Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Религия и социокультурная интеграция
Наряду с дифференциацией духовной деятельности и поведения людей в обществе цивилизация создает также основу для утверждения единства в обществе, преодолевая ограниченность классовых, элитных, локальных, этнических интересов, цивилизация создает и всеобщие формы культуры. Социальная дифференциация духовного производства по классовым и иным социальным признакам (город — деревня, центр — периферия и т.д.), выявляемая в социологии культуры, не устраняет единства цивилизации, обладающей своими средствами утверждения всеобщности. Одним Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. — Издание третье, 190 доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с. Янко Слава 191 (Библиотека Fort/Da) || https://yanko.lib.ru из важнейших и наиболее массовых средств интеграции является религия. В ходе исторического развития каждая религия обеспечивала неизменную стабильность общества по отношению к двум факторам неустойчивости: внутренним конфликтам и внешним завоеваниям. Каковы бы ни были политические судьбы обществ, принявших мировую религию, каким бы жестоким внутренним потрясениям и разгромам со стороны внешних противников они ни подвергались, конечное преимущество оказывалось на стороне общества, обладающего способностью к поддержанию единства и преемственности вопреки гибели династий и связанных с ними политических структур. Не избавляя в принципе общество от потрясений или сокрушительных набегов, религии не раз в ходе истории способствовали регенерации общества — восстановлению его прежней структуры и продлению культурной традиции. Даже тогда, когда государство оказывалось ослабленным, парализованным или разрушенным в периоды политического упадка, завоеваний или раздробленнос-ти, религия обнаруживает высокую способность к выживанию, беря на себя в немалой степени функции социальной интеграции и правопорядка, как это делал, например, ислам в период крушения халифата под натиском тюркских кочевников. Большое значение приобретала эта функция в период борьбы против колониального подчинения. Важнейшим социальным средством интеграции верующих является сам религиозный институт. Если для священников и монахов этот институт был прежде всего средством спасения, то для мирян он выполнял двойную функцию: содействовал спасению и способствовал созданию единства. Переплетение этих функций в общем плане находило выражение в том, что религиозный институт накапливал духовные заслуги и перераспределял их среди верующих. В духовном плане это находило выражение в почитании святых и различного рода учителей, содействовавших продвиже-нию верующих к спасению. В материальном плане большое значение приобретал сбор религиозных налогов и подношений — как для содержания самого религиозного института, так и для частичного перераспределения среди менее обеспеченных слоев. Требования к личным духовным качествам верующих со стороны церкви не слишком велики. Как говорит один из героев русского писателя Ф.М. Достоевского, ей «дороги и слабые», ибо церковь отвечает их «потребности общности преклонения». Ей достаточно, чтобы верующие доверились и не надеялись спастись собственными усилиями и особыми путями. Уровень требований снижается и принимаются все. Хотя и устанавливается обширная градация заслуг и почета в общине, она зависит от степени благочестия, а еще более — от размера пожертвований в пользу церкви. Мировая религия выполняет и определенную цивилизаторскую миссию. Она создает у различных социальных категорий понятие о «высших» нормах культуры, морали и поведения, вовлекая в эту культуру население окраин и смежных стран, снимая в рамках своего региона дихотомию «цивилизация — варвар», хотя и ценой установления новых принципов иерархии. Несмотря на периодическое возникновение во всех регионах сильных государственных образований, носивших большей частью ощутимый межцивилизационный характер (империя Чингисхана, Тамерлана, Акбара, Османская, Могольская и т.д.), сокрушительные нашествия на Китай монголов и маньчжуров, постоянные войны между различными царствами в Юго-Восточной Азии, каждая цивилизация сохраняла и усиливала свое социокультурное единство, изгоняя или же поглощая кочевнические элементы. Откатываясь в свои степи и плоскогорья, эти завоеватели соглашались на посылку им миссионеров и грамотеев, чтобы через отречение от собственных насильственных деяний стяжать себе духовное спасение. И хотя в хозяйственно-политическом отношении последующие отношения центра и периферии во многом представали как колонизация и подчинение, то в культурном плане все же происходило приобщение к более развитым центрам. Устанавливаемые религией универсалистские связи способствовали выходу общества за рамки локального бытия, развитию культурных контактов, более широким объединениям стран, входящих в сферу влияния данной религии.
|