Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Российская государственность во второй половине XIX в.






 

Вторая половина XIXв. стала важным этапом в развитии российской государственности. Феодально-крепостнический строй к середине XIXв. полностью исчерпал все свои ресурсы. Стала пробуксовывать созданная Николаем I бюрократически-полицейская система управления. Усиление реакционного курса во внутренней политике не снизило нарастание антиправительственных настроений в обществе. Отставание от передовых капиталистических стран в экономической и социально-политической сферах привело к сокрушительному поражению России в Крымской войне (1853—1856). Сменивший Николая I в феврале 1855 г. новый император Александр II (1855—1881) отчетливо понимал необходимость либеральных реформ в различных областях государственной и общественной жизни. Кредо его царствования стала знаменитая фраза: «Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться до того времени, когда оно само собой начнет отменяться снизу». Цель преобразований в государственном аппарате заключалась в том, чтобы приспособить систему государственного управления к потребностям капиталистической модернизации страны.

Во внутренней политике России второй половины XIXв. выделяются два этапа: первый этап — подготовка и осуществление реформ 1860— 1870-х гг. — был связан с деятельностью императора Александра II и так называемых либеральных бюрократов, сторонников реформ из рядов чиновничества; второй этап — этап контрреформ — начался после трагической гибели Александра IIи прихода к власти его сына Александра III(1881 —1894) и характеризовался усилением консервативных тенденций во внутренней по­литике самодержавия, частичным пересмотром реформ предыдущего царствования.

Реформы 60 — 70-х гг. XIX в. Первой и самой главной реформой Александра II стала отмена крепостного права в 1861 г. Ак­тивная подготовка крестьянской реформы началась в 1857 г., ког­да был образован Секретный комитет по крестьянскому делу. В отличие от предшествующих крестьянских комитетов его деятель­ность развернулась в условиях большей гласности. С конца 1857 г. началось создание губернских комитетов по крестьянскому делу, в связи с чем в феврале 1858 г. было решено преобразовать Сек­ретный комитет в Главный комитет по крестьянскому делу. В феврале 1859 г. для обобщения проектов об отмене крепостного права, поступивших от губернских комитетов, при Главном комитете были учреждены редакционные комиссии. Наконец 19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей...» и «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». По этим правовым актам крестьяне получали личную свободу и общегражданские права и закрепляли за собой земельный надел на правах пользования.

Отмена крепостного права инициировала проведение и других реформ: университетской (1863), школьной (1864), земской (1864), судебной (1864), печати (1862-1865), городской (1870), военной (1864—1874). Наиболее важное влияние на систему государственного управления оказали земская, городская и судебная реформы. Так, земская и городская реформы привели к созданию всесословных органов местного самоуправления: земских учреждений в губерниях и уездах, дум и управ в городах. Самой последовательной из реформ оказалась судебная, провозгласившая буржуазно-демократические принципы судоустройства и судопроизводства: независимость и отделение суда от администрации; равенство всех перед судом; введение институтов присяжных заседателей и присяжных поверенных (адвокатов); установление прокурорского надзора; создание более четкой системы судебных инстанций.

Реформы 1860— 1870-х гг., несмотря на их ограниченность и половинчатость, имели очень важное значение для развития страны и означали первый крупный шаг по пути к буржуазной монархии.

Конституционный вопрос в эпоху реформ. Реформы 60 — 70-х гг. XIX в. обострили конституционный вопрос. Но Александр II вовсе не собирался ограничивать самодержавие. Нежелание правительства увенчать реформы конституцией активизировало конституционное движение «снизу». Оно развернулось в недрах дворянских собраний, но по мере становления земства его центр переместился в земские учреждения. С этого времени земское конституционное движение превратилось в значительный фактор общественно-политической жизни страны. Под его воздействием в условиях социально-политического кризиса рубежа 70 —80-х гг. XIX в. в правительственных кругах в 1880 г. появился проект о создании представительного собрания, к работе которого планировалось привлечь депутатов от земств и городов.

Этот проект, получивший название «конституции М.Т. Лорис-Меликова» (по имени представившего его министра), был одобрен Александром II утром 1 марта 1881 г. На 4 марта было назначено заседание Совета министров для окончательного утверждения лорис-меликовского проекта. Но убийство Александра II народовольцами, случившееся по иронии истории в тот же день — 1 марта 1881 г., перечеркнуло эту весьма умеренную попытку создать высшее представительное учреждение в России.

Контрреформы. Александр III вошел в историю как царь-миротворец, так как при нем Россия не принимала участие в военных конфликтах. Во внутренней политике он был привержен принципам неограниченного монархизма, религиозности и русофиль­ства. Потрясенный убийством отца и испытывая давление со стороны реакционной части своего окружения, прежде всего обер-прокурора Синода К. П. Победоносцева, он отверг проект М.Т.Лорис-Меликова о создании высшего представительного учреждения и отправил либеральных министров, задававших тон в предыдущее царствование, в отставку. 29 апреля 1881 г. был обнародован манифест «О незыблемости самодержавия», положивший начало политике контрреформ.

В августе 1881 г. было издано «Положение о мерах к охране­нию государственного порядка и общественного спокойствия». Согласно ему, любая местность могла быть объявлена министром внутренних дел на положении усиленной или чрезвычайной охраны. Это давало право местным властям издавать обязательные постановления, закрывать торгово-промышленные и учебные заведения, запрещать собрания и деятельность органов печати, высылать «подозрительных» и «вредных» лиц в административном порядке. Положение вводилось сроком на три года, но периодически продлевалось и действовало до 1917 г., что позволило современнику назвать его «фактической российской конституцией» (В.И.Ленин).

В 1882 г. была ужесточена цензура, в 1884 г. ликвидирована университетская автономия, в 1887 г. в соответствии с циркуля­ром о «кухаркиных детях» введены ограничения на прием в гимназии детей лакеев, прачек, мелких лавочников и т.д. На рубеже 80 — 90-х гг. XIX в. контрреформы затронули систему местного самоуправления: в 1889 г. появляются земские начальники, подмявшие под себя крестьянское общинное самоуправление, в 1890 г. проведена земская, а в 1892 г. — городская контрреформы. Итогом правительственных мер стало ограничение самостоятельности земств и органов городского самоуправления.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал