Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В поисках выхода
В письме, повторяем, слышна мучительная интонация, даже отчаяние. Ясно, от чего «устал» Ф. Дзержинский - от бюрократизма и волокиты. Менее ясно другое - где же выход из создавшегося к 1926 г. бюрократического тупика? Прямого ответа в данной записке нет, но между ее строк прочитывается ответ, в котором все надежды связываются с усилением как экономической, так и политической централизации. «У нас сейчас нет единой линии и твердой власти. Каждый комиссариат, каждый зам и пом и член в наркоматах – своя линия. Нет быстроты, своевременности и правильности решений... У меня полная уверенность, что мы со всеми врагами справимся, если найдем и возьмем правильную линию в управлении на практике страной и хозяйством, если возьмем потерянный темп, ныне отстающий от требований жизни». И далее ставшие сегодня знаменитыми его, как многие считают, пророческие слова: «Если не найдем этой линии и темпа — оппозиция наша будет расти, и страна тогда найдет своего диктатора похоронщика революции, — какие бы красные перья ни были на его костюме»131. Комментаторы этого прогноза — современные исследователи Ж. Адибеков и О. Лацис - квалифицируют эти действительно пронзительные слова как «предчувствие грядущего сталинского перелома»132. Такая трактовка очень соблазнительна своей легко достигаемой внешней доказательностью, но нам она представляется по меньшей мере спорной. В самом деле, вчитаемся в текст. Ф. Дзержинский искал правильную линию в направлении, явно не совпадающем с демократическим курсом повой экономической политики. Он считал, что только единство партии и твердая власть позволят успешно решить эту задачу, перечисленные же им в этой записке деятели (Л. Троцкий, Г. Зиновьев, Г. Пятаков и А. Шляпников) относились Ф. Дзержинским к противникам искомой им «правильной» линии. И это совершенно справедливо, ибо к 1926 г., к тому времени когда он высказал свои апокалипсические предсказания, все названные политики давно пребывали в оппозиции и страстно сражались с надвигающимся диктатом И. Сталина, ратуя за демократические свободы, плюрализм мнений и т. н. И вот если не будет наконец взят новый курс на твердую власть и единство, то тогда появится «похоронщик революции», возможно, и кто-либо из представителей оппозиции, которая ведь «будет расти» при отсутствии «твердой власти». Такова наша интерпретация мрачного прогноза Ф. Дзержинского, которая хотя и менее приятна для слуха, зато более отвечает духу и букве истинных его воззрений. А разве это не подтверждается и письмом Ф. Дзержинского И. Сталину с просьбой об отставке, хранящимся в Центральном партархиве при ЦК КПСС? Ведь здесь Ф. Дзержинский опять-таки сетовал на отсутствие «единого плана для всего советского хозяйства», на бессилие СТО и предлагал «уничтожить нынешнее распыление центрального руководства и создать единый центр хозяйственного руководства для всех отраслей и для всего СССР»133, в состав которого следовало, по его мнению, ввести членов Политбюро и самого генсека. Причем последний «там обязательно должен быть»134. Предлагалось, как видим, не что иное, как идея дальнейшего сращивания партийной и хозяйственной верхушки, своеобразной личной унии, доведенной до максимальный отметки. Вот так и родились на свет «сиамские близнецы» в виде единой монопольной партийно-хозяйственной системы руководства. Однако не следует и преувеличивать центростремительной тяги Ф. Дзержинского в вопросах хозяйствования. Как ни странно, он, и это чрезвычайно важно подчеркнуть, не сводил всю суть управления только к централизованному руководству, резко бичуя «слепое исполнение», догматический подход к решениям вышестоящих этажей управления. Важное значение он придавал самостоятельности в выборе путей и способов реализации плановых заданий и административных указаний «сверху», которая, однако, должна была, по его мнению, сопровождаться и всей полнотой ответственности. «Централизм здесь должен быть жестким, - говорил он, - но вместе с тем система управления не может быть проводима путем приказов, Линия эта должна покоиться на доверии, т. е. на децентрализации. Тот, кому поручен трест, вручена организация того или иного местного органа, должен иметь и все доверие, и всю ответственность, и возможность проявления инициативы. Политика проведения общей линии, политика руководства как хозяйственного, так и общего не может укладываться в строгие приказы " быть по сему"»135. Как видим, Ф. Дзержинский тоже пытался поймать загадочную жар-птицу демократического централизма» «уловить» весьма хрупкую и трудноуловимую грань в соотношении административных и экономических методов управления. Но «уловима» ли она вообще? Независимо от ответа на этот исключительно сложный и постоянно меняющий на разных этапах развития страны оттенки вопрос, нужно признать, что Ф. Дзержинский при всем своем влечении к сильной централизованной власти обладал немалым демократическим потенциалом, который он стремился реализовать в своей практической деятельности. Находясь на руководящих постах, Ф. Дзержинский всегда воспитывал в своих сотрудниках такие качества как, как инициативность, нестандартность решений, ответственность за порученное дело, учил их этому и не считал зазорным для себя учиться у них, что, к сожалению, не так уж часто наблюдается у современных руководителей. Показательно в этом отношении следующее его высказывание, в котором он подчеркивал: «Для того, чтобы наш центральный аппарат (ВСНХ, - АВт.) действовал с точностью часового механизма, места должны иметь право возвышать голос и возражать, если они находят, что работа идет не так, как следует, и если вместо организации вносится дезорганизация; нельзя так слепо думать, что все, что исходит из центра, хорошо»136.