Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общая характеристика Конституции СШАСтр 1 из 22Следующая ⇒
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ Тема 10. Основы конституционного права США Время – 4 часа План лекции 1. Общая характеристика конституции США 2. Основы правового статуса личности 3. Избирательное право и система 4. Система высших органов государства 5. Американский федерализм 6. Местное управление и самоуправление Соединенные Штаты Америки являются крупнейшей мировой державой с развитой экономикой, мощным военным и технологическим потенциалом. По объему валового внутреннего продукта США удерживают первое место в мире, по доле ВВП на душу населения - второе. США - постоянный член Совета Безопасности ООН, крупнейшая ядерная держава, играет ведущую роль в военно-политическом блоке НАТО. Все это позволило Соединенным Штатам прочно закрепить за собой статус сверхдержавы, оказывающей решающее воздействие на развитие международных отношений. Для США характерны развитая государственность и прочные правовые традиции, основанные на идеалах демократии и защиты прав человека. Система федерального конституционного права включает в себя Конституцию, законы и резолюции Конгресса, нормативно-правовые акты Президента, решения Верховного суда, обычаи. В свою очередь каждый штат имеет свою конституционно-правовую систему, аналогичную федеральной.
Общая характеристика Конституции США
Предпосылки и порядок принятия конституции. Конституция США является первой писаной конституцией, самой старой из ныне действующих конституций в мире. Ее принятие явилось результатом борьбы английских колоний в Северной Америке за независимость. В процессе этой борьбы возникла потребность в объединении колоний для защиты общих интересов перед метрополией, начало которому положил созыв в 1774 году в Филадельфии I Континентального Конгресса. Представители двенадцати колоний, избранных их законодательными собраниями (легислатурами), потребовали от британского короля отмены ряда дискриминационных законов, умалявших интересы населения колоний. Отказ короны и английского парламента удовлетворить это требование обусловил начало борьбы за независимость колоний. По решению II Континентального Конгресса была разработана и 4 июля 1776 года принята Декларация Независимости. Декларация, исходя из «самоочевидной истины, что все люди созданы равными и имеют право на жизнь, свободу и стремление к счастью», обосновала «неотвратимость разделения с Великобританией» и образование «свободных и независимых штатов». Этот документ, по сути, представлял собой исторический шаг на пути формирования собственно американской государственности и правовой системы. С тех пор дата его принятия отмечается в США как главный национальный праздник. В период 1776 - 1780 гг. во всех штатах, добивающихся независимости, были приняты конституции - юридические документы, в которых осуществлялось целостное регулирование основ устройства государства с тем, чтобы обеспечить человеку «блага свободы». В этих конституциях были реализованы принципы разделения властей, народного суверенитета и выборности государственных органов, закреплялись права и свободы граждан. Борьба за обретение независимости, таким образом, породила не только стремление к объединению, но и обратную тенденцию - суверенизацию штатов. Провозглашение независимости не означало прекращение войны с метрополией за свободу. Война требовала объединения усилий штатов, мобилизации их ресурсов. Поэтому в 1781 г. последние объединились в Конфедерацию свободных штатов, правовой основой которой стали Статьи Конфедерации - конституционного документа, разработанного и принятого Континентальным Конгрессом. Возникшее конфедеративное образование было квазигосударственным, слабо централизованным. Каждый штат, фактически, сохранял свою независимость и самостоятельность. За штатами сохранялась незначительно ограниченная самостоятельность в таких важнейших вопросах как налоговая и кредитно-денежная политика, оборона и безопасность. В качестве органа Конфедерации был учрежден однопалатный Конгресс, где каждый штат имел один голос. Постоянного исполнительного органа не было, Конгресс сам осуществлял исполнительную власть. Предусматривалась должность Президента, но его роль ограничивалась председательствованием на заседаниях Конгресса. Конгресс оказался малоэффективным, ибо его полномочия не выходили за рамки обсуждений и согласований, а принятые решения имели, по существу, рекомендательный характер. Наступившая после окончания войны (1783 г.) глубокая экономическая депрессия со всеми сопутствующими ей мятежами и общим недовольством, попытки отдельных штатов решать свои проблемы за счет других поставили под вопрос жизнеспособность Конфедерации. В этой ситуации по инициативе пяти штатов было принято решение созвать Конституционный конвент для изменения Статей Конфедерации с целью укрепления центральной власти. Конвент, состоявший из пятидесяти пяти делегатов, избранных легислатурами двенадцати штатов, начал свою работу 25 мая 1787 г., а уже 17 сентября того же года принял окончательный текст Конституции. Его подписали тридцать девять делегатов, остальные отказались от участия в работе