Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Президент
Место в системе государственной власти. Согласно Конституции (разд. I ст. 2) исполнительная власть федерации представляется Президентом. Создатели основного закона стремились воплотить в фигуре Президента сильную исполнительную власть, способную обеспечить единство страны, ее суверенитет и управление делами союза. Уникальность положения Президента состоит в том, что он одновременно и глава исполнительной власти и фактически глава государства. Такой статус, а также объем властных полномочий наделяет Президента беспрецедентной властью, позволяет фактически занять ведущую роль в системе органов государства. Исполнительная власть предоставлена Президенту в личном качестве. В отличие от парламентарной республики он осуществляет эту власть самостоятельно, а не по совету коллегии министров. Совета или кабинета министров, как коллегиального органа общей компетенции, в США нет. Назначенные Президентом министры выполняют роль его советников, образуют, в силу обычая, кабинет как совещательный орган при главе исполнительной власти. Должность премьер-министра отсутствует, его роль выполняет сам Президент. На заседаниях кабинета министры могут высказывать свои суждения, оценки по обсуждаемым вопросам, но решения Президент принимает самостоятельно, голосование не проводится. Под руководством Президента помимо министров – руководителей департаментов – работают различные ведомства, руководителям которых, как и министрам, Президент делегирует ряд своих полномочий. Таким образом, в непосредственном подчинении Президента находится весь федеральный государственный аппарат управления, включающий кабинет и департаменты, исполнительный аппарат Президента (Совет национальной безопасности, Совет по внутренней политике, Административно-бюджетное управление, Служба Белого дома и др.), многочисленные исполнительные агентства и президентские комиссии. Систему органов федеральной исполнительной власти принято именовать Администрацией Президента. Президент не подотчетен и не подконтролен Конгрессу и несет ответственность только перед своими избирателями, от которых он получил свой мандат. Вместе с тем, оформляя полномочия главы исполнительной власти, «отцы-основатели» заложили в них такие ограничения, которые препятствуют его превращению в авторитарного правителя. Возможности злоупотребления властью ограничены также наличием мощной оппозиции в лице партийных конкурентов, контролем со стороны общественности и средств массовой информации. Порядок избрания. Согласно Конституции Президентом может быть избран гражданин США по рождению, старше 35 лет, проживающий на территории страны не менее 14 лет, обладающий избирательным правом. Президент и Вице-президент, избираемые одновременно, должны принадлежать к одной политической партии, но не могут быть жителями одного и того же штата. В политической практике эти формальные требования, предъявляемые к кандидатам, дополняются целым рядом условий и обстоятельств. Как правило, больше шансов на избрание имеют представители крупных штатов, белые, протестанты, мужчины, достигшие известных вершин в политической жизни. Конституцией определен четырехлетний срок президентства, а XXII поправка установила, что одно и то же лицо не может быть Президентом более двух сроков. В том случае, если по причине отставки прежнего Президента президентское кресло занимает Вице-президент, общий срок его полномочий не может превышать 10 лет. Кампания по выборам Президента начинается в начале выборного года с выдвижения кандидатов от партий в каждом штате. Первичные выборы – праймериз, самостоятельно проводимые каждой партией, позволяют заблаговременно определить кандидатов, пользующихся наибольшей поддержкой партийных избирателей. В июне месяце партии проводят свои национальные партийные съезды, на которых официально оформляют выдвижение кандидатов на пост Президента. В свою очередь, выдвинутый съездом кандидат называет, а съезд утверждает кандидатуру на пост Вице-президента. Президент и Вице-президент избираются не прямым голосованием граждан, а выборщиками. В настоящее время в коллегию выборщиков входят 538 человек. В каждом штате избирается столько выборщиков, сколько штат имеет депутатов и сенаторов в Конгрессе. Федеральный округ Колумбия представлен тремя выборщиками. При избрании выборщиков устанавливаются многомандатные избирательные округа, где каждый штат выступает как самостоятельный округ. Выборщики избираются единым списком. Каждая партия предлагает свой список. Партия, чей список набрал наибольшее число голосов избирателей получает все голоса выборщиков штата. Президентские выборы проводятся в високосный год, в первый вторник после первого понедельника ноября месяца. В середине декабря выборщики собираются в столицах штатов и голосуют бюллетенями за кандидатуры Президента и Вице-президента. Результаты голосования направляются в Сенат США, где суммируются и официально оглашаются. Избранным Президентом признается кандидат, получивший абсолютное большинство голосов выборщиков, то есть 270 голосов и более. Если ни один из кандидатов не наберет необходимого большинства, то Палата представителей из трех кандидатов, получивших наибольшее число голосов, избирает Президента Союза, а Сенат – Вице-президента. Голосование в Палате представителей в этом случае проводится по штатам, причем, независимо от численности депутатов, каждый из штатов имеет один голос. Побеждает тот претендент, который наберет большинство голосов всех штатов. Избранный Президент вступает в должность 20 января следующего за выборами года. Процедура инаугурации включает принесение Президентом присяги. В случае смерти, отставки, неспособности