Нужно действовать так, как показывает жизнь, практика, ибо часто бывает, что приказ приводит к совсем другим действиям, чем ожидалось. Право действовать творчески не должно писаться «в конституции на договорных основаниях», оно должно вытекать «из сознания полной ответственности»137. И тут же, со свойственной ему скромностью и тактом, не боясь «уронить» себя в глазах подчиненных, Ф. Дзержинский добавлял: «Я сейчас должен учиться делу и должен учиться этому у вас. Если я научусь, то этим я оправдаю то доверие, которое выразило мне правительство. Но это возможно лишь в том случае, если вы поможете приобрести мне те знания, без которых стоять во главе такого большого комиссариата невозможно»138. Трудно даже представить себе, что это говорил сам «железный Феликс». Да, вот здесь есть, что перенять у выдающегося организатора! Развивая свои взгляды на проблему сочетания централизованного планового руководства народным хозяйством с широкой инициативой, предприимчивостью и ответственностью, Ф. Дзержинский изложил свои достаточно интересные и поучительные представления о хозяйственном расчете.
10.4.4. «Хозрасчет, ориентирующийся на советскую экономику»
По его мнению, перевод предприятий на полный хозяйственный расчет означает самостоятельное хозяйствование «без помощи центра, без помощи налогов, эмиссии, без помощи государства»139. Главным условием полного хозяйственного расчета является, считал Ф. Дзержинский, окупаемость затрат, которые должны покрываться выручкой. «Необходимо, — говорил он в докладе на Пленуме Цектрана, - создать соответствие между издержками и... ресурсами»140, здесь должно быть определенное количественное соотношение, Жить действительно на хозрасчете — это «жить..., сообразуясь с имеющимися налицо средствами...»141. Придавая важное значение хозрасчету как методу управления, Ф. Дзержинский противопоставлял его методам -(бюрократического регулирования», т. е. «такого регулирования, которое требует, чтобы здесь, в центре, кто-то сидел, писал ордера и распределял, кому сколько, и т. д.»142. Изжить бюрократизм, чиновничество, главкистские формы руководства можно лишь с помощью полного хозяйственного расчета. Будучи имманентным элементом системы управления, хозрасчет, так же как и вес другие элементы этой системы, и прежде всего план, должен быть нацелен на конечные народнохозяйственные результаты, ориентирован на достижение главной цели хозяйствования, которая заключается, как указывал Ф. Дзержинский, не в том, чтобы получить вообще прибыль, а в том, «чтобы удовлетворить потребности населения и, конечно, свои собственные потребности»143. Наш хозрасчет, говорил он, «это хозрасчет, ориентирующийся на советскую экономику...»144. Нужно отметить, что именно Ф. Дзержинский, отстаивавший едва ли не максимальную централизацию, борясь с хозяйственным сепаратизмом трестов и синдикатов, сумел как-то сдвинуть с мертвой точки решение, казалось бы, безнадежного вопроса об экономической самостоятельности предприятий, лишенных каких бы то ни было прав и буквально задушенных в крепких «объятиях» трестов. И если А. Рыков, как уже отмечалось, весьма холодно относился к возможной перспективе хотя бы некоторого раскрепощения предприятий, наделения красных директоров более заметными полномочиями, то Ф. Дзержинский сочувственно относился к попыткам последних поднять роль предприятий, предоставить им право для самостоятельных хозяйственных маневров. Не случайно благодарные красные директора, объединившись и спой клуб с одноименным названием, присвоили ему имя Ф. Дзержинского. Чрезвычайно важно и то, что Ф. Дзержинский рассматривал элементы системы управления не как отдельные, автономные образования, а как целостный механизм, в котором, подобно часовому механизму, все «детали» должны быть «пригнаны» друг к другу. Подчеркивая это обстоятельство, он говорил о необходимости, «если мы желаем, чтобы фабрики, заводы шли вперед, все элементы, от которых зависит управление производством, так сцепить, чтобы они составили единое целое»145 и, следовательно, исключали бы рассогласованность. Этот тезис имеет выдающееся значение для теории и практики управления общественным производством и обращением и, разумеется, не утратил своей актуальности в настоящее время. Огромное внимание уделял Ф. Дзержинский вопросу о режиме экономии. Рачительное, экономное хозяйствование должно быть важнейшим принципом функционирования системы управления. Беседуя с представителями печати, он указал на то, что режим экономии должен быть проведен во всех областях работы не только сверху, но и низовыми органами, трестами, синдикатами, фабриками, торговыми предприятиями146. Опираясь на обследование, произведенное «Торгово-промышленной газетой», Ф. Дзержинский с сожалением констатировал, что работники госпромышленности еще недостаточно уяснили себе необходимость максимальной бережливости «в отношении каждой народной копейки»147. В этой связи по инициативе и при личном руководстве Ф. Дзержинского ВСНХ развернул кампанию за строжайшую экономию и бережливость, быстро распространившуюся на все области народного хозяйства. Надо сказать, что с осени 1925 г. страна испытывала тягчайшие хозяйственные затруднения, такие, например, как серьезные заминки в хлебозаготовках, одновременное повышение хлебных и промышленных цен, товарный голод, а отсюда понижение курса червонца на внутреннем рынке, падение реальной заработной платы и производительности труда. Сокращение хлебозаготовок, естественно, отозвалось на плане экспорта сельскохозяйственных товаров за границу – важнейшей статье нашего вывоза, отсюда уменьшение импортного плана, а значит, уменьшение ввоза, отсюда уменьшение импортного плана, а значит, уменьшение ввоза из-за границы оборудования для предприятий, сокращение капитального строительства. В этих условиях движение за экономию было жизненно необходимо. При этом Ф. Дзержинский дал развернутое теоретическое обоснование этой компании, предостерегая от опасности впасть в крайность, в «известную мещанскую узость»148. Целью борьбы за экономию, отмечал он, является выполнение тех грандиозных задач, которые мы сейчас во всей конкретности ставим перед собой: укрепление социалистических элементов в нашем хозяйстве, напряжение максимума сил на проведение индустриализации страны149. При выполнении этих задач СССР не мог рассчитывать на помощь извне. Следовательно, средства для осуществления этих задач надо было искать внутри страны. Естественно, что они не могли быть связаны с колониальной политикой, эксплуатацией несоциалистических укладов, прежде всего крестьянства, и другими источниками капиталистического накопления. Каковы же средства, отвечающие социалистическому строю150? Поставив этот вопрос, Ф. Дзержинский дал на него яркий и убедительный ответ. Мы, отмечал автор, производим колоссальнейшие излишние расходы. Так, себестоимость наших изделий по оптовым индексам почти в два раза выше довоенной. А индекс розничных цен еще в 2, 5-3 раза больше. Это означает нецелесообразную, неправильную систему производства. Однако только ли система производства «повинна» в чрезмерных расходах и таит в себе скрытые резервы? Нет, говорил Ф. Дзержинский, нельзя обойти вниманием и систему управления. «Если посчитать, сколько у нас имеется лишних организаций, органов, насколько разбухли наши штаты в управлениях, сколько там ненужных расходов, без которых народное хозяйство могло бы обойтись, то получается так, что один с сошкой, а семеро с ложкой» 151. Нельзя не согласиться с тем, что Ф. Дзержинский увидел большую проблему, а нижеследующее строки звучали вполне современно: «На непроизводительной работе сидят и питаются сотни тысяч людей, которые в интересах дела могли бы идти на фабрику, на завод, приобретать действительную квалификацию для производства. Зачастую наши хозяйственники, где предприятие дает доход, не стесняются ни подсобными учреждениями, ни организацией юбилеев и т, д. Не в меньшей мере это относится и к расходам в самом производстве. На фабриках и заводах очень часто излишнее количество рабочих. Лишние рабочие, лишняя рабочая сила в производстве превращает фабрику в собес (!! - Авт.). Это неправильный подход и неправильная точка зрения борьбы с безработицей. Мы знаем, что только при налаженности организации производства это производство может успешно развиваться...»152Вряд ли можно сказать сильнее. Проанализировав сложившуюся в стране ситуацию, Ф. Дзержинский приходил к неопровергаемому выводу о том, что одним из центральных направлений борьбы за экономию должна быть всемерная рационализация производства и управ лепия. Только она позволит сберечь труд и время. Неправильная же организация производства и управления им делает невозможным успешное развитие нашего хозяйства153. Созданный в структуре ВСНХ специальный отдел рационализации производства был предметом особой заботы Ф. Дзержинского. На должность заведующего отделом был назначен крупнейший специалист в этой области В. Ледер154. Ф. Дзержинский подчеркивал политическое значение борьбы за режим экономии. Она не может быть основана «только на верхушке», а должна сверху донизу проникать в рабочие массы. Поэтому борьба с мелочами, которые массе бросаются в глаза, должна стоять на почетном месте. «Если приходишь к массе и говоришь о высоких целях и задачах, а она видит, что разбрасывают средства направо и налево, она верить не будет и правильно скажет: врач, исцели сам себя»155. 