Конвента, покинув заседание. Текст Конституции был направлен Континентальному Конгрессу, который разослал его легислатурам штатов для ратификации. После ратификации конвентами одиннадцати штатов Конституция США 4 марта 1789 года вступила в силу. Таким образом, Конституция США 1787 г. юридически оформила победу бывших колоний над Британской короной и образование нового суверенного федеративного государства - Соединенных Штатов Америки. Структура Конституции. Конституция США - сравнительно краткий документ. В ней содержится приблизительно 7 тыс. слов. Структурно Конституция, на сегодняшний день, включает преамбулу, семь статей и двадцать семь поправок. Преамбула носит декларативный характер. В ней обозначен источник, от которого исходит Конституция (Мы, народ...), а также цели принятия последней: установить правосудие, гарантировать внутреннее спокойствие, обеспечить совместную оборону, содействовать всеобщему благоденствию и закрепить блага свободы. Первые три статьи регулируют статус федеральных органов государственной власти. Статья I, состоящая из десяти разделов, посвящена законодательной власти, статья II (4 раздела) - исполнительной, статья III (3 раздела) - судебной. Вопросам федерализма посвящена, в основном, статья IV, состоящая из четырех разделов. Три заключительные статьи посвящены самой Конституции, здесь прописан порядок принятия поправок к Конституции: содержатся гарантии верховенства и высокого политического авторитета Конституции, а также порядок ее ратификации и вступления в силу. В принятых впоследствии поправках, дополняющих или изменяющих Конституцию, регулируются вопросы правового положения личности, избирательного права, формирования и деятельности государственных органов, соотношения полномочий Федерации и штатов. Поправки публикуются отдельным списком, который приводится после статей, в хронологическом порядке, каждая под соответствующим номером. Как полагали «отцы-основатели», неизменность текста Конституции была призвана придать Основному закону качество священного «мистического» явления, способствовать уважению к нему и укреплению его авторитета. Процедура внесения поправок. Конституция США относится к числу одной из самых «жестких» в мире. Поправка к ней может быть принята либо двумя третями членов каждой палаты Конгресса, (обычно так и бывает), либо Конвентом - учредительным собранием, созываемым по требованию двух третей законодательных собраний штатов. После принятия поправки на федеральном уровне она подлежит ратификации тремя четвертями законодательных собраний штатов, либо тремя четвертями конвентов, специально созываемых для этой цели в штатах. Столь сложная процедура преследовала цель придания стабильности Основному закону страны. За более чем двухсотлетнюю историю США в Конгресс было внесено более пяти тысяч поправок, из которых тридцать три были одобрены Конгрессом, а двадцать семь - должным образом ратифицированы и вступили в силу. Первые десять поправок были приняты по требованию семи штатов в 1789 г. и ратифицированы требуемым числом штатов в 1791 г. Они составили так называемый Билль о правах. Примечательно, что три штата из тринадцати ратифицировали Билль о правах лишь в 1939 г. - к сто пятидесятой годовщине его принятия. Ряд поправок, из числа принятых Конгрессом, должным образом не ратифицирован по сегодняшний день. С целью исключить подобную практику Конгресс с 1917 г. обычно устанавливает сроки для ратификации поправок. Если требуемое число штатов (на сегодняшний день это 38 штатов) за отведенное время не одобрит поправку, она считается отклоненной. Так произошло, например, с поправкой о придании федеральному округу Колумбия (местонахождение столицы США – Вашингтона), статуса штата. Краткость и лаконичность американской Конституции, ее «почтенный возраст», сложная процедура внесения поправок обусловили отсутствие в ней многих институтов, ставших в настоящее время традиционными в общемировой практике конституционализма, как то: компетенция Верховного суда при осуществлении конституционного контроля, основы правового статуса политических партий, социальные права граждан и другие. В силу этого конституционные пробелы восполняются актами Конгресса и Президента, конституционными обычаями, судебными прецедентами. Особенно важной является деятельность Верховного суда по осуществлению конституционного контроля и толкованию Конституции, в процессе которой положения Основного закона подвергаются гибкой интерпретации сообразно потребностям общественного развития. Объем и значение данной совокупности нормативно-правовых актов, развивающих, дополняющих, конкретизирующих положения Конституции 1787 г., дает основания некоторым юристам говорить о «живой Конституции» США, соответствующей жизненным реалиям современного мира. При этом текст Конституции остался во многом неизменным. Формальную стабильность своей Конституции американцы рассматривают как одну из гарантий стабильности всего общества, сориентированного на общие идеалы, заложенные в Основной закон ее «отцами-основателями». Впрочем, в научной литературе нашла отражение и другая точка зрения, сторонники которой полагают, что в условиях, когда Основной закон дополняется внеконституционным путем, новые