Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социокультурный плюрализм и формирование гражданского общества в западной Европе






Христианство утверждало не только «на небе», но и в социальных отношениях особый порядок, независимый от каких-либо земных сил, т. е. государства и политики, перекрывавший их действие, но тем не менее не заменяющий их и не подчиняющий себе. Это приводило к значительной степени автономности обоих порядков, а вместе с тем требовало их постоянного взаимодей-

ствия. Принцип разделения властей был выражен еще в Новом Завете («Богу богово, кесарю кесарево»), и насколько бы церковь и земные владыки ни действовали рука об руку, когда необходи-мо было сокрушить активные действия протеста, между ними поддерживалось постоянное соперничество, создававшее возможность новых социокультурных элементов с присущими им соб-ственными ориентациями и нормами деятельности. На определенном этапе такими элементами становилась буржуазия города и деревни. Между различными социальными группами также су-ществовало постоянное соперничество, которое часто нарушалось в пользу одного из сторон (не всегда это было государство), но потом соотношение сил могло измениться в пользу другого соучастника в противоборстве.

Межгосударственное соперничество, которым отмечена вся история Европы, также

Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. — Издание третье, 194 доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с. Янко Слава 195 (Библиотека Fort/Da) || https://yanko.lib.ru

способствовало социокультурному плюрализму. Государственные образования внутри Европы тоже оказывались соперниками и ограничивали друг друга. Хотя это и сопровождалось длительными войнами, наличие единой церковной организации и центра создавало сдерживающий духовный институт. Борьба за самостоятельность, за автономные права государств, территорий, городов, конфессий постоянно снижала уровень централизации и политической или духовной монополии, способствовала усилению плюрализма.

Взаимодействие различных центров влияния, автономных социальных групп создавало плюралистическую систему, в которой регуляция отношений вырабатывалась на основе взаимного соотношения прав и обязанностей. Права имели определенные рамки и дополнялись обязанностями по отношению к другим соучастникам взаимодействия, как к внешним соперникам, так и к подчиненным группам или индивидам. Такая система способствовала изживанию анархии, борьбе всех против всех, а вместе с тем и авторитаризма, подавления всех единым центром. Поэтому европейская политическая культура на протяжении длительного времени вырабатывала механизм правовой регуляции отношений между различными группами и индивидами (как субъектами права), что выразилось в создании нормативного единства при допущении плюрализма.

Принципы демократии прежде всего осуществляются в государственной жизни, в которой формируется основательный, тщательно разработанный механизм учета интересов различных слоев и групп через парламентскую систему, выборы, партии и т.д. Но подобные принципы распространяются и на другие сферы «гражданского общества» — хозяйственную дея-

тельность, отношения между общественными организациями, семью и т.д.

Норма демократии выражается в том, что решения принимаются большинством (или его представителями), но уважаются и основные интересы и права меньшинства, которое, уважая, в свою очередь общеобязательные решения и выполняя их, сохраняет свои права на отстаивание своих позиций через установленные механизмы.

Однако такого рода устроение, допускающее сосуществование и взаимодействие различных социальных, политических и культурных компонентов на основе определенного механизма саморегуляции, не исключало глубоких социальных, а также и культурных противоречий внутри общества или между различными обществами европейского региона.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал