Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
И повышение уровня концентрации производства
Чрезвычайно важно здесь подчеркнуть, что П. Богданов не ограничивался одной лишь декларацией «модных» нэповских заявлений, он, будучи председателем ВСНХ, внес огромный личный вклад в дело практического претворения в жизнь новых экономических идей. И действительно, в годы его «верховного главнокомандования» национальным промышленным производством и в значительной мере обращением очень много было сделано в направлении экономического раскрепощения хозяйственных единиц, вновь создаваемые объединения наделялись широкими хозяйственными правами и переводились в режим хозяйственного (коммерческого) расчета. В постановлении Президиума ВСНХ от 11 июня 1921 г. отмечалась необходимость немедленной перестройки применительно к условиям НЭПа на следующих 9 августа 1921 г. СНК принял исторический декрет «Наказ СТО о проведении в 16 августа 1921 г. СНК издал и другой известный декрет о расширении прав государственных предприятий в области финансирования и распоряжения материальными ресурсами. Декрет давал право предприятиям свободно расходовать полученные ресурсы в целях выполнения плана, обменивать часть своей продукции на недостающие сырье, топливо, материалы, делать закупки за границей машин, материалов и пр. из своей продукции или за наличный расчет, расходовать на поощрение до 10 % фонда зарплаты, заключать договоры и целый ряд других прав96. Надо сказать, что ВСНХ, а также лично П. Богдановым была проведена большая работа по выполнению упомянутых декретов СНК. 20 августа 1921 г. ВСНХ издал приказ, который обязывал местные совнархозы приступить к их осуществлению. При этом указывалось, что все производство должно функционировать на хозяйственном расчете, в соответствии с которым предприятие «должно своей продукцией покрыть все без исключения издержки производства и дать некоторый излишек (доход)»97. Излагая свое понимание хозяйственного расчета, П. Богданов писал, что последний означает «ведение предприятий на таких началах, при которых все затраты на предприятии должны строго учитываться и окупаться, а в результате работы предприятия должно быть увеличение материальных благ»98. Как видим, богдановская трактовка хозрасчета ориентировала не просто на покрытие издержек и получение прибыли, что нередко достигалось путем простого повышения цен, она недвусмысленно нацеливала на необходимость роста результативности производства, его эффективности, что представляет собой органическое единство ценностного и натурально-вещественного аспектов, взаимосвязь стоимости и потребительной стоимости. Начиналась, таким образом, первая в российской экономической истории советского периода коренная реорганизация системы и методов управления Производством и обращением, в основе которой лежал курс на самоокупаемость и рентабельность всех предприятий и учреждений, переведенных па хозяйственный (коммерческий) расчет и осуществлявших свою производственную и торговую деятельность в условиях многоукладной экономики, свободы торговли, широкого использования товарно-денежных отношений, непосредственных хозяйственных связей с частным капиталом, кооперацией и арендаторами. И на острие этой перестройки экономики был П. Богданов. Под руководством П. Богданова перестроечные процессы развивались весьма интенсивно. Вначале хозрасчетные отношения охватили отрасли легкой промышленности, которые теснее других отраслей связаны с рынком, но вскоре они проникли и в тяжелую индустрию, принеся с собой требования самообеспечения, самоокупаемости и на начальной стадии своего становления (1921-1922 гг.) -безубыточности, а с 1923 г. и прибыльности, которая с этого времени становилась главным обобщающим показателем оценки деятельности арестов. Тресты наделялись широкими и, что еще важнее, реальными хозяйственными правами. Они распоряжались всем имуществом и продукцией входивших в их состав предприятий, ведали оборотными и другими фондами. Тресты обеспечивали себя продуктами, сырьем, топливом и другими материалами за счет средств, полученных от реализации своей продукции на вольном рынке (порой даже на внешнем) и по рыночным ценам. Предоставив предприятиям, снятым с государственного снабжения, возможность свободной реализации производимой ими продукции, государство, однако, оставляло за собой право размещения своих заказов и требовало от трестов первоочередного удовлетворения государственных потребителей, а уж затем кооперативных организаций и только после них частных лиц. Большая самостоятельность трестов распространялась и на их кредитование. Они имели право получать ссуды от всех кредитных учреждений, расположенных на территории страны, а в отдельных случаях даже за границей, но с обязательного разрешения Президиума ВСНХ. Еще большие возможности для нэповской перестройки, развития хозрасчетных, рыночных отношений давал уже упоминавшийся знаменитый Декрет о трестах от 10 апреля 1923 г. Принятию этого исторического документа предшествовала дискуссия, обнаружившая две основные позиции. Одну из них отстаивали некоторые ведущие работники аппарата ВСНХ во главе с Ю. Лариным. Ее суть заключалась в том, чтобы максимизировать права Центра (ВСНХ) в области управления, сохранить за ним