мышления должны выявлять и строить у учащихся не только способность нахождения сущности первых, но главным образом последующих порядков, на чем подробнее мы остановимся ниже. То же самое можно показать и на примере генетического объяснения через клеточку с восхождением к конкретному. Дело в том, что в реальных прецедентах такого построения теории фактически имеется не только выделение клеточки как сущности первого порядка изучаемых объектов и систем, но и установление оснований, детерминирующих свойства самой клеточки и тем самым всех производных от нее более развитых форм, т. е. установление сущностей второго порядка. Весь процесс восхождения тем самым является значительно более содержательным и обладающим выражение большей объяснительной силой, чем это получается при восхождении только от клеточки. Например, при объяснении развитых форм капиталистического производства Маркс не только выделяет его простейшую форму — простое товарное производство— и его клеточку — товар («...товарная форма продукта труда... есть форма экономической клеточки буржуазного общества» [1, с. 6]), но и дает ей объяснение через стоимость, а стоимости — через труд. На этой основе далее Маркс восходит ко всем более развитым формам капиталистического хозяйства («развитого тела») и дает им объяснение не только как производству товаров, прибавочных продуктов и т. п., но и как производству стоимости, прибавочной стоимости из товара «рабочая сила» и т. д. Указанная многопорядковость, многоуровневость объяснительных оснований является важнейшей характеристикой полноценного восхождения к конкретному и его глубокого объяснения. К сожалению, в описаниях у В. В. Давыдова данного метода теоретического познания это обстоятельство не выступило достаточно отчетливо. Во многих науках кроме простейших форм объектов («клеточек») выделяются также основания и сущности этих форм, а затем на этой основе объясняются и развитые, производные от' простых форм, объекты и системы. Например, простейшей формой атомного уровня движения материи является атом водорода, а развитыми формами являются атомы всех других элементов. Сущностью же второго порядка этой формы движения материи выступает -строение электронных оболочек и ядер атомов. Неразвитыми образованиями молекулярного уровня движения материи в химии являются простейшие химические соединения, а их сущностью второго порядка — атомы, из которых они состоят. Исходными неразвитыми образованиями в органической химии являются простейшие органические соединения (углеводороды), а развитыми формами — сложные углеводородные соединения вплоть до белков, сущностью же второго порядка всех органических соединений являются атомы элементов углерода и водорода. Простейшей формой биологического- уровня является одноклеточный; организм, а развитыми формами этого уровня являются многоклеточные организмы. Основанием же второго порядка всех видов организмов в биохимическом аспекте являются взаимосвязи белков. Неразвитой исходной формой товарного производства является простое товарное производство. Из него произошли? все другие более развитые формы товарного производства, но основной, порождающей их причиной являются труд и стоимость, им создаваемая. В концепции В. В. Давыдова не очень эксплицитно, по нашему мнению, отмечается творческий характер поиска объяснительных оснований (анализ, по В. В. Давыдову) и тем самым творческий характер теоретического познания в целом. Упоминаний о необходимости для этого «силы и полноты абстрагирующей способности мышления», или экспериментирования и преобразования предметов, явно недостаточно. В. В. Давыдов различает формальные и содержательные абстракции. Первые — фактически как основа обобщений, объединения в классы и т. п., вторые — как основа объяснений, хотя и делается это без указаний на то, что одна и та же абстракция: может быть.использована в обеих функциях, так что ее формальность или содержательность относительна. При этом функцию объяснения может, по его мнению, выполнить лишь «...