Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Российская монархия в первой половине ХГХ в.






 

Общая характеристика периода. В первой половине XIX в. Россия была абсолютной монархией. Верховная государственная власть в стране принадлежала императору. Он издавал указы, назначал на высшие государственные должности, объявлял войну и заключал мир, считался главой армии и церкви, руководил правительством. На это время приходится правление двух императоров: Александра I (1801 — 1825) и его младшего брата Николая I (1825 — 1855), которые различались по политическим взглядам, стилю управления, пониманию стоящих перед государством задач. Основной социально-политической опорой самодержавия оставалось дворянство. Вместе с тем правительство в своей внутренней и внешней политике всеми средствами поддерживало нарождающуюся российскую буржуазию.

Главными задачами внутренней политики в указанный период являлись создание необходимых предпосылок для постепенной отмены крепостного права и модернизация политического строя.

Правительственный конституционализм. Воспитанный в либеральном духе, Александр I вступил на престол с твердым намерением дать стране конституционное устройство. Первым конституционным проектом, подготовленным по его инициативе, стала Жалованная грамота российскому народу. В ее составлении принимали участие видные государственные деятели — А. Р. Воронцов и Н. Н. Новосильцев, В. П. Кочубей и, по некоторым сведениям, А. Н. Радищев. Проект носил умеренный характер и провозглашал лишь новые, прогрессивные принципы судопроизводства.

В 1809 г. по поручению Александра I его ближайший советник М. М.Сперанский подготовил «Введение к Уложению государственных законов». По этому проекту система органов государственного управления строилась с учетом принципа разделения властей: законодательная власть вручалась Государственному совету, назначаемому императором, и Государственной думе, избираемой сословиями; исполнительная — министрам, назначаемым императором и ответственным перед Государственной думой; судебная — Сенату. Проект М. М. Сперанского предусматривал также освобождение крестьян от крепостной зависимости, но без земли. Реализация плана М.М.Сперанского могла стать важным шагом на пути превращения России в конституционную монархию. Александр I одобрил его, но из всего комплекса мер, предложенных М.М.Сперанским, ограничился учреждением в 1810 г. Государственного совета, полномочия которого не выходили за рамки совещательного органа при монархе.

Третьим крупным проектом правительственного конституционализма эпохи Александра I стала разработка Государственной уставной грамоты Российской империи. В марте 1818 г. Александр I, выступая на открытии польского сейма, впервые публично пообещал дать конституцию России. Тогда же он поручил графу Н. Н. Новосильцеву разработать ее проект. К работе был привлечен поэт князь П. А. Вяземский. За образец были взяты польская конституция и нереализованный проект М. М. Сперанского. К осени 1820 г. работа над Государственной уставной грамотой (такое название получил проект российской конституции) была завершена, и она была представлена на рассмотрение императору. Окончательный текст конституции состоял из шести глав: I. Предварительные распоряжения; II. О правлении Российской империи; III. Ручательства державной власти; IV. О народном представительстве; V. О судебной власти; VI. Общие постановления.

Государственную уставную грамоту предполагалось ввести в действие указом императора. С этой целью был подготовлен соответствующий манифест. Однако Александр I так и не поставил подпись под разработанной по его распоряжению конституцией.

Преобразования в государственном аппарате. Не решившись дать стране конституцию и изменить форму правления, Александр I не отказался от отдельных преобразований в государственном аппарате.

В 1801 г. была ликвидирована Тайная экспедиция Сената, в 1802 г. проведена министерская реформа, в 1810 г. учрежден Государственный совет, с 1816 г. организуются военные поселения, которые должны были привести к изменению системы комплектования армии. Александр I проводил гибкую политику по управлению окраинами: сохранил представительные учреждения в вошедшей в 1809 г. в состав Российской империи Финляндии, даровал конституцию Царству Польскому (1815), отменил крепостное право в Остзейском крае (1816—1819), изменил порядок управления Сибирью (1822 г.). Характерной особенностью его преобразований было сочетание либеральных и реакционных мер. Первые чаще всего связывались историками с именем М.М.Сперанского, вторые — с именем А. А. Аракчеева.

Важнейшей гранью, разделившей первую половину XIX в. на два самостоятельных периода, стало восстание декабристов в 1825 г. Пришедший к власти после его подавления Николай I также осуществил ряд важных мер, направленных на улучшение работы государственных учреждений. Но если Александр I создавал государственные институты, которые могли при известной эволюции политического строя стать зародышем представительного правления (например, Государственный совет), то Николай I основное внимание уделял повышению эффективности работы государственного аппарата, правовой регламентации его деятельности, что должно было привести к укреплению самодержавного строя. С этой целью он реорганизует Собственную его императорского величества (Е.И.В.) канцелярию (1826), которая в годы его правления возвышается над другими государ­ственными учреждениями, создает особые высшие комитеты, где наиболее доверенные чиновники обсуждают проекты важнейших правительственных мер, проводит кодификацию законов. Либеральная идеология времен Александра I сменяется теорией официальной народности, ставшей доктриной созданного Николаем I полицейского бюрократического режима. Теория официальной народности, авторство которой приписывается министру народного просвещения С. С.Уварову, провозглашала тремя опорами российской государственности самодержавие, православие и народность (под последней понималась сакральная связь самодержавного монарха с его подданными).

Время царствования Николая I историки назвали апогеем самодержавия. Мощный бюрократически-полицейский аппарат управления (рис. 10) удерживал огромную империю в повиновении. Однако он не мог остановить нарастание кризиса самодержавно-крепостнической государственности, превратившей Россию к середине 1850-х гг. в «колосса на глиняных ногах».

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал