Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Духовное значение европейской реформации
В XVI-XVII вв. христианство прошло через последовательную и радикальную Реформацию, в результате которой от католицизма отделился протестантизм. Впоследствии и католицизм подвер- гся значительным изменениям, адаптировавшим его к потребностям современного буржуазного общества. Важнейшая идея Реформации — необходимость личной ответственности человека перед Богом без посредства церковной иерархии. Спасение достигается не только через соблюдение церковных ритуалов и предписаний. Оно прежде всего во внутренней вере человека и совершаемых им делах. Важнейшее структурное изменение духовной жизни состояло в том, что, отвергнув принципы церковного централизма, Реформация подчинила церковь общине верующих, которая сама призывает пасторов. Каждый верующий, состоящий в такой общине, опираясь на Библию и свою совесть, обязан проводить свое мнение в жизнь, активно участвовать как в церковных, так и в мирских делах, в том числе определять свое отношение к государству. Реальной формой мирской аскезы является профессиональная и трудовая деятельность. Лютер учил, что любовь к Богу проявляется через труд, причем труд на том месте, в той конкретной профессии, которая дана человеку, — в немецком языке слово Beruf означает и призвание, и профессию. Все профессии, все виды трудовой деятельности в равной степени угодны Богу и поэтому почетны. Лютер отрицал монашество как форму религиозного служения, ибо уход от мира противоречил обязанности каждого верующего проявлять свою любовь к Богу в повседневной мирс-кой профессиональной деятельности. В лютеранстве, как замечает М. Вебер, произошло приравнивание труда к молитве. Реформация оказала глубокое воздействие на общественную, хозяйственную и политическую жизнь*. Именно это многостороннее воздействие способствовало формированию буржуазного общества. В общественном плане Реформация привела к формированию идеи о подчинении народа не авторитету земных институтов, а подлинному Закону, который выше этих институтов. Ни требования церкви, ни действия государства сами по себе не могут считаться бесспорными, так как подлинные законы должны иметь священный источник. Эти принципы дали сторонникам Реформации важное духовное орудие для того, чтобы вступить в решительную борьбу против авторитаризма Римской церкви и государства. Таким же образом протестантизм способствовал утверждению буржуазного предпринимательства. В нем давалась высокая оценка всякого труда как средства душевного спасения, как призва- * См.: Философия эпохи ранних буржуазных революций. — М., 1983. — Раздел I. ния и служения Богу. Протестантизм осуждает человеческие пороки, в том числе связанные с богатством, если оно превращается в самоцель, предмет поклонения или средство удовлетворения «похоти плоти». Напротив, богатство, доставшееся честным трудом — это испытание, как и бедность. Оно лишь показатель того, что человек «трудился на славу», и не должно проматываться, а лишь использоваться для дальнейшего рачительного наживания денег. Протестантизм разрывает укоренившуюся связь между богатством и удовольствием и делает наживу, достижение богатства — нравственно обязательной целью. В приумножении богатства верующий находит свидетельство своего успеха, подтверждение того, что его благочестивый труд богоугоден. Обогащение становится религиозно-этической миссией, которой все должно быть подчинено. Труд постоянно приумножает достояние верующего, и ему нельзя и некогда наслаждаться жизнью, чтобы не утратить свое Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. — Издание третье, 193 доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с. Янко Слава 194 (Библиотека Fort/Da) || https://yanko.lib.ru благочестие. Поэтому верующий предприниматель инвестирует свое богатство в расширение производства. Такая жизненная установка была рассчитана не на тех, кто уже имел значительное богатство, и не на крупных предпринимателей, а на скромных тружеников, часто ремесленников, прошедших суровую жизненную школу, привыкших довольствоваться малым и вкладывать в труд все свое умение, рачительность и изобретательность. Такая религиозная мотивация обеспечивала им самоуважение. Поэтому те из них, кому удалось разбогатеть, не спешили обзаводиться дворянским титулом или пристроить своих сыновей в офицеры, а дочерей отдать замуж за знатного родом. Не склонны они были также завещать свое достояние церкви как искупление за грехи. Поэтому протестантские церкви подчеркнуто сдержаны во внешнем убранстве. Для такого менталитета время приобретает буквальную ценность как фактор обогащения: «Время — деньги». Праздник же, напротив, — праздное препровождение времени, почему в протестантских странах были отменены многочисленные праздники. Устранение принципиальной разницы между духовенством и мирянами способствовало освобождению общества от церковной опеки и его демократизации. Это обстоятельство привело к постепенной секуляризации европейской культуры и сокращению сферы влияния религии, превратившейся большей частью в частное дело граждан. Хорошо известно то, какие распри возникали в прошлые века между различными вероисповеданиями и сектами христианства, с каким ожесточением они осуждали и уничтожали друг друга. Однако общая эволюция западной цивилизации привела к ослаб- лению конфессиональной розни, установлению «мирных» отношений на основе общего светского права. Хотя религия, несомненно, сохраняет свое значение, значительная часть ее функций перешла к светской культуре. Хотя ценностные ориентации, введенные Реформацией, подверглись значительной трансформации, они сыграли свою роль и сохранились в духовной структуре западного мира. Наиболее очевидна связь протестантизма и буржуазного предпринимательства — это та религиозно-моральная санкция, которую получает предпринимательская деятельность, и внедрение психологических предпосылок для капиталистического способа хозяйствования. Это санкционирование отнюдь не тождественно высокой оценке капитала и его обладателей. Напротив, как и всякая религия, реформированное христианство не поощряет безудержное и беспринципное накопление ради самой наживы. Это означало бы просто отрицать мораль и отчуждать то множество людей, которые не могут быть отнесены к богатым. Напротив, санкционирование капитала состояло в осуждении богатства ради богатства и того демонстрационного эффекта, который с ним связан. Реформаторы отнюдь не отрицали значения богатства, они представляли задачу его достижения как нравственную обязанность, как свидетельство именно благочестивой и плодотворной деятельности. Но главное в этом процессе — правильная, нравственно оправданная деятельность, вызывающая уважение окружающих. Тем самым достигается и принятие этой деятельности и нажитого капитала другими людьми. «Честный» предприниматель мог с гордостью глядеть на себя, на свою деятельность, на свое богатство. Это удовлетворение весьма сильно отличалось от того тайного довольства созерцанием своих богатств, которые испытывал Скупой рыцарь, или довольства вельможного феодала, предающегося роскошной жизни.
|