Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Отработка и освоение действий
Отработка и освоение действий всеми авторами трактуются как процесс, происходящий при условии осуществления самих отрабатываемых действий. Как уже отмечалось выше, происходящие при этом процессы и изменения осваиваемых действий часто недостаточно точно, на наш взгляд, относятся к различным компонентам учения — уяснению содержания действия и собственно к их отработке. Иногда почти все изменения рассматриваются как составляющие отработку. Изменение, приводящее к способности осуществлять действия5 без опоры на источники информации о способах действия (т. е. интериоризация ориентировочной части или всего действия, в терминах П. Я- Гальперина), так же как и при освоении знаний, всегда рассматривается как одно из основных изменений в ходе отработки действий. Другим таким изменением в большинстве случаев считается автоматизация операций. Процесс интериоризации описывается как происходящий с участием речи в разной форме и степени. В настоящее время самое полное описание отработки действий в учении представлено в концепции П. Я- Гальперина. Как мы пытались показать выше, для освоения и отработки знаний осуществление действий с их применением не является необходимым. Применительно же к освоению и отработке действий данное положение также является справедливым, но только частично. В принципе возможно, до определенной степени, научиться осуществлять действия, не выполняя их в процессе обучения. Если знания о действиях полны и так или иначе освоены, то, с определенными показателями, действия могут осуществляться после этого сразу. Эти действия могут быть безошибочными, достаточно обобщенными, дифференцированными и т. п. Но для того чтобы они стали полностью интериоризованными (а не только в своей ориентировочной части) и автоматизированными, необходимо в процессе формирования действий их выполнять. Добиться изменений действий, формируемых в учении, по параметрам интериоризации и автоматизации, а также по производному от них параметру прочности усвоения без реального осуществления действий, по-видимому, невозможно. Кроме этого, в тех случаях, когда выполнение действий является средством получения ориентировки, усвоение действий, разумеется, необходимо связано с их выполнением. Например, в практических внешних действиях с участием движений все необходимые знания о них не могут быть заданы без их осуществления. Задаваться может только вербально описываемая часть этих знаний. Остальная экстеро- и проприоцептивная информация получается в ходе осуществления действия. Такие действия, конечно же, не могут быть усвоены без их выполнения. Но в этом случае выполнение действия является условием прежде всего получения необходимой ориентировки, и лишь потом отработки действий. Отработка и освоение действий предполагают также и отработку знаний, которые ориентируют усваиваемые действия. Поэтому интериоризация и автоматизация действий при их освоении включают интериоризацию и автоматизацию знаний, происходящую на основе интериоризации и автоматизации ориентировочных действий, их порождающих. Отсюда следует, что все отмеченные выше процессы, обеспечивающие интериоризацию и автоматизацию знаний при непроизвольном и произвольном их освоении в действии, входят в процесс отработки действий. Однако они не исчерпывают его, так как при отработке действий есть еще процессы интериоризации и автоматизации исполнительных операций. Хотя они и основаны на тех же механизмах, что и интериоризация и автоматизация ориентировочных операций, тем не менее для отработки исполнительных действий требуется их специальное осуществление.
|