вполне реальное, в чувственно-созерцательной форме данное отношение» [36, с. 303]. Это противоречит реальному положению вещей во многих отраслях знания. Теория строения вещества, например, исходит в своих объяснениях из таких абстракций, как частица, ядро, атом, молекула, которые вряд ли могут быть отнесены к отношениям «вполне реальным, данным в чувственной форме». Объяснительные абстракции могут иметь. содержание, совпадающее с некоторыми чувственно данными сторонами воспринимаемых реальных макрообъектов, но не толь-, ко. Они могут иметь также содержание, совпадающее со сторонами ненаблюдаемых, ' гипотетически заданных объектов, признаки которых у их индивидуальных представителей вообще не могут чувственно восприниматься, они могут только мыслиться. Наконец, следует отметить, что В. В. Давыдов в своем описании теоретического мышления и знания упускает из виду сложные комплексные объяснения одного и того же на базе оснований разных типов (состав, структура, функция, причина, клеточка), взаимодополняющих друг друга. Как мы видели, В. В. Давыдов, А. 3. Зак и другие представители данного направления специально отмечают в качестве важного компонента теоретического мышления рефлексию. Рефлексия описывается со ссылками на ее традиционные определения у Локка, Гегеля, Маркса, Энгельса, ряда советских философов [44, с. 21, 28, 29 и др.] как способность субъекта выделять, анализировать и соотносить с предметной ситуацией свои собственные способы деятельности. Здесь, как нам представляется, следует иметь в виду, что рефлексия как отражение отражения имеет место всегда, когда.есть отражение и познание, и при этом любое познание: научное и практическое, эмпирическое и теоретическое. Рефлексия как отражение отражения (познание познания) выполняет, как и любое психическое отражение, функции ориентирования и регулирования самих же познавательных процессов, и так как без регулирования они осуществляться не могут, то соответственно сказать, что есть познавательный процесс, означает одновременно сказать, что есть и рефлексия этого процесса [11]. Для подтверждения наличия рефлексии только у теоретического мышления авторы приводят примеры ситуаций, когда учащийся не выходит на теоретическое знание и у него при этом отсутствует рефлексия процессов, приводящих к этому знанию [44, с. 33—36]. Это правильно, так и должно быть. Только это не означает отсутствия всякой рефлексии. У учащегося отсутствует ориентировка в теоретических приемах познания, но при этом есть ориентировка в эмпирических операциях, рефлексия эмпирического познания [12] Конечно, рефлексия теоретического мышления в осознанных формах — это гораздо более совершенная и полная рефлексия познания, делающая мышление по-настоящему разумным. Однако это обстоятельство не отрицает наличия рефлексии у других, менее совершенных форм познания. Кроме того, при всей важности и ценности анализа рефлексии как компонента познания, представленного в рамках данной концепции, мы все-таки считаем его также неполным и упускающим по крайней мере один вид рефлексии и осознания, один вид исследования природы- самих понятий, который, собственно, и.делает познание более совершенным. В. В. Давыдов, А. 3. Зак и другие представители рассматриваемой концепции различают рефлексию и осознание, имея в виду соответственно отражение результатов и процедур конкретных актов познания предметно-специфического материала, решения задач в той или иной конкретной области. Но рефлексия и осознание могут отражать (и в развитых формах познания обязательно отражают) не только конкретные предметно-специфические для данных частных предметов и задач процедуры и их результаты, но и обобщенные, межпредметные, логические операции, приемы и их результаты. Рефлексия отражает не только общие и особенные признаки конкретных понятий А, Б, В и т. д., а осознание — конкретные предметные процедуры построения. этих понятий, но и общие логические признаки понятий вообще и общие способы их построения, а еще шире — рефлексия и осознание могут отражать общие характеристики процедур и результатов эмпирического и теоретического познания вообще, совпадая с теорией структуры и свойств познания как наукой. Это и имеется в виду, как нам кажется, прежде всего когда говорят о рефлексии в структуре теоретического мышления как исследовании природы самих понятий, как исследовании исследования, как понимании своих средств и способов познания. Но, как видно из описаний рефлексии и конкретных примеров ее исследования в работах А. 3. Зака, указанное содержание рефлексии не отмечается, не выделяется и не изучается, а между тем именно оно и является наиболее существенным, так как представляет собой один из основных факторов, обеспечивающих полноценность и эффективность формирования и функционирования познания в любой предметной области. Вместо этого