аспекты действительности получают соответствующее отражение в текущем законодательстве и судебных решениях - это не свидетельствует в пользу действующего конституционного акта, формально стоящего на вершине американской правовой системы. Основные принципы и значение Конституции США 1787 г. Конституция США является выдающимся политико-правовым актом, оказавшим влияние на конституции многих стран мира. Она положила начало современному пониманию конституции как в материальном, так и в формальном смысле. В фундамент конституционной системы американского государства положено три основных принципа: разделение властей, федерализм и судебный конституционный контроль. Принцип разделения властей предполагает организационную независимость трех ветвей государственной власти: законодательной (Конгресс), исполнительной (Президент) и судебной (Верховный Суд), а также разграничения между ними соответствующих функций. Конституция признала этот принцип действующим не только по горизонтали - на федеральном уровне, но и по вертикали - между Федерацией и штатами. При этом «отцы-основатели» развили содержание упомянутого конституционного принципа, дополнив его доктриной «сдержек и противовесов», предполагающей определенное взаимодействие, взаимовлияние, взаимный контроль ветвей власти. Это было сделано с целью не допустить усиления власти одной ветви за счет другой, минимизировать возможность злоупотребления властью, обеспечить стабильность государственных институтов. Юридической моделью реализации идеи разделения властей с использованием «системы сдержек и противовесов» явилась установленная Конституцией, впервые в истории, президентская республика. Принцип федерализма предполагает относительно жесткое разделение сфер компетенции федеральных властей и властей штатов. США - договорная Федерация, ее образовывали ранее независимые штаты для решения общих дел. Суверенные штаты, однако, не обладают должными атрибутами суверенитета: они лишены внешнеполитических полномочий, их власть ограничена в финансовой сфере, они не могут свободно выйти из Федерации. Конституция рассматривает федеративное устройство, прежде всего, как способ разумной децентрализации власти и приближения ее к народу. Принцип судебного конституционного контроля предполагает закрепление за судами права признать не соответствующими Конституции и, следовательно, недействительными законы Конгресса и акты Президента. В этом случае они теряют юридическую силу и не применяются. Следует отметить, что последние два принципа не получили словесного закрепления в тексте Конституции, пронизывая, однако, все ее содержание. Перечисленные выше принципы, закрепленные в Конституции демократические институты народного суверенитета, народного представительства, парламентаризма и другие были объективно направлены, в первую очередь, на реализацию главной цели «отцов-основателей» -обеспечение незыблемости и неотъемлемости прав и свобод человека и гражданина. Конституция гарантировала защиту человека от произвола властей, поставив преграду деспотическому правлению. Эту же цель преследовал принятый Конгрессом Билль о правах. Значение Конституции США 1787 г. неоднозначно для различных периодов в истории этой страны. В начальный период она носила исторически прогрессивный характер. Ее влияние на конституционное развитие других стран, особенно Латинской Америки и Европы, очевидно. Однако Конституция имела исторически ограниченный характер, связанный с условиями ее времени. Во многих отношениях, в частности, в вопросах непосредственной демократии, принципах демократического режима, отчасти правового положения личности Конституция имеет пробелы. Вместе с тем, современное состояние теории, законодательства и практики соответствующей отрасли права США вполне позволяет ей продолжать удерживать позиции одного из лидеров мирового конституционного процесса. По выражению американского ученого А. Блаустейна, и сегодня Конституция США «является, возможно, самой важной статьей экспорта Америки». Конституционный контроль в США осуществляется Верховным судом и другими общими судами и основан на обычае. Не имея законодательной основы конституционный контроль признается важнейшим принципом американской конституционной системы. Верховный суд США вправе проверять конституционность законов только при рассмотрении конкретного дела с целью охраны конституционных прав и свобод гражданина, если право последнего ограничивается или умаляется законом. По актам штатов конституционный контроль осуществляют верховные суды штатов, но и в этом случае по жалобе сторон окончательное решение принимает Верховный суд США. Конституционный контроль, таким образом, носит конкретный, последующий характер. Однако в некоторых штатах осуществляется и абстрактный предварительный конституционный контроль. Признание закона или его отдельных положений неконституционными означает прекращение его действия в целом или соответствующей его части. Несмотря на то, что за более чем двухсотлетнюю историю существования этого института на федеральном уровне неконституционными были признаны лишь несколько десятков законов, он остается эффективным средством защиты конституционных прав и свобод американских граждан.
|