10.4.5. «Не мы управляем своим аппаратом, а наш аппарат управляет нами» Огромное внимание Ф. Дзержинский уделял организационным вопросам управления, стилю и методам руководства. Для характеристики его взглядов на эти проблемы особое значение имеют статьи «Об улучшении работы госаппарата», опубликованная в «Правде» от 23 июня 1926 г., речь на Совещании ответственных работников ВСНХ СССР 9 июля 1926 г. «На борьбу с болезнями управленческого аппарата», а также ряд других выступлений, писем, записок, в которых были поставлены задачи совершенствования организации управления, улучшения его стиля, методов подбора и расстановки руководящих кадров и многие другие. Решение организационных проблем управления Ф. Дзержинский органически увязывал с решением народнохозяйственных проблем, исходя прежде всего из интересов общества и подчинения последним деятельности всех предприятий, трестов, синдикатов, наркоматов и ведомств. Он страстно обличал такие негативные, но очень устойчивые, живучие явления, как ведомственность и местничество. К сожалению, говорил он, «наши самые ответственные хозяйственные работники не сознавали в достаточной степени единства всей государственной промышленности и транспорта. Это было самым основным нашим дефектом, и надо прямо здесь сказать, - добавлял Ф. Дзержинский, - что тресты, синдикаты и другие хозяйственные органы в борьбе с неслыханно тяжелыми условиями нередко забывали о том, что мы восстанавливаем не только то или другое предприятие, не только ту или иную дорогу, а что мы строим новое государство»156. Следствием этого, указывал он, явилось местничество и ведомственность, благодаря которым «хозяйственные органы не искали путей для преодоления создающихся в фактической жизни противоречий между интересами одного треста с интересами другого треста, одной отрасли промышленности с другой отраслью промышленности, промышленности с транспортом, - не искали путей для уничтожения и изыскания возможностей разрешения этих противоречий, но, наоборот, прибегали к тем методам противопоставления интересов, которые являются наследием капиталистического государства»157. Поэтому Ф. Дзержинский призывал к поискам новых форм и методов преодоления организационной разобщенности, «изживания этой замкнутости, наилучшего приложения колоссальной энергии, которая необходима для надлежащей постановки вверенного каждому из нас дела»158. Этот призыв видного руководителя и сегодня звучит как нельзя более своевременно. Для Ф. Дзержинского не было «мелочей», он не делил вопросы совершенствования механизма управления на основные и «второстепенные», допускающие отлагательство. От его острого взгляда не ускользали ни один дефект, ни одна «болячка», казалось бы, внешне неприметная, управленческого аппарата. До самого конца своей, к сожалению, короткой, но до предела насыщенной важнейшими и многообразными государственными делами жизни он гневно обрушивался на бюрократизм и волокиту, чрезмерную, неоправданную централизацию и сопутствующую ей безответственность в области руководства народным хозяйством, рассматринае-мые им как естественный результат, порождаемый изъянами существующей многоступенчатой, ведомственной организационной структуры управления. Повторяем, это действительно любопытный феномен: проводя в ВСНХ мероприятия по усилению централизации, неоднократно высказываясь о необходимости ее дальнейшего наращивания, Ф. Дзержинский сам же и, как кажется, искренне выдвигал в адрес существующей системы многочисленные обвинения в «тперцентрализацш», волоките, бюрократизме. Выступая на XII съезде РКП(б) с докладом в секции по организационному вопросу, Ф. Дзержинский указывал: «По структуре своей наш аппарат унаследовал от допотопных времен подразделение на департаменты, которые теперь называются управлениями, отделами, отделениями, частями и т. д. Построенные на принципе наименьшей инициативности отдельных работников, по своей структуре и громоздкости не дающие руководителям возможности овладеть аппаратом, а, наоборот, сорганизованные так, что руководители их находятся в полной их власти, эти аппараты создали так, что в результате их деятельности мы имеем страшный бюрократизм и волокиту... Ни в одной западноевропейской стране нет такого умопомрачающего бюрократизма, который был в царское время в России н который перешел к нам по наследству и не изжит до сих пор, к сожалению»159. Конечно, писал через три года после XII съезда РКП(б) Ф. Дзержинский в статье «Об улучшении работы госаппарата», известные положительные сдвиги в организации управления за.пот период произошли. Но все же нужно признать, что управленческий аппарат до сих пор в малой степени отвечает своему назначению важнейшего фактора по осуществлению индустриализации нашей страны. Эти сдвиги удовлетворить не могут. По-прежнему аппарат страдает большой ведомственной и межведомственной путаницей, за которую страна расплачивается высокими розничными ценами, повышенной себестоимостью изделий, медленной оборачиваемостью оборотных средств, недостаточным темпом социалистического накопления. По-прежнему он продолжает оставаться бюрократическим, «архицентрализованным» и громоздким. «Глубоко идущее вмешательство регулирующих органов в текущую оперативно - административнуюработу трестов лишает их необходимой самостоятельности. В свою очередь взаимоотношения трестов с заводами, основанные на непосредственном, централизованном оперативном управлении, связывают самодеятельность предприятий. Мелочная опека, необходимость получения санкции за каждый предпринимаемый шаг парализуют инициативу и затрудняют возможность маневрирования»160. Такая организационная