Президента исполнять обязанности по должности его заменяет Вице-президент. Следующими в очереди на замещение вакансии являются: Спикер Палаты представителей, Временный председатель Сената, Государственный секретарь и еще 12 должностных лиц. В случае вакансии поста Вице-президента Президент производит назначение на должность, которая требует утверждения большинством голосов обеих палат Конгресса. Президент получает за свою службу вознаграждение, пользуется государственной охраной, имеет право на высокую пенсию и другие блага, установленные законом. Официальной резиденцией главы государства является Белый дом. Полномочия Президента весьма обширны. При этом собственно конституционные полномочия за два столетия были серьезно расширены: Президенту было делегировано несколько сот внеконституционных полномочий. За ним признаются также так называемые «подразумеваемые полномочия», вытекающие из «духа» Конституции. По характеру осуществления все полномочия можно разделить на несколько групп. В первую группу входят полномочия, связанные с реализацией представительской функции: Президент – высшее должностное лицо страны. Он представляет государство во всех актах внутриполитической и международной жизни. Президент наделен правом отсрочки исполнения приговоров и правом помилования, он объявляет амнистию, награждает высшими государственными наградами, участвует в церемониях, торжествах и празднествах, наносит государственные визиты и принимает глав иностранных государств и правительств. Вторую и наиболее важную группу составляют полномочия по управлению страной. Президент возглавляет весь федеральный государственный аппарат, обеспечивает точное соблюдение законов, определяет полномочия всех должностных лиц Федерации, созывает Кабинет и определяет его повестку дня, производит «с совета и согласия Сената» назначение на высшие военные и гражданские должности (более 2500 назначений служащих федеральной администрации). Третья группа – военные и внешнеполитические полномочия. Президент – верховный главнокомандующий вооруженными силами страны. В этом качестве он может направлять войска за границу для «защиты американских интересов», в миротворческих целях и т.д. Правда, по истечении 60-ти дней Конгресс может потребовать от Президента вывести войска из государства, в которое они были направлены. Президент формирует и осуществляет внешнюю политику, имеет право вести переговоры с иностранными государствами и заключать международные договоры, назначает с согласия Конгресса послов и других представителей в зарубежные страны и международные организации. Во взаимоотношениях с Конгрессом Президент наделен следующими полномочиями: направляет ежегодные послания о положении в стране и обосновывает принятие необходимых законов; направляет для утверждения проект бюджета; созывает Конгресс на чрезвычайные сессии; промульгирует законы, принятые парламентом страны. При этом он наделен правом в течение 10-и дней использовать вето в случае несогласия с законом, что является мощным средством сдерживания Конгресса. Как показывает практика последних десятилетий, вето Президента преодолевается менее чем в двух случаях из десяти. Среди других полномочий Президента следует выделить назначение (с одобрения Сената) судей Верховного суда и других федеральных судей, объявление чрезвычайного положения. Что касается Вице-президента, Конституция не наделяет его собственными полномочиями. Его конституционная обязанность состоит в том, что он председательствует в Сенате и замещает Президента, когда эта должность оказывается вакантной. Президент может также возложить на него выполнение отдельных поручений. Важнейшими актами Президента, имеющими нормативный характер, являются исполнительные приказы, а также реорганизационные планы, инструкции, положения и др. Ответственность Президента. Президент США не несет политической ответственности перед Конгрессом: ни он сам, ни должностные лица его Администрации не могут быть отправлены Конгрессом в отставку за проводимый политический курс. Президент пользуется также неприкосновенностью (не может быть подвергнут аресту и уголовному преследованию). Однако он может быть отстранен от должности в соответствии с процедурой импичмента. Основанием лишения полномочий является признание его виновным «в измене, взяточничестве или других тяжких преступлениях и проступках» (разд. 4 ст. II Конституции). Процедуру импичмента возбуждает Палата представителей, она же большинством голосов от общего состава палаты формулирует конкретные пункты обвинения – статьи импичмента. На втором этапе процедуры дело об импичменте слушается в Сенате, который выступает в качестве суда присяжных. В ходе слушаний, проходящих на началах состязательности сторон, могут быть вызваны свидетели, истребованы доказательства и т.д. Разбирательства проходят под председательством Главного судьи Верховного суда США. По их завершении без обсуждения Сенат принимает решение о виновности Президента по каждому пункту обвинения. Решение о виновности принимается большинством в две трети от общего числа сенаторов. В этом случае Президент отстраняется от должности и может быть привлечен к уголовной ответственности. За всю историю США к суду импичмента привлекались только три президента (в 1868 г. – Э. Джонсон; в 1974 г. – Р. Никсон; в 1999 г. – Б. Клинтон), однако во всех трех случаях смещения с должности не последовало. Но институт импичмента сам по себе очень важен, так как подтверждает принцип равенства всех перед законом. Этот институт поддерживает и другой важный принцип демократического общества – принцип разделения властей, предотвращая своевластие и незаконные действия представителей любой ветви власти.
|