изучается формирование и сформированность рефлексии конкретных понятий и способов действия, на разных этапах восхождения от абстрактного к конкретному. При этом ребенок мог осуществить и отрефлексировать данные частные процедуры правильно, но не имея рефлексии, второго порядка, он не понимает, что делает, т. е. не понимает, что он выделяет всеобщие основания, устанавливает их особенности и т. п., что эти процедуры универсальны. Разумеется, возможность овладения такой рефлексией предполагает достаточно высокий уровень познавательного развития и является, как мы покажем ниже, одним из основных средств его достижения и дальнейшего продвижения. Нам представляется, что именно тот факт, что А. 3. Зак занимается изучением рефлексии на материале младших школьников, у которых при стихийно сложившемся обучении не сформированы даже предпосылки ее общелогического компонента, не говоря уже о наличии ее самой, обусловил и выпадение этого компонента рефлексии и осознания из анализа в целом. Но это, по нашему мнению, теоретическое и практическое упущение, поскольку не выделяется очень важный компонент изучаемого процесса и учения вообще. Важнейшим средством (компонентом) теоретического познания, по В. В. Давыдову, является моделирование, и это безусловно правильно. Однако в трактовке того, как модели выполняют свою функцию, на наш взгляд, у В. В. Давыдова есть также некоторая «аберрация» действительного положения вещей. По В. В. Давыдову, модель, как мы видели, вслед за М. К. Мамардашвили, есть специфическая идеализированная предметность. Правильно отмечается, что модели есть формы научной абстракции. Указывается, что модели — не продукт чувственного отражения, а продукт сложной познавательной деятельности, включающей мыслительную переработку исходного чувственного материала, его очищение от случайных моментов [36, с. 282]. Наконец, отмечается, что «модели выступают как продукты и как средство осуществления этой деятельности» [36, с. 282]. Здесь, во-первых, опять приводится неполная, редуцированная, картина познания, так как есть и модели, которые воспроизводят реальные чувственные объекты и являются тем самым продуктом «чувственного усмотрения». А во-вторых, в любом случае, модели сначала есть продукт эмпирической или теоретической абстракции, а потом могут стать средством дальнейшего исследования и поиска сущностей последующих порядков, а могут таковыми и не стать, а остаться лишь знаковым изображением объекта или его существенного отношения, найденного без помощи всяких моделей. В концепции Г. П. Щедровицкого научное познание в целом описывается также достаточно всесторонне. Вместе с тем и это описание, с нашей точки зрения, в ряде отношений имеет определенные недочеты. Так, представление познания как многоплоскостного, многоуровневого движения в знаках, замещающих познаваемые объекты и знаковые конструкты предыдущих уровней, является весьма общим. Под ним можно иметь в виду как многоступенчатые эмпирические обобщения, объяснение единичных и частных классов объектов через подведение под более общие понятия, так и установление объяснительных оснований в других содержаниях, отличных от общих понятий, соответствующих объясняемым объектам. И в работах Г. П. Щедровицкого оба указанных толкования данных положений о структуре познания и научных знаний имеют место. Например, Г. П. Щедровицкий, рассматривая обобщенные знания, представленные в речевых формах как формальные знания по сравнению со знаниями об индивидуальных объектах как реальных знаниях, так разъясняет процедуру получения знания об индивидуальном объекте с помощью формальных знаний: «Мы можем, например, опустить в данное нам вещество лакмусовую бумажку, и если она окрасится в красный цвет, то мы сможем утверждать, что это вещество кислота, и припишем ему те свойства, которые зафиксированы в общем формальном знании о кислоте» [129, с. 98]. Как ниже отмечает сам автор, «...