система, справедливо подчеркивал автор, несет на себе печать прежнего недоверия к местам, к возможности подбора руководителей, которым можно поручить дело без излишней опеки в мелочах. Излишний, как писал Ф. Дзержинский, «сверхцентрализм» порождает инертность управленческого аппарата. «Несмотря на внешнюю и фактическую суету деятельности наших оргов, достаточно проследить за прохождением какого угодно вопроса, любой учрежденческой бумажки, чтобы убедиться, с какой черепашьей подвижностью работает наш аппарат... Разрешение и окончательная санкция даже мелочных вопросов восходит до самых верхних руководителей»161. Такой порядок оправдывался и был необходим в первые послереволюционные годы. Но сохранение его на данной стадии нашего строительства, убежденно писал автор, «есть вреднейший пережиток», создающий многоступенчатую иерархию бюрократических инстанций и сопровождающийся огромной волокитой. К волоките и волокитчикам Ф. Дзержинский был беспощаден, Выступая на I Всесоюзном съезде отделов экономики труда и тарифно-нормировочных бюро (1926 г.), он возмущенно рассказал о случае, происшедшем в правлении Резинотреста, куда обратились из саратовского отделения с запросом о цепах на какие-то конкретные изделия. И эта бумажка в правлении Резинотреста проходила через 32 руки для того, чтобы по почте был послан ответ: такие-то изделия стоят по калькуляции столько-то. Причем мало того, что над этой бумажкой работало 32 человека, по ней в аппарате в двух местах заводились дела. «Этот пример, — заключал Ф. Дзержинский, — характеризует всю нашу систему»162. И в самом деле, говорил Феликс Эдмундович, давайте посмотрим, а как у нас поставлена работа в ВСНХ? Например, его заинтересовал вопрос о розничных ценах на текстиль. «Я передаю этот вопрос члену президиума, ведающему этим делом, член президиума передает начальнику отдела, начальник отдела передает своему помощнику, его помощник передает начальнику подотдела. У начальника подотдела есть подчиненная ему часть, он передает в часть. Не забудьте, что почти у каждого из названных имеются еще секретари. Наконец, приходит дело к тому, кто должен дать ответ, кто должен над этим поработать. Очень часто бывает и так, что он совершенно не знает этого вопроса, и поэтому он давай писать бумажку: как же — председатель ВСНХ требует срочно, экстренно. И вот он обращается в Текстильный синдикат, к Килевецу. Килевец, конечно, этим заниматься не может, он передает следующему. Это может произойти в течение дня, если боятся Дзержинского, а если это не Дзержинский, будет идти целую неделю, целый месяц, тогда как, скажем, если бы я, вместо того чтобы идти по инстанциям и по чинопочитанию, раз меня интересуют камвольные изделия, взял телефон и, зная, что такой-то занимается этим, протелефонировал бы ему, получил бы ответ, то вся эта переписка отпала бы совершенной»163. Все это, по мнению Ф. Дзержинского, — результат чудовищной централизации, унаследованной от старого аппарата и снимающей всякую ответственность с руководителей. Нет бумаги по тому или иному вопросу, исходящей из ведомства, чтобы на ней не было подписи наркома или заместителя. И вот все руководители загружены целым ворохом бумаг, из которых они не в состояния вылезти. Организационная структура, таким образом, такова, что «не мы управляем своим аппаратом, а наш аппарат управляет нами»164. Но это лишь одна сторона проблемы. Мало того, что сам управленческий аппарат обладает плохой структурой, в нем, к сожалению, подчас находятся люди, не желающие его улучшать. Так, иллюстрируя эту мысль в докладе на XII съезде партии, Ф. Дзержинский едко заметил, что на недавнем судебном процессе по делу десятков руководителей, ведавших квартирным вопросом, обнаружилась интересная деталь: когда нэпман давал взятку, тогда удивительным образом куда-то исчезали бесконечные инстанции и «в три счета находилась квартира»165. Следовательно, проблема упиралась, по Ф. Дзержинскому, не только в необходимость совершенствования организационного механизма, поив человеческий фактор в управлении. Нужно постоянно улучшать методы подбора и расстановки руководящих кадров, ибо сфера управления — область человеческих отношении, прежде всего работа с живыми людьми. И эта глубокая мысль о роли и значении человеческого фактора в управлении проходит лейтмотивом через многие статьи и выступления Ф. Дзержинского. Не отрицая важности организационных вопросов, необходимости их научной разработки, наоборот, постоянно это подчеркивая, он вместе с тем указывал на опасность гипертрофии организационного аспекта управления. Одним из первых Ф. Дзержинский предостерегал от непомерных и широко распространенных в 1920-е годы увлечений организационно-технической стороной управления, объективно приводящих к ее фетишизации и забвению другой социальной стороны. «Мы страдаем организационным фетишизмом. Нам кажется достаточным взять карандаш и начертить генеалогическое дерево с развернутыми кружками. Поставить там кружок, — иронизировал Ф. Дзержинский, — тут кружок, один кружок этим ведает, другой кружок другим ведает, третий — третьим и т. д.; и пот, нарисовав картину, организовали. При этом организационном фетишизме, при этом бюрократизме стираются живые люди, между тем как работу руководства и управления нельзя механизировать. Это работа мозговая, индивидуальная, хотя вместе с тем она глубоко коллективна, глубоко общественна. Не учреждения работают, а люди работают в учреждениях, центр тяжести должен заключаться в ответственности работающих, в противопоставлении организационному фетишизму живых людей, ответственных людей».166 Нам представляется, что подобное понимание места организационио-техниче скоп стороны управления выгодно отличается от многих современных представлений, в соответствии с которыми все наши сегодняшние проблемы лежат в области совершенствования структуры и техники управления и т. п., при этом как-то «задвигается» социальный аспект, забывается, что управление -прежде всего сложнейшая и тончайшая система человеческих отногиений, не поддающихся формализации, а уж затем это структура, техника, технология. В числе недугов управленческого организма, с которыми Ф. Дзержинский, не жалея сил и времени, сражался «с открытым забралом», были обезличка и бумаготворчеетво. Возьмите доклады, говорил он, которые мной формально подписываются, «казалось бы, не может быть на свете более умного и всезнающего человека, чем Дзержинский. Он пишет доклады о спичках, о золоте, о недрах, он лышет абсолютно обо всем, нет такого вопроса..., по которому бы Дзержинский не писал, и доклада, под которым бы не подписывался. А это ведь и есть выражение нашей бюрократической, никуда не годной системы, ибо тот, кто фактически работает, кто прорабатывает вопрос, его не видно нигде, он скрыт. И поэтому нам надо внимательно подойти к нашему аппарату, чтобы он работал четко и ясно, чтобы была полная ответственность всех»167. Одним из первых Ф, Дзержинский поставил очень важный вопрос о производительности труда в сфере управления и о необходимости ее измерения. Пока таких измерителей нет. Если в металлургии мы указываем, говорил он, что столько-то удалось выплавить чугуна на такое-то количество рабочих и такой-то срок при таких-то издержках, то мы получаем все элементы для определения производительности труда. «Если же мы скажем, — саркастически продолжает автор, — что данный трест прислал в другой орган 25 пудов бумаги, — этим ли нужно измерять его производительность? Где же и в чем нам нужно искать продуктивность и производительность труда управленческого аппарата? Я должен сказать, что у нас еще этого измерителя нет, ибо наши измерители определяются именно пудами, фунтами или, может быть, длиной наших ведомостей и найти неслыханной, страшной волокитой. Если производительность труда измерять издержками энергии, то у нас в бюрократических органах управления и канцеляриях энергии тратится очень много, но толку, я должен это прямо сказать, толку безобразно мало»168. Таким образом, управленческий аппарат нуждался в решительных коррективах. Что же нужно сделать, как излечить его от многочисленных болезней? Следует сказать, что Ф. Дзержинский не ограничился лишь перечислением болезней, но и указал пути избавления от них, оздоровления механизма управления. Прежде всего необходим переход от «архицентрализма» к системе доверия. Сохранение общего контроля и руководства за вышестоящими регулирующими и управляющими органами не должно связывать по рукам самодеятельности и инициативы управляемых. Переход на систему доверия вместо повседневного дергания и опеки тесно связан с необходимостью особо тщательного подбора хозяйственных руководителей. «Эта проблема требует сугубого внимания»169. Далее, указывал Ф. Дзержинский, мы должны заменить систему централизованной ответственности ответственностью всех работников. Должны быть четкость и ясность, кто чем занимается, что изучает и за что отвечает, «Каждая работа должна быть подписана, а не визирована тем, кто ее сделал, на какой бы стадии иерархической лестницы он ни находился»170. Следующее, безотлагательное мероприятие, по мнению Ф. Дзержинского, — введение режима личного общения с теми, кем мы управляем и кому поручаем ту или иную работу. «Нужно видеть живого человека, чтобы знать что-нибудь по тому или по другому делу. Никакой отчет и доклад не может сказать того, что сам живой человек скажет»171. Далее. Следовало категорически отказаться от больших докладов. Доклады должны быть краткими, предложения четкими, реальными и конкретными. А не так, добавлял Ф. Дзержинский, «как у нас часто бывает, когда мы хотим решить задачу, а в голове у нас ничего нет, и пишем поэтому что-нибудь вроде: " Принять меры"» и т. п.172 Необходимо максимально сократить совещания и комиссии, поскольку расширяется система личной ответственности. Согласование часто превращается в карикатуру: «...