Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изменения в государственном аппарате в эпоху реформ и контрреформ






 

Изменения в системе высшего аппарата управления. Во второй половине XIX в. продолжали функционировать Государственный совет, Комитет министров, Сенат, Синод, Собственная Е.И.В. канцелярия, некоторые высшие комитеты.

Государственный совет сохранил значение высшего законосовещательного учреждения и прежнее организационное устройство. Особенно велика была его роль в подготовке и проведении реформ 60 — 70-х гг. XIX в. Отчасти это объяснялось тем, что его председателем в 1865—1881 гг. являлся брат Александра II великий князь Константин Николаевич, возглавлявший чиновничью группировку либеральных бюрократов.

В последней четверти XIX в., в связи с установившейся практикой назначать членами Государственного совета ушедших или отправленных в отставку высших чиновников, стало наблюдаться геронтократическое перерождение (постарение) состава Государственного совета, что не могло не сказаться на эффективности его деятельности.

Другим высшим законосовещательным и административным учреждением являлся Комитет министров. Он был более узким по составу органом. В его ведении находились дела по всем вопросам министерского управления, об учреждении акционерных обществ, по надзору за деятельностью государственного аппарата. В 60 — 80-х гг. XIX в. к Комитету министров был присоединен ряд высших комитетов: Сибирский, Еврейский, Западный, Комитет железных дорог, Комитет по делам Царства Польского и др. В 80 — 90-х гг. XIX в. Комитет министров активно вторгается в сферу компетенции Государственного совета. Из-за противодействия со стороны последнего (а в его составе было немало деятелей эпохи Александра II) некоторым правительственным мероприятиям министры предпочитали вносить законопроекты в Комитет министров, откуда они, минуя Государственный совет, поступали непосредственно к императору.

В период подготовки реформ возник новый высший государственный орган — Совет министров. Неофициально он заседал с 1857 г., официально же с ноября 1861 г. Совет министров состоял из министров, главноуправляющих, председателей Комитета министров и Государственного совета и ряда близких к императору лиц. Его председателем был сам император, которому принадлежало право выносить вопросы на рассмотрение Совета министров. В отличие от Комитета министров, в ведении которого находились текущие административные дела, Совет министров определял важнейшие направления внутренней политики: рассматривал проекты реформ и иных преобразований, годовые отчеты министров и т.д. Расцвет деятельности Совета министров приходится на 1857— 1862 гг., в 1870-х гг. он собирается крайне нере­гулярно, а с 1882 г. его деятельность была прекращена.

Высшим органом суда и надзора по-прежнему оставался Сенат. Судебная реформа 1864 г. затронула и его функции и организационное устройство. Поскольку по судебной реформе 1864 г. высшими апелляционными инстанциями для местных судов стали судебные палаты, отпала надобность в апелляционных департаментах Сената. По мере распространения судебных уставов на отдельные губернии России закрывались те департаменты Сената, кото­рые являлись высшей апелляционной инстанцией для судов этих губерний. К концу XIX в. остались только два апелляционных департамента — один по уголовным и один по гражданским делам, которые в 1898 г. были объединены вместе с Межевым департаментом в Судебный департамент Сената. В 1866 г. были открыты кассационные департаменты Сената — Уголовный и Гражданс­кий, рассматривавшие жалобы и протесты по поводу нарушений форм судопроизводства. За Первым департаментом Сената остались функции надзора за местным управлением и судом, обнародование и «толкование» законов.

Радикальным преобразованиям подверглась и Собственная Е. И. В. канцелярия. 6 августа 1880 г. упраздняется Третье отделение. В 1882 г. Второе (кодификационное) отделение было передано в ведение Государственного совета, а Четвертое — преобразовано в самостоятельный высший орган — Собственную его императорского величества канцелярию по учреждениям императрицы Марии. Таким образом, с 1882 г. в системе высшего государственного управления стали действовать две императорские канцелярии.

Во второй половине XIX в. продолжали действовать некоторые высшие комитеты. Однако их роль в определении внутренней политики самодержавия по сравнению со второй четвертью XIX в. значительно снизилась. Для обсуждения международных проблем с конца 60-х гг. XIX в. по инициативе императора созывались (впрочем, нерегулярно) Особые совещания по внешней политике — межведомственные органы, в состав которых входили министры иностранных дел, военный, морской, финансов, директор Азиатского департамента МИД, влиятельнейшие дипломаты и военные чины.

