Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Местное и региональное управление. Местное управление и самоуправление






 

Местное управление и самоуправление. Созданная Петром I сцн стема местного управления оказалась наиболее уязвимой частый государственного аппарата. Поэтому большинство местных органов было ликвидировано или коренным образом реорганизовано сразу же после его смерти. В 1726 г. отменяется искусственное деление провинций на дистрикты и восстанавливается историческая административная единица — уезд. В 1727 г. городовые магистраты полностью подчиняются губернаторам и воеводам, а их компетенция значительно сокращается. Система местного управления была закреплена специальной инструкцией от 12 сентября 1728 г. Органами управления и суда в губерниях стали губернаторы, а в провинциях и уездах — соответственно провинциальные и уездные воеводы. Свои функции они осуществляли через канцелярии: губернские, провинциальные, уездные. Эта система местного управления просуществовала до середины 70-х гг. XVIII в.

Восстание Е. И. Пугачева выявило прежде всего слабость местного государственного аппарата. Подавив его с помощью армии, Екатерина II образовала особую комиссию, которая в течение девяти месяцев работала над «Учреждением о губерниях». 7 ноября 1775 г. этот акт был подписан императрицей. Реформа 1775 г. включала в себя: 1) реорганизацию административно-территориального деления; 2) создание новых органов для управления губернией и уездом; 3) судебную реформу.

Административно-территориальными единицами отныне становились губернии и уезды. В основу их формирования был положен фискальный принцип*. В губернии должны были проживать от 300 до 400 тыс. ревизских душ, а в уезде — 20 — 30 тыс. Новое административно-территориальное деление полностью игнориро­вало экономические связи отдельных земель и национальный состав их населения. Предполагалось создать около 50 губерний и 300 уездов.

Во главе губернии стоял губернатор, назначаемый и смещаемый монархом. В своей деятельности он опирался на губернское правление в составе губернского прокурора и двух советников. Губернатору принадлежали вся полнота исполнительной власти, контроль за деятельностью губернских учреждений и должностных лиц. Ему были подчинены все воинские части и команды, находившиеся на территории губернии.

Всеми финансовыми вопросами ведала Казенная палата, возглавляемая помощником губернатора — вице-губернатором.

В каждой губернии создавался Приказ общественного призрения, попечительствовавший над школами, больницами, богадельнями, приютами, смирительными домами и тюрьмами. В отличие от других губернских учреждений он не имел твердых штатов и должен был существовать за счет штрафов и добровольных пожертвований.

Две-три губернии обычно объединялись в наместничество во главе с наместником или генерал-губернатором — должностным лицом, назначавшимся Екатериной II и надзиравшим за всеми губернскими учреждениями.

Уездная администрация возглавлялась капитаном-исправником, избиравшимся дворянством. При нем функционировал административный орган — Нижний земский суд. Финансовым учреждением в уезде являлось уездное казначейство. Уездные учреждения подчинялись губернским (рис. 8).

Города выделялись в особые административные единицы. Административно-полицейские функции в городах осуществляли городничие, назначавшиеся центральной властью.

По реформе 1775 г. на местах создавалась система новых судебных органов. Суд отделялся от администрации, но оставался сословным. В губернии и уезде каждое сословие имело свой суд: для дворян это были верхний земский и уездный суды, для горожан — губернский и городовой магистраты, для государственных крестьян — верхняя и нижняя земские расправы.

Помимо сословных судов в каждой губернии в качестве апелляционной и ревизионной инстанции создавались судебные палаты по гражданским и уголовным делам. Подача жалобы в судебные палаты сопровождалась внесением огромного по тем временам залога (в размере 100 руб.).

Кроме того, учреждались совестные суды, разбиравшие дела между родственниками, уголовные дела малолетних и умалишенных, а также некоторые специфические дела: о колдовстве и т.д.

Реформа 1775т. сохранила за Сенатом статус высшего судебного учреждения страны (рис. 9).

В апреле 1785 г. Екатерина II издает две Жалованные грамоты — дворянству и городам. В этих актах закреплялись сословные права и привилегии дворянского и городского сословий. В соответствии с ними создавались сословные органы дворянского и городского самоуправления.