преют, в то время как наперед можно сказать, какое будет решение. Наконец, сплошь и рядом согласовать вполне можно простым телефонным разговором»173. Важнейшее направление улучшения работы управленческого аппарата — опора па массы. «Только тот председатель треста, только тот директор завода сможет выполнять возложенные на него партией и рабочим государством задачи и обязанности, который сумеет найти крепкую связь с рабочими массами, участвующими в данном производстве, данном тресте. Только тот хозяйственник справится со своей задачей, который сумеет искоренить до конца чисто формальные отношения с рабочими массами и сумеет вызвать к жизни полную активность рабочих масс, создать полное понимание и глубокую сознательность их по отношению к стоящим перед хозяйством задачами и совместно с ними, на основе полного товарищеского и полного взаимного доверия, сумеет шаг за шагом улучшить производство»174. Но завоевать доверие масс, авторитет очень и очень непросто. Для этого, считал Ф. Дзержинский, «не надо бояться критики, не надо затушевывать недостатки — наоборот, надо облегчать их выявление и не видеть во всем дискредитирования»175. Дискредитирован может быть только тот, кто скрывает свои недостатки и не желает бороться со злом. Идти же вперед можно лишь тогда, «когда шаг за шагом отыскиваешь зло и преодолеваешь его»176. И следует сказать, что в своей практической деятельности на всех постах Ф. Дзержинский никогда не изменял -этому важнейшему сформулированному им принципу руководства. Знаменательныв этом отношении его слова, обращенные к участникам июльского (1926г.) Пленума ЦК и ЦКК ВКП(6) и явившиеся реакцией на реплику Л. Каменева: «Вы знаете отлично, моя сила заключается в чем? Я не щажу себя, Каменев, никогда (голоса с мест: «Правильно!»). И, поэтому вы здесь все меня любите, потому что вы мне верите. Я никогда не кривлю своей душой; если я вижу, что у нас непорядки, я со всей силой обрушиваюсь на них»177. Да, многие черты стиля Ф. Дзержинского действительно могут служить образцом управленческой деятельности для современных хозяйственных руководителей.
Список литературы стр. 256-260. Глава 11 ДИСКУССИИ В ГОСПЛАНЕ Характеристика организационно-управленческой мысли в России была бы неполной без рассмотрения интереснейшихдискуссии, проходивших и 1920-е годы в Госплане СССР. Одним из центральных вопросов этих острых научных баталий был вопрос о наиболее эффективныхспособах (системах) народнохозяйственного регулирования. Должно ли государственное регулирование принять форму всеохватывающего планового управления экономикой страны, осуществляемого из единого Центра и «подминающего под себя» рыночные отношения вплоть до их полного вытеснения из хозяйственной жизни? Или разумнее была бы система регулирования, сочетающая сознательные плановые воздействия на экономические процессы с «работой» стихийных рыночных сил? Решение главного вопроса подразумевало ответы на более частные. Если планирование экономики необходимо, то каким оно должно быть: директивным или индикативным? Что должно быть отправной точкой в планировании и как оно соотносится с рынком? Какие закономерности следует положить в основу плана: общеэкономические, действующие в общецивплизацнонном потоке, или специфические, присущие лишь новому, задуманному марксизмом-ленинизмом строю? При всем многообразии дискуссионных вопросов центром полемики, «водоразделом» взглядов и позиций, определившим два принципиальных подхода к способу народнохозяйственного регулирования, стал вопрос о роли в нем сознательного, планового начала и его соотношении с рынком. Сторонники планово-централизованной системы хозяйствования, в число которых вошло подавляющее большинство отечественных экономистов, составили телеологическое направление в русской экономической мысли, поскольку оно исходило из необходимости жесткого целеполагания, волевого, административно-командного регулирования хозяйственной жизни страны. Приверженцы комбинированной системы хозяйственного регулирования, включавшей в себя как рыночный инструментарий, так и ограниченное плановое начало, образовали второе направление, получившее название генетического, поскольку оно ставило планирование в зависимость от «поведения» рынка, от степени изученности процессов и тенденций сю развития. Телеологическое направление (Г. Кржижановский, Н, Ковалевский, А. Леонтьев, В. Милютин, В. Моты лев, И. Смилга, С. Струмилин и многие-многие другие, а с начала 1930-х годов практически все экономисты, занимавшиеся этими проблемами), как уже отмечалось, активно ратовало за всеобъемлющую планово-централизованную систему, за примат целевых установок в плане, за директивные методы управления, словом, за командно-административную систему. Наиболее крапине представители этого направления считали, что государство вправе дать установку на любые темпы экономического роста, что оно может до мельчайших подробностей регламентировать производство и распределение, охватить целевыми установками н подчинить централизованному контролю самые мел кие п удаленные от центра производствен но-хозяйственные единицы. Телеологи оценивали возможности плановой системы как «безграничные», ссылаясь, как правило, на высказывание Ф. Энгельса о «царстве свободы». Вторая отличительная черта этого направления — негативизм в подходе к частной собственности и товарно-денежным отношениям, которые рассматривались ими как временное зло, подлежащее устранению уже в ближайшем будущем. Вместе с тем следует иметь в виду, что телеологическая концепция формировалась экономистами, имеющими нередко блестящую теоретическую (еще предреволюционную) подготовку. Поэтому к их работам необходим серьезный научный подход, в них содержалось немало интересных, рациональных предложений и рекомендаций, особенно касающихся конкретных методов планово-регламентиру-ющей деятельности (разработка балансового метода, экономико-математических методов и др.). Экономисты-генетики (В. Базаров, В, Громан, Н. Кондратьев, Л. Юровский и др.) сопротивлялись абсолютизация планового руководства народным хозяйством, предупреждали о неизбежности негативных последствий командно-бюрократической системы управления. Исходя из этих основополагающих взглядов, они отстаивали необходимость предоставления значительного объема народнохозяйственного регулирования стихийным рыночным силам, изучения рыночной конъюнктуры, законов рыночного ценообразования. И не приходится ставить генетикам в вину тот факт, что их научные разработки оказались на долгие десятилетия невостребованными, не реализованными на практике. К сожалению, оказавшись не в состоянии обеспечить победу в честной научной дискуссии, телеологи перевели ее из научной плоскости в политическую. Тем более что политический климат для неординарных личностей, имевших и отстаивавших свое мнение, к этому времени изменился далеко не в лучшую сторону. В новой плоскости соотношение сил сторон резко изменилось: люди, привычные к научным доказательствам, не могли использовать в качестве решающего аргумента политический донос. К началу 1930-х годов школа экономистов-генетиков была полностью разгромлена, как видим, задолго до разгрома биологов-генетиков. Н. Кондратьев и Л. Юровский, В. Базаров и В. Громан, Л. Литошенко и А. Чаянов и многие-многие другие экономисты были репрессированы, а их научные идеи на долгие годы были заперты за прочными дверями спецхранов. Рамки учебного пособия не позволяют проанализировать концепции всех телеологов и генетиков. Поэтому характеристика телеологического течения дастся на основе критического анализа концепции С. Струмилина, идеи которого наиболее репрезентативно отображают существо всего этого направления. Характеристика генетической школы опирается на исследование концепции В. Базарова, В. Громана и Н. Кондратьева, которые также весьма репрезентативны. 11.1. Концепция С. Струмилина Марксистская идея объединения экономических сил нации в координируемое целое, разнимающееся по единому заранее разработанному плану, показалась подавляющему большинствурусских экономисте» весьма привлекательной. Эта идея покоилась па уверенности, что только таким образом можно покончить с бедствиями строя хозяйственного индивидуализма и свободного предпринимательства, отличающегося несбалансированным ростом и отсутствием координации экономического поведения участников производства и обмена. Однако вышеозначенный строй при всем желании не может воспользоваться идеей согласованного ведения хозяйства из единого Центра, поскольку она несовместима с частной собственностью и рыночными отношениями. Лишь социализм, сделав большую часть промышленности государственной собственностью, способен осуществить разумное планирование национальной экономики с помощью специального компетентного органа, состоящего из квалифицированных экспертов. На основе точной и полной статистической информации, поступающей с национализированных предприятий в авторитетную государственную службу, могут быть заранее определены потребности в каждой группе товаров, а также соответствующим образом распределены фонды и трудовые ресурсы и таким образом разработан единый народнохозяйственный план. Одним из наиболее последовательных представителей этого идейного течения был С. Струмилин. Станислав Густавович Струмилин (1877-1974) — видный отечественный экономист, академик. С 1921 г. работал в Госплане, занимая в нем различные, достаточно крупные, должности (зам, председателя, член президиума, начальник отдела и т. д.). Одновременно вел огромную научную работу, о чем красноречиво свидетельствуют свыше 700 его публикаций по различным проблемам экономической науки, планирования, социологии, статистики и др. Исследованию многогранного творчества патриарха отечественной экономической мысли посвящено немало работ, и вплоть до конца 1980-х гг. все современные историки-экономисты исключительно единодушно, в унисон говорили об огромном вкладе С. Струмилина в российскую (а точнее, в советскую) экономическую науку. Однако с конца 1980-х годов тональность оценок резко меняется, и в начале 1990-х годов в историко-экономическои литературе намечается не менее единодушная, чем прежде, перемена отношения к воззрениям С. Струмилина, теперь звучат преимущественно отрицательные отзывы. И те и другие оценки нам представляются односторонними, недостаточными, отражающими лишь часть истииы. Следовательно, в настоящее время возникла необходимость по-новому взглянуть на экономическое наследие С. Струмилина, бесспорно, самого крупного участника составления первых пятилетних планов, осуществление которых на практике продемонстрировало всему миру определенный экономический эффект, оказавшийся пусть кратковременным, но вполне достаточным для того, чтобы вынудить даже западных экономистов говорить о необходимости использования регулирующих и корректирующих стихийно-автоматическую работу рынка рычагов целенаправленного государственного вмешательства. Планирование как искусство,
|