Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Светская духовность в классических цивилизациях






Насколько бы широки ни были рамки мировых религий, они не охватывают всей сферы культуры. В каждой цивилизации возникали обособленные формы интеллектуальной и художественной деятельности, порождающие развитую мораль и право, богатую литературу, искусство, науки и философию.

Развитие светской культуры было обусловлено необходимостью обеспечения разнообразия духовной жизни, ее различных

уровней (элитарного и массового) и социальных вариантов (культуры привилегированных и культуры подчиненных классов, центра и провинции, города и села). Светские компоненты культуры были так или иначе связаны со стержневыми принципами духовной организации, воплощенными в религии, но во многом через эти компоненты достигалось богатство и разнообразие духовной жизни, что отличает полноценную цивилизацию. Цивилизация создает основу для значительного роста и возвышения духовного производства и воплощает в себе его богатство, материальные и социальные условия для созревания и утверждения. В недрах цивилизации происходит обособление светской культуры в самостоятельную сферу.

В условиях усиления дифференциации, которая происходила в период формирования цивилизации, светская культура получила простор для своего развития. На этапе становления цивилизации, когда вновь найденная форма организации общественных отношений способствовала подъему производительных сил, происходит обогащение духовной жизни, накапливание знаний о природе, обществе и человеке. Именно к этим периодам относятся те значительные достижения Востока в различных науках, технике, литературе, искусстве и философии, которые и сегодня составляют предмет гордости освободившихся стран. Изучение истории, литературы, философской мысли и науки стран Востока раскрыло богатство, разнообразие и оригинальность культуры восточных цивилизаций в период их расцвета. Кроме того, в каждой цивилизации складывались свои научные дисциплины: филология, история, география, астрономия (астрология), математика, философия, медицина и другие науки, поддерживавшие потребности высокоразвитых обществ.

Конечно, высшие принципы религии, ее идейная доктрина и изначальный образный строй были важным источником формирования остальных форм общественного сознания: морали, права, эстетики, философии. Так, Священное Писание как выражение высшей истины заключает в себе описание подлинно нравственной жизни, устанавливает общие принципы художественного восприятия мира и интеллектуального рассуждения о его природе. Таким образом оформляется тесная связь принципов, общих для религии и культуры. Религия во многом формирует облик искусства и литературы как в содержательном, так и в стилевом отношении. При всем разнообразии художественной культуры каждой цивилизации ее основные виды и произведения отличаются несомненной стилевой самобытностью, отличающей, например, чувственную экспрессивность индийской ар-

хитектуры и скульптуры от чувственной нерепрезентативности мусульманского зодчества.

Важным средством поддержания многообразия в единстве стало разграничение сфер и каналов распространения специальных знаний и тех ценностей и норм, которые предназначались для всеобщего пользования. Это в еще большей степени относится к светской культуре, которая на всем протяжении существования тех обществ, где отсутствовало всеобщее образование, неизбежно была ограничена в своем распространении. Литература, научное и философское знание в значительной мере функционировали в среде «посвященных» и пользовались специальным языком.

Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. — Издание третье, 192 доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с. Янко Слава 193 (Библиотека Fort/Da) || https://yanko.lib.ru

Как светская культура, так и религиозная гетеродоксия, обеспечивавшая варианты спасения, не предназначенные для всех, создавали специальные способы отбора последователей и передачи им особых знаний и традиций творчества. Требовались многие годы обучения и посвящения для того, чтобы ученик в полной мере мог приобщиться к мудрости своего наставника. Такая система оказывалась достаточно эффективной, чтобы обеспечить функционирование как общенормативных, так и специальных знаний и ориентаций. Знание публичное и тайное, явное и скрытое, навязываемое и упрятанное распределялось по соответствующим сферам. Публичное знание избавлялось от необходимости давать ответы на вопросы, порождавшиеся критическим мышлением, и могло поддерживать свой синтез с верой. Но одновременно это давало возможность выжить инакомыслию, развиваться различным видам литературы и искусства, наукам, философии.

Как мы видели в главе IX, потребность в поддержании стабильности и единства огромных социокультурных конгломератов через механизм религиозной консолидации приводила к усилению консервативных принципов в восточных обществах. В XVI— XVII вв. все больше проявляется различие между западным и незападным типами цивилизационной динамики. В то время как восточные общества входят в длительную полосу застоя, на Западе происходят существенные социокультурные изменения, приведшие к формированию нового типа цивилизации.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал