![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Педагогический эксперимент⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11
Педагогический эксперимент - основа развития теории и методики физического воспитания. Следует различать дидактический и физический педагогические эксперименты. Дидактический педагогический эксперимент направлен на формирование личности человека, в частности, на передачу совокупности знаний. Физический педагогический эксперимент связан с решением проблем физического воспитания, т.е. формированием двигательных навыков и развитием физических возможностей (способностей). Формулировка рабочей гипотезы педагогического эксперимента может выполняться на эмпирическом и теоретическом уровнях познания. На эмпирическом уровне познания исследователь руководствуется формальной логикой и анализирует лишь доступные для наблюдения явления. Как правило, при проведении педагогического эксперимента трудно учесть влияние всех факторов, поэтому результаты его всегда неоднозначны. Иная ситуация возникает, когда в основу педагогического эксперимента заложено теоретическое исследование. Например, план тренировки разрабатывается чисто теоретически, на основе анализа возможных адаптационных процессов, затем логика проверяется с помощью компьютерной программы, имитирующей ход долговременных адаптационных процессов (В.Н. Селуянов и др., 1996). В этом случае разрабатываются такие необычные варианты тренировки, которые вообще не имели места в практике. Экспериментальная проверка их эффективности и будет педагогическим экспериментом. Целью такого эксперимента является проверка предсказаний изменений в системах и органах организма человека. В соответствии с целью применяют преобразующий или констатирующий эксперимент. Преобразующий (созидательный, формирующий, научно-исследовательский) эксперимент предусматривает разработку принципиально нового для практики педагогического положения, разработанного в соответствии с рабочей гипотезой. Констатирующий (контролирующий, практический) эксперимент предполагает проверку эффективности уже известных педагогических положений. Обычно он проводится для сопоставления эффективности известных и неизвестных педагогических положений. Иногда его проводят в новых условиях - на другом возрастном контингенте, спортсменах других видов спорта. Учет условий проведения экспериментов позволяет разделить их на естественные, модельные и лабораторные. Естественные эксперименты представляют собой реальную практическую деятельность. При этом спортсмены могут знать о целях исследования (открытый эксперимент) или не знать о них (закрытый эксперимент). Модельные эксперименты отличаются от естественных лишь тем, что реальный педагогический эксперимент проводится в относительно строго контролируемых условиях, например, на учебно-тренировочных сборах, где все испытуемые имеют практически одинаковое питание, режим тренировок и отдыха. Лабораторный эксперимент существенно отличается от реальной практической деятельности учителя или тренера. Он предполагает проведение в строгих условиях стабилизации сопутствующих факторов исследования влияния управляемого фактора (независимой переменной) на некоторый неуправляемый, но контролируемый фактор (зависимая переменная). План эксперимента должен строиться с учетом последующей статистической обработки. Абсолютный эксперимент проводится в стандартных условиях с фиксацией контролируемых показателей. Например, регистрация и вычисление средних арифметических и стандартного отклонения антропометрических признаков, уровня функциональных показателей у спортсменов национальной сборной по определенному виду спорта позволяют получить модельные характеристики. Проведение сравнительного эксперимента возможно по последовательной и параллельной схемам. Последовательное (лонгитудинальное) проведение сравнительного эксперимента предполагает сопоставление данных одного эксперимента с другим, выполненном на одной и той же экспериментальной группе. Во втором исследовании в ход педагогического эксперимента вносят какое-либо изменение, которое должно привести к предсказанному результату, т.е. к определенному изменению некоторого показателя. Параллельное проведение эксперимента предполагает организацию двух или более групп, одна из которых должна быть контрольной, а другие - экспериментальными. Учебно-тренировочные занятия и тестирования проводятся одновременно. В этом случае случайные воздействия, связанные с временным фактором, действуют на все группы примерно одинаково, поэтому возрастает уверенность, при наличии различия, в реальности воздействия экспериментального фактора. Для определения достоверности различия между зарегистрированными показателями (градациями фактора) удобно использовать дисперсионный анализ.
|