здесь имеет место процедура, обычно называемая подведением под понятие». Формальные знания здесь именуются теоретическими, если они объединены в системы и соединены с моделями и онтологическими схемами [129, с. 99—100]. В других работах к теоретическим знаниям относятся знания, не совпадающие по содержанию с объясняемыми явлениями (чаще всего о структуре, объясняющей атрибутивные характеристики, и о клеточке). Знания о свойствах, функциях, причинах в объяснительной функции если и отмечаются, то весьма неявно. Однако в целом тенденция к пониманию объяснительных процедур как подведения под понятие в дачной концепции достаточно сильна. Г. П. Щедровицкий придает моделированию слишком самостоятельное и порой самодовлеющее значение, даже большее, чем это имеет место у В. В. Давыдова. Модели считаются здесь особым типом знания, отличным от смыслов знаков речи. С нашей точки зрения, это не совсем точная оппозиция. На самом деле различаются не речь и модели, а речь и речь плюс модели. Модели сами по себе есть лишь технический момент познания, их содержание полностью выразимо средствами языка и в принципе познание возможно и без моделей, хотя они облегчают некоторые операции познавательной деятельности. Знаки речи относятся не просто к моделям, а к моделям, описываемым в речи, и в конечном счете к реальным объектам, стоящим за знаками речи. Утверждения делаются про мыслимый объект, а не про модель. Строго говоря, мыслимый идеальный объект в чистом виде вообще нельзя изобразить, смоделировать, представить никаким материальным образованием, поскольку в последнем всегда будет бесконечное множество других сторон. Мы абстрагируемся от них на основе мысленного образа объекта. И даже собственно моделирующие стороны модели есть всегда лишь далекая аналогия, если она про гипотетический принципиально не наблюдаемый объект (например, модель атома), или более близкая аналогия, если она про свойства наблюдаемых объектов (модель маятника). Прежде чем построить модель, мы строим мысленное смысловое идеальное знание об объекте, а потом его моделируем визуально и далее не из модели, а при ее помощи можем получить новое знание об объекте. При этом важнейшую роль играют творческие поисковые процессы, которые в концепции Г. П. Щедровицкого совсем не рассматриваются. Он не различает разные действия с объектами на разных уровнях знаковых замещений: сопоставления, изобретения, творческие акты. Заканчивая на этом краткий анализ представлений о составе и структуре познания и уяснения содержания учебного материала как компонента учения в концепциях учения, мы хотели бы еще раз отметить, что в рассмотренных концепциях учения в целом вполне адекватно представлены очень многие стороны познания и учения и сделанные нами замечания лишь указывают на имеющиеся, с нашей точки зрения, недоработки. Ниже, в изложении своей версии описания структуры познания и уяснения содержания знаний и действий в учении, мы в большей мере опирались на результаты рассмотренных работ. Итак, учение на стадии уяснения содержания учебного материала есть разновидность познания, и для описания состава и структуры этого макрокомпонента учения необходимо осуществить описание состава и структуры познания и затем отметить его специфику в условиях учения. Разумеется, такое описание познания должно по полноте соответствовать только требованиям к описанию состава и структуры учения в рамках общей концепции учения, и поэтому оно не может претендовать на полноту, характерную для описания познания в специальных работах. Оно должно задавать лишь основные его компоненты в их существенных характеристиках, не вдаваясь в детали [13]. Испокон веков познание в самом общем своем составе трактуется как отражение явлений и нахождение сущности явлений для их объяснения. Отсюда всегда различались два основных уровня познания в науке: эмпирический и теоретический. Соответственно континуум познавательных процессов членится на две большие зоны, группы процессов, обеспечивающих познание объектов и процессов, как они даны в явлении, и объяснение их через познание сущности. Таким образом, описать содержание эмпирического и теоретического познания— это значит описать состав каждой группы процессов, граница между которыми может быть задана в целом сходным, но в деталях различным образом, и поэтому здесь имеются некоторые терминологические проблемы, о чем мы скажем более подробно ниже. Главное в конечном счете не в задании этих границ, а в большей полноте описания состава познавательных процессов в целом. Поэтому мы в описании этого состава, пользуясь своими критериями членения всех процессов на эмпирические и теоретические, не будем придавать этим критериям абсолютного значения и, описав состав познавательных процессов в наших членениях их по группам эмпирических и теоретических, рассмотрим на этой основе другие возможные и имеющиеся варианты отнесения ряда познавательных процессов к данным рубрикам.
|