Особое место в системе высших органов государства занимал чрезвычайный орган — Верховная распорядительная комиссия по охране государственного порядка и общественного спокойствия. Она была образована в феврале 1880 г. после взрыва в Зимнем дворце, организованного С.Н.Халтуриным. Главным начальником Комиссии был назначен генерал М.Т.Лорис-Меликов, наделенный фактически диктаторскими полномочиями. Ему были временно подчинены Третье отделение и отдельный корпус жандармов, он мог отдавать любые распоряжения, которые отменялись только им лично или императором. Главными задачами Верховной распорядительной комиссии являлись: объединение всех административных и судебных органов, созданных для борьбы с революционными выступлениями, экстренный разбор всех политических дел, упорядочение системы административной ссылки. Наряду с вопросами о карательных действиях на заседаниях комиссии рассматривались и проекты государственных преобразований. 6 августа 1880 г. Верховная распорядительная комиссия как выполнившая свои основные задачи была упразднена. Единственным высшим государственным органом, который совершенно не был затронут реформами, оставался Синод — орган управления делами Русской православной церкви.

Изменения в системе министерств. В отличие от высшего аппарата управления система министерств в пореформенную эпоху подверглась гораздо меньшим изменениям. Продолжали действовать все прежние министерства. В 1852 г. Министерство импера­торского двора и уделов было разделено на два ведомства — Министерство императорского двора и Министерство уделов. Но уже в 1856 г. было восстановлено единое министерство под прежним названием. В 1865 г. создается Министерство путей сообщения, в ведении которого находились строительство и эксплуатация казенных железных дорог, а также контроль за частными железными дорогами. С 1865 по 1868 г. и с 1880 по 1881 г. из состава Министерства внутренних дел дважды выделялось и действовало в качестве самостоятельного ведомства Министерство почт и телеграфов. В 1894 г. Министерство государственных имуществ было преобразовано в Министерство земледелия и государственных имуществ. Новое ведомство ведало вопросами сельского хозяйства, распространением агрономических знаний, развитием кустарных промыслов, а также эксплуатацией незаселенных земель, лесов и недр.

Если система министерств в целом оставалась стабильной, то в их внутренней организации происходили довольно частые изменения: образование, реорганизация и упразднение департаментов, передача их из одного министерства в другое, создание при министерствах главных управлений и даже выделение последних в самостоятельные органы центрального государственного управления.

Реорганизация политической полиции. До 1880 г. политическая полиция находилась в ведении Третьего отделения Собственной Е.И.В. канцелярии. В августе 1880 г. оно было упразднено, а его функции переданы Департаменту государственной полиции, образованному в составе Министерства внутренних дел. Позднее происходит объединение Департамента государственной полиции с Департаментом полиции исполнительной, и с 1883 г. он стал именоваться Департаментом полиции. Его главная задача была определена как «предупреждение и пресечение преступлений и охрана общественной безопасности и порядка». Во главе Департамента полиции стоял директор, однако общее руководство им возлагалось на товарища (заместителя) министра внутренних дел, который одновременно являлся, как правило, и командиром отдельного корпуса жандармов.

Аппарат Департамента полиции состоял из делопроизводств и отделов: 1-е делопроизводство ведало личным составом полиции; 2-е — занималось вопросами организации и устройства полиции и разработкой законопроектов, инструкций и циркуляров по по­лицейской части; 3-е — именовалось секретным и ведало политическим сыском, в его подчинении находилась внутренняя и заграничная агентура Департамента полиции; 4-е — следило за ходом политических дознаний и делами об административной ссылке; 5-е — контролировало порядок применения положений о гласном и негласном надзоре; 6-е — занималось различными вопросами, находившимися в сфере деятельности Департамента поли­ции: об изготовлении, хранении и перевозке взрывчатых веществ, о фабрично-заводском законодательстве и т.п. Позднее, уже в начале XX в., возникло еще несколько делопроизводств.

В январе 1898 г. вопросы политического сыска были изъяты из 3-го делопроизводства и переданы в особый (или политический) отдел Департамента полиции. В его ведении оказались борьба с политическими партиями, общественными движениями, охрана императора и высших чиновников, руководство агентурой, негласный надзор. В особом отделе имелись картотека о революционных и общественных деятелях страны с их фотографиями и собрание нелегальных печатных изданий. Внутри страны Департамент полиции опирался на систему местных органов — охранные отделения, а за ее пределами — на заграничную агентуру с центром в Париже, созданную П.И.Рачковским.

