Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эмпирическое познание






В состав эмпирического познания входят операции непосред­ственно-чувственного отражения объектов, их свойств, структуры, отношений и некоторые опосредованные языковыми знаками опе­рации «рационального уровня» познания.

К операциям чувственного познания относится следующий, предельно кратко приводимый здесь нами набор актов восприя­тия: отражение фона, заполняющего поле зрения целиком, отра­жение отдельных единичных свойств на фоне, отражение объекти­вированных единичных свойств на фоне, отражение отдельных комплексов свойств, отражение объективированных, опредмеченных комплексов свойств (объектов), отражение многих необъективированных и объективированных комплексов свойств, отражение связей и взаимодействий объектов и их структуры (например, строение многих живых и неживых объектов, их связей и взаимо­действий в пространстве и времени).

Все перечисленные операции восприятия и представлений предполагают осуществление различений конкретных единичных свойств, комплексов свойств, объектов и их отождествлений, отра­жения сходных свойств и групп свойств (в качественном и коли­чественном отношениях).

Все отмеченные в общем виде операции чувственного познания могут осуществляться при участии языковых форм, которые фик­сируют единичные свойства и объекты, образуя так называемые «единичные» понятия: «перо Пушкина», «длина Волги» и т. п.

Но кроме рассмотренных операций с помощью слов могут осу­ществляться также процессы, опирающиеся на чувственное отра­жение, исходящие из него, но дающие уже не чувственные образы объектов и их свойств. К этим операциям относятся отвлечение отдельных свойств и групп свойств из бесчисленного количества свойств реальных объектов, установление их тождеств (и разли­чий), отражение на этой основе чувственно не данного, «сходного вообще», и образование общих абстракций, формальных понятий, разного уровня обобщения вплоть до некоторых категорий (дом вообще, человек вообще, цвет вообще, форма вообще, время вообще, пространство вообще, материя, сознание и т. п.). С обра­зованием общих абстракций появляется необходимость в осущест­влении операций над этими видами знаний, совпадающими по ос­новному содержанию с чувственно данными образами отдельных свойств и объектов, но отличающимися по форме отражения и способу получения. Основными из этих операций являются опера­ции классификации и образования родов и видов объектов (обще­го и особенного), подведения конкретно-чувственного под виды (особенное) и видов под роды, выведения следствий о признаках предметов по их родовидовой отнесенности, установления прост­ранственно-временных связей между объектами и связей их изме­нений по абстрагированным характеристикам (факторам).

Все перечисленные и некоторые другие познавательные акты мы вслед за отдельными авторами относим к эмпирической сту­пени познания вместе с актами чувственного познания, хотя от­дельные авторы считают их уже теоретическими. Более подробно это терминологическое расхождение мы рассмотрим ниже.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал