![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методика сбора и изучения источников литературыСтр 1 из 11Следующая ⇒
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В зависимости от объекта и предмета исследования меняются пути и методы исследования. Существуют специфические методы в следующих научных дисциплинах, изучающих физическую культуру и спорт как явление: социологии, педагогике, психологии, биохимии, физиологии, биомеханике, теории и методике физического воспитания. Однако все научные дисциплины имеют общие методы. Методика сбора и изучения источников литературы Начало любого исследования связано со сбором и первичной систематизацией материалов исследований. Методика сбора и изучения источников литературы предусматривает решение следующих задач: выявление источников литературы по теме исследования и их регистрация (составление картотеки); добывание и изучение литературы с критическим осмыслением ее содержания; систематизация и обобщение собранных данных, завершающиеся составлением обзора литературы по теме исследования. Выявление источников литературы предполагает наличие базы для изыскания. Ею, как правило, являются научные публичные библиотеки вузов или государственные. В библиотеках поиск необходимой литературы выполняется лично или по заявке в библиографические отделы научных библиотек. Начало поиска связано с ориентировочным определением темы исследования научным руководителем. Он же, как правило, дает ссылки на несколько литературных источников, в которых данная тема нашла какое-то отражение. Поиск известной литературы в библиотеке начинается с алфавитного каталога, в котором имеется набор карточек. Карточки содержат имена авторов, название книг или журнальных статей, а также код книги, по которому библиотечный работник может ее найти в фонде. Задача исследователя -переписать на определенный бланк все данные карточки, включая шифр, и передать бланк служащему библиотеки для поиска литературного источника. Продолжение поиска может идти по нескольким направлениям: - изучение списков литературы, на которые ссылаются авторы в изучаемых источниках, этот путь позволяет найти первоисточники каких-либо теорий или оригинальных данных; - для расширения круга изучаемой литературы можно обратиться к систематическому каталогу, в котором карточки уже сгруппированы согласно схеме библиографической классификации данной науки; - для ознакомления с последними достижениями науки по данной проблеме следует обратиться к реферативным журналам, в которых, как и в систематическом каталоге, все работы сгруппированы и приведены рефераты книг и статей, опубликованных за последние месяцы. Поиск, как правило, выполняется с целью написания литературного обзора, а в конце его необходимо привести список использованной литературы, оформленный в соответствии с ГОСТом. По результатам анализа литературы пишется обзор литературы. Обзор пишется в два этапа. На первом этапе производится систематизация всего собранного материала по формальным признакам. Например, историческое расположение источников. Цель первого этапа - ознакомление с литературным заделом по теме, что дает основание для проведения предварительных исследований, как теоретических, так и экспериментальных. Второй этап написания обзора начинается после завершения исследований и формулировки выводов. На втором этапе делается акцент на описании объекта моделирования и особенностей его функционирования с обращением внимания читателя на ошибочные взгляды или отсутствие исследований каких-либо особенностей объекта. В заключении обзора следует сформулировать гипотезу, которая была уже доказана исследователем в своих экспериментах. Заметим, что по мере проведения собственных экспериментов исследователь собирает дополнительную литературу, которая прямо или косвенно подтверждает его результаты, поэтому окончательно литературный обзор пишется в последнюю очередь, после выводов и обсуждения материалов исследования. К сожалению, во многих диссертациях литературный обзор представлен как сумма мнений специалистов, без какого-либо критического анализа существа работ, без вывода и формулировки гипотезы исследования.
|