Изменение судебной системы. Судебная реформа 1864 г. изменяла всю судебную систему страны. Она состояла из мировых и общих (коронных) судебных органов (рис. 13).

 

 

 

 

Рис. 13. Судебная система по уставам 1864 г.

 

Мировыми судебными органами являлись мировые судьи и съезды мировых судей. Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями и городскими думами на трехлетний срок. К кандидатам в мировые судьи предъявлялись достаточно высокий имущественный и образовательный цензы. К тому же должность мирового судьи считалась почетной и исполнялась на общественных началах. Юрисдикция мирового судьи ограничивалась участком. Ему были подсудны незначительные уголовные дела и гражданские дела, в которых сумма иска не превышала 500 руб. Мировые судьи рассматривали дела единолично.

Мировые судьи округа (судебный орган территориально не должен был совпадать с границами губерний) образовывали съезд мировых судей, являвшийся апелляционной инстанцией для участковых мировых судов.

В систему общих (коронных) судебных органов входили окружные суды и судебные палаты. Первую инстанцию составляли окружные суды, состоявшие из председателя и членов, назначавшихся императором по представлению министра юстиции. Судебные палаты были апелляционной инстанцией для окружных судов. Судебные палаты создавались по одной на несколько губерний и состояли из двух департаментов — уголовного и гражданского. Председатели и члены судебных палат также назначались императором по представлению министра юстиции.

Сенат, как уже говорилось выше, по судебной реформе 1864 г., превращался в верховный кассационный суд империи. Он мог также быть судом первой инстанции по делам особой важности (например, по должностным преступлениям, совершенным высокопоставленными чиновниками). Для рассмотрения дел о государственных преступлениях особой важности императорским указом мог создаваться Верховный уголовный суд. Во второй половине XIX в. действовали верховные уголовные суды по делам о покушениях на императора Александра II.

Судебная реформа 1864 г. по-новому определила положение прокуратуры. Она состояла при Сенате и общих судах. На нее возлагались обязанности надзора за судом, следствием и местами заключения, участия в качестве стороны в судебном процессе. Кроме местных и общих судов в России продолжали существовать духовные (консистории) и военные суды со специальной подсуд­ностью, а для крестьян еще и сословные — волостные суды.

Пореформенная бюрократия. Во второй половине XIX в. продолжался рост численности работников государственного аппарата. По сравнению с серединой века число чиновников к концу столетия увеличилось более чем в 2, 5 раза и составило 161 тыс. человек (при общем количестве служащих около 400 тыс. человек). Определенные изменения происходили в социальном составе бюрократии. В ее среде появились прослойка выходцев из зажиточных буржуазных слоев и так называемый третий элемент — служащие аппарата органов местного самоуправления. Начиная с 60-х гг. XIX в., на государственную службу стали принимать женщин. Но они составляли преимущественно технический персонал государственных учреждений.

Развитие капиталистических отношений и связанное с этим сращивание бюрократии с капиталом вынудили правительство принять в 1884 г. закон, запрещавший чиновникам первых трех классов участвовать в учреждении акционерных обществ и компаний и занимать должности в их правлениях.

В 1886 г. принимается Устав о службе по определению от пра­вительства. Им было подытожено развитие законодательства о государственной службе. Устав определял общий порядок приема на государственную службу, ее прохождения и выплаты служебного содержания, перечислял выгоды и преимущества чиновников, требования, предъявляемые к ним, а также виды и основания ответственности.

В XIX в. окончательно сложилась система чинопочитания. Она проявлялась в самых разнообразных формах в повседневной жизни чиновничества. Но наиболее ярко она отразилась в титуловании. К чиновникам 1-го (канцлер) и 2-го (действительный тайный советник) классов по «Табели о рангах» обращались «Ваше высокопревосходительство», 3-го (тайный советник) и 4-го (действительный статский советник) классов — «Ваше превосходительство», 5-го класса (статский советник) — «Ваше высокородие», 6-го (коллежский советник), 7-го (надворный советник) и 8-го (коллежский асессор) классов — «Ваше высокоблагородие», 9-го (титулярный советник), 10-го (коллежский секретарь), 13-го (провинциальный секретарь и сенатский или синодский регистратор) и 14-го (коллежский регистратор) классов — «Ваше благородие».



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал