Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Рост просвещения.
В принципе всякая мировая религия в классическом состоянии может обходиться сравнительно небольшой образовательной элитой, умеющей читать и интерпретировать священные тексты и некоторый объем преданий, применять канонические законы для регуляции отношений между верующими. Но Реформация означала индивидуализацию ответственности человека за свои поступки. Не столько церковь и священник, сколько он сам должен отдавать себе отчет в их соответствии Священному Писанию. Для этого надо было прежде всего знать это Писание. Поэтому протестантизм возвел чтение Библии и размышления над ней в ранг обязательного предписания и вменил в обязанность пасторам разъяснять Библию прихожанам. Чтобы добиться этого, нужно было, во-первых, перевести Библию на живые языки, во-вторых — распространить грамотность. Поэтому Реформация обычно совпадает с расширением начального образования. Однако дело было не только в знании Библии или умении читать популярные проповеди. Именно широкое распространение самостоятельной оценки священных текстов и догматов, интериоризация религиозных норм привели к растущей секуляризации общества, больше не нуждавшегося во всеобъемлющих институциональных санкциях со стороны церкви и все больше переходившего на гражданско-правовые формы регуляции, к которым божественная воля не имела прямого отношения. Но именно это обстоятельство привело к ослаблению влияния универсалистских духовных принципов и складыванию национальных культур. Подрывая приоритет надмирских авторитетов, капитализм вместе с тем стирал прежние локальные границы и местные различия, содействуя формированию общей культуры, главным носителем которой выступает национальный язык. Рост горизонтальной социальной мобильности, т. е. перемещение населения между городом и деревней и разными районами, сближает различные группы населения. Вместе с тем происходит и культурное сближение по вертикали, так как слои, имеющие разное имущественное положение, тем не менее общаются в рамках одной и той же профессиональной деятельности. Носителем единых национальных языков становится не только религиозная литература, но и художественная. Именно в этот период, в XVII—XVIII вв. формируется национальная литература Англии, Франции, Германии. Просветительство и реализм постепенно перенимают у духовной литературы функции социализации, выработки ценностных ориентаций. Просвещение способствовало устранению многих средневековых пережитков в сфере права, судопроизводства, в религии, искусстве, морали, политической культуре. Оно привело к постепенной демократизации общества, так как все более широкие слои населения пользовались правовой защитой, приобрели возможность участия в гражданской жизни, могли приобщаться к достижениям общей культуры. Важным сдвигом в культуре Запада XIX в. стало утверждение в идеологии, искусстве и философии принципа реализма. Мифологическое и религиозное мировосприятие замещается призна-нием действительности, которая требует учета обстоятельств и преодоления иллюзий. Утверждалось утилитарное мышление, тесно привязанное к потребностям реальной жизни.
|