По Жалованной грамоте дворянству в губерниях и уездах дворяне объединялись в местную корпорацию. Раз в три года они могли созывать в губернии губернское дворянское собрание, а в уезде — уездное дворянское собрание, на которых избирались кандидаты в

* Фискальный принцип — выдвижение на первое место интересов казны.


 
 

предводители дворянства (один из них утверждался в должности губернатором), совестный судья, заседатели дворянских судов, капитан-исправник и некоторые другие должностные лица. Жалованная грамота городам подразделяла все население города на шесть разрядов и давала право на создание органов городского самоуправления: распорядительного — общей городской думы и исполнительного — шестигласной думы (в нее входили по одному гласному от каждой сословной группы) во главе с городским головой. Органы городского самоуправления не были в полной мере самостоятельны и играли роль административно-хозяйственного придатка к аппарату управления губернией и городом.

 

 

Рис. 8. Управление губернией и уездом в конце XVIII в.

 

 
 

 

 

Рис. 9. Органы суда по реформе 1775 г.

 

 


Региональное управление в XVIII в. В XVIII в. территория Российской империи расширилась за счет присоединения прибалтийских, западнобелорусских и украинских земель. Продолжалось активное освоение огромных сибирских просторов. Управление всеми этими окраинами требовало более гибких методов, учета исторических традиций населяющих их народов и создания специальных государственных учреждений. Для национальной политики самодержавия этого времени было характерно стремление к централизации и унификации государственного управления окраинами в сочетании с определенными уступками национальной феодальной верхушке.

На протяжении всего XVIII в. Россия вела наступление на украинскую автономию. Отчасти к этому ее подталкивал поддерживаемый Польшей и Турцией сепаратизм казацкой старшины. После измены гетмана И. С. Мазепы и части казацкой старшины Петр I учредил для надзора за гетманом должность резидента. В 1722— 1727 гг. управление Украиной осуществлялось из Малороссийской коллегии, находившейся в г. Глухове, которая временно заменила гетмана. В 1734 г. гетманство ликвидируется и создается коллегиальный орган — Правление гетманского уряда, а при Сенате — Канцелярия малороссийских дел.

В 1750 г. гетманство было восстановлено. Гетманом Украины стал К. Г. Разумовский (1750—1764), младший брат фаворита Елизаветы Петровны, но вернуть Украине реальную автономию он не сумел, став последним гетманом Украины. Остатки былой украинской автономии были ликвидированы Екатериной II: в 1764 г. она окончательно упразднила гетманство и передала правление Украиной восстановленной Малороссийской коллегии, в 1775 г. разрушила Запорожскую Сечь, в 1781 г. отменила административное деление Украины на полки и сотни, в 1786 г. ввела на Украине общероссийские губернские учреждения. К началу XIX в. специфика управления Украиной полностью исчезла.

В ходе Северной войны в состав России вошла Прибалтика, где были образованы Рижская (Лифляндская) и Ревельская (Эстляндская) губернии. Петр I сохранил за прибалтийским немецким дворянством и бюргерством старинные привилегии и систему сословного самоуправления («Особый прибалтийский порядок»). В 1783 г. Екатерина II, проводившая политику ликвидации областных автономий, распространила на прибалтийские губернии «Учреждение о губерниях». Это вызвало широкое недовольство местной феодальной верхушки и заставило русское правительство частично восстановить прежний порядок управления.

На обширной территории Сибири в XVIII в. существовали общероссийские учреждения, однако их организационное устройство было более упрощенным. Весьма часто менялось административно-территориальное деление Сибири: с 1708 по 1719 г. она представляла собой одну губернию, в 1719—1763 гг. была разделена на пять провинций, с 1763 г. состояла из двух губерний — Тобольской и Иркутской.

Контрольные вопросы и задания

 

1. Охарактеризуйте особенности российского абсолютизма в XVIII в.

2. Объясните воздействие дворцовых переворотов на систему государственного управления страной.

3. Что понимается под «просвещенным абсолютизмом»? Назовите основные мероприятия политики «просвещенного абсолютизма».

4. Перечислите высшие государственные органы Российской империи в XVIII в.

5. Расскажите об органах политического сыска.

6. Какие изменения произошли в системе коллегий?

7. Назовите и охарактеризуйте основные мероприятия реформы государственного аппарата 1775 г.

8. Покажите особенности регионального управления в XVIII в.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал