Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Комментарий. (2) стрелами [майи]. Кабир, очевидно, соотносит стрелы майи-чаровницы со стрелам бога любви Кандарпа (камадевы).
(1) См. примеч. 4 (2.24). (2) стрелами [майи]. Кабир, очевидно, соотносит стрелы " майи-чаровницы" со стрелам бога любви Кандарпа (камадевы). (3) Джагадиша (букв. " владыка мира") – эпитет Брахмы, а затем и других великих богов традиционного индуизма (Шива, Вишну); у Кабира – имя Рамы. (4) джавас – колючий кустарник (Algari Mauromum, или Hedysarum Algari). В жаркий сезон он сохраняет листья, в то время как другие деревья их сбрасывают. В сезон же дождей он теряет листву. Образ джаваса соотносится с идеей жажды в " Рамаяне" [8, 644]: " в великом изобилии жажда, как колючий джавас..." (5) с тремя видами страданий – тривидха, букв. " тройной", " утроенный". Согласно индийской философии, страдания бывают трех видов: 1). телесные – от тела (даухика); 2). божественные – от богов (даивика); 3). происходящие от злых духов (бхаутика, бхута). Возможно, здесь имеются в виду гуны (букв. " волокно", кратность", " свойство"); в философском смысле гуны – три начала, составляющих природу (пракрити): саттва – " легкое и свтелое"; раджас – " подвижное, деятельное"; тамас – " тяжелое и инертное". Майя в этом случае идентифицируется с гунами. (6) Аллегория: " лотос" – душа человека; " Океан" – Брахман (Мировая душа); " пожар" – символ майи. (7) См. примеч. 21 (2.24). В данном случае Кабир рассматривает майю не как мировую иллюзию, а как божественную женскую силу (шакти), проявляющуюся в гунах – эта мысль была детально разработана в " Бхагавадгите". См. [42, 58]. (8) остались сухими – т.е. от цепи перерождений спаслись те, кто служил Раме; промокли – погибли те, кто в мире бытия поклонялся другим божествам. (9) См. примеч. 13 (2.11). (10) Согласно традиции веданты, а также теологии бхакти, майя является энергией Абсолюта, ей подчиняются и боги, см. примеч. 7 (16.23). (11) Лиана – вьющееся растение (Aegle Marmehus), довольно часто встречающееся в лесах Индии. В индийской литературе – символ желаний, проникших в человека через органы чувств и память и буйно разросшихся в нем. См. " Дхаммапада" [12, 155]. Ср., однако, примеч. 1 (58.1-6). (12) Аллегория: чистая душа адепта (" лебедь") не поддается мирским соблазнам, в то время как люди (" птицы") находят радость в суетном мире бытия. (13) Нарада – имя мифического божественного мудреца, который почитается сыном Брахмы, Творца вселенной. С именем нарады связано много легенд. См. [7, 233]. (14) См. примеч. 29 (12.60). «Рамачандра (воплощенный Бог) однажды спросил своего великого подвижника Ханумана: «Мой сын, в каком отношении ты рассматриваешь меня?» Подвижник отвечал: «Когда я думаю о себе, как о воплощенном, я Твой слуга, и Ты мой господин. Когда я думаю о себе, как о дживе («я»), я – Твоя часть, и Ты Всеобщее Целое; но, когда я думаю о себе как, как об Атмане, я с Тобой одно. Тогда я чувствую, что я – Ты, а Ты – я» Рамакришна
|