возможность жесткой регламентации деятельности трестов и таким образом законсервировать целый ряд элементов главкизма. По их мнению, тресты имели право делать только то, что им будет предоставлено в тексте закона, остальные права должны принадлежать ВСНХ. Вторая позиция, защищавшаяся преимущественно работниками самих трестов, провозглашала необходимость предоставления трестам максимальной свободы и минимизации полномочий ВСНХ. Ее сторонники ратовали за создание трестов, действующих на началах акционерных обществ, за полностью самостоятельное распоряжение ими как основным, так и оборотным капиталом, переданным им государством, т. е. за широкую хозяйственную автономию трестов, сопоставимую с частными предприятиями99. Декрет от 10 апреля 1923 г. носил компромиссный характер, он явился результатом сложного влияния борьбы указанных течений экономической мысли с заметным все же преобладанием либеральных тенденций. Как нам думается, принятый документ в значительной степени отражал дух воззрений П. Богданова, отвечал его представлениям о соотношении экономической свободы предприятий и государственного вмешательства, о мере сочетания централизма и демократии в управлении производством и обменом. Об этом свидетельствуют работы, фрагменты которых приводились выше, а также практическая деятельность П. Богданова на постах председателя ВСНХ СССР и РСФСР, в том числе и его усилия по реализации Декрета от 10 апреля. Декрет предусматривал довольно существенную роль ВСНХ и системе управления промышленностью, В соответствии с его статьями ВСНХ (и СТО) обладали правом учреждать тресты, передавать им уставные капиталы, которые могли корректировать (уменьшать или увеличивать), назначать правления, утверждать производственные программы и сметы, по которым тресты должны работать, утверждать отчеты, балансы расходов и доходов, распределять прибыль. Совсем, как видим, немало! Но и трестам Декрет предоставлял неизмеримо большие, чем прежде, возможности для самостоятельных действий и маневров. Трест прямо рассматривался как пользующееся широкой хозяйственной автономией объединение, меновое хозяйство, выступающее свободно на рынке и имеющее своей основной задачей извлечение и реализацию прибавочной ценности в целях государственного накопления. Уже в статье 1 Декрета указывалось, что тресты - «государственные промышленные предприятия, которым государство предоставляет самостоятельность в производстве своих операций, согласно утвержденного для них устава и которые действует на началах коммерческого расчета с целью извлечения прибыли. Государственная казна за долга трестов не отвечает». Получение прибыли рассматривалось как выражение эффективности всех затрат хозрасчетных трестов. Вся их прибыль вносилась по уставу в доход казны, за исключением отчислений, не менее 20 %, в резервный капитал треста, отчислений на образование специального фонда для улучшения быта рабочих, отчислении на выдачу тантьем (2 % прибыли) членам правлений и наградных рабочим и служащим. Тем самым оплата работников трестов ставилась в зависимость от фактических итогов их работы. Декрет выделял и главнейшую черту коммерческого расчета - свободное установление цен. Тресты имели право реализовать продукцию по рыночным ценам, «назначенным по соглашению с покупщиком». Правда, предоставляя трестам права основных хозяйственно-финансовых единиц, Декрет не коснулся предприятий, рассматривавшихся в качестве производственных ячеек в составе трестов и задыхавшихся в тисках авторитарного трестовского управления, мелочной опеки и гипертрофированного контроля. Но все же главным позитивным итогом перестройки управления производством и обращением был прорыв экономики к рынку, к хозяйственной самостоятельности объединений. «Главкистская» система управления, несовместимая с НЭПом, понесла серьезные потери, по существу, почти все главки, с такой целеустремленностью создавшиеся под руководством А. Рыкова в эпоху «поенного коммунизма», с но меньшей страстью уничтожались П. Богдановым и в эпоху повой экономической политики. В результате резко сократился штат работников аппарата ВСНХ. Линия П. Богданова на ликвидацию большинства главков способствовала повышению роли областных органов, промбюро, которые должны были все больше заниматься вопросами торговли и промышленности, осуществлять руководство промышленными объединениями и автономными предприятиями, направлять деятельность губсовнархозов и наблюдать за работой трестов и предприятий подчиненных непосредственно ВСНХ. Заметно расширились права и таких местных органов, как губ-совнархозы, превратившихся в штабы, планирующих и контролирующих работу местных трестов. Таким образом, предоставление объединениям и местным органам довольно большой хозяйственной самостоятельности, стремление к отказу от диктата директивных методов управления, от системы обязательного снабжения предприятия и обязательной сдачи его продукции главку; вовлечение в хозяйственный механизм рыночных связей и товарно-денежного инструментария, коммерческого расчета — во всем этом, несомненно, есть и большая заслуга П. Богданова, твердо стоявшего на платформе НЭПа и глубоко убежденно/о в преимущественной эффективности экономических методов управления и рыночного хозяйствования,
|