Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Эмпирическое познание
В состав эмпирического познания входят операции непосредственно-чувственного отражения объектов, их свойств, структуры, отношений и некоторые опосредованные языковыми знаками операции «рационального уровня» познания. К операциям чувственного познания относится следующий, предельно кратко приводимый здесь нами набор актов восприятия: отражение фона, заполняющего поле зрения целиком, отражение отдельных единичных свойств на фоне, отражение объективированных единичных свойств на фоне, отражение отдельных комплексов свойств, отражение объективированных, опредмеченных комплексов свойств (объектов), отражение многих необъективированных и объективированных комплексов свойств, отражение связей и взаимодействий объектов и их структуры (например, строение многих живых и неживых объектов, их связей и взаимодействий в пространстве и времени). Все перечисленные операции восприятия и представлений предполагают осуществление различений конкретных единичных свойств, комплексов свойств, объектов и их отождествлений, отражения сходных свойств и групп свойств (в качественном и количественном отношениях). Все отмеченные в общем виде операции чувственного познания могут осуществляться при участии языковых форм, которые фиксируют единичные свойства и объекты, образуя так называемые «единичные» понятия: «перо Пушкина», «длина Волги» и т. п. Но кроме рассмотренных операций с помощью слов могут осуществляться также процессы, опирающиеся на чувственное отражение, исходящие из него, но дающие уже не чувственные образы объектов и их свойств. К этим операциям относятся отвлечение отдельных свойств и групп свойств из бесчисленного количества свойств реальных объектов, установление их тождеств (и различий), отражение на этой основе чувственно не данного, «сходного вообще», и образование общих абстракций, формальных понятий, разного уровня обобщения вплоть до некоторых категорий (дом вообще, человек вообще, цвет вообще, форма вообще, время вообще, пространство вообще, материя, сознание и т. п.). С образованием общих абстракций появляется необходимость в осуществлении операций над этими видами знаний, совпадающими по основному содержанию с чувственно данными образами отдельных свойств и объектов, но отличающимися по форме отражения и способу получения. Основными из этих операций являются операции классификации и образования родов и видов объектов (общего и особенного), подведения конкретно-чувственного под виды (особенное) и видов под роды, выведения следствий о признаках предметов по их родовидовой отнесенности, установления пространственно-временных связей между объектами и связей их изменений по абстрагированным характеристикам (факторам). Все перечисленные и некоторые другие познавательные акты мы вслед за отдельными авторами относим к эмпирической ступени познания вместе с актами чувственного познания, хотя отдельные авторы считают их уже теоретическими. Более подробно это терминологическое расхождение мы рассмотрим ниже.
|