Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Избирательное право и система
Свободные выборы рассматриваются в США как важнейший элемент демократии. При этом Конституция США содержит лишь некоторые положения, регламентирующие выборы. Во времена ратификации Конституции избирательным правом обладали лишь владельцы собственности – белые мужчины. Большинство учрежденных федеральных институтов не избиралось всеобщим и прямым голосованием. «Отцы – основатели» не намеривались создать «чистую» или прямую демократию, когда управлением занимается непосредственно народ. Они полагали, что правление народа должно быть важным, но не единственным элементом нового правительства, отдавая предпочтение системе управления, при которой действует система представительства. И сегодня в американском законодательстве предпочтение отдается представительной демократии, а не прямой. В силу этого Президент получал (и получает) власть в результате косвенных выборов. В начальный период выборщики Президента редко определялись прямыми выборами, гораздо чаще их избирали законодательные собрания штатов. Сенат – верхняя палата Конгресса - до 1913 г. состоял из членов, также избираемых законодательными собраниями штатов, а Верховный суд и поныне остается назначаемым органом. Только Палата представителей с 1789 г. формируется путем прямого голосования. В основном тексте Конституции устанавливаются также определенные требования к кандидатам при выборах Президента, Вице-президента, сенаторов и депутатов. В последующем в Конституцию были внесены поправки: о запрете расовой дискриминации на выборах (1870 г.), о предоставлении женщинам права участия в любых выборах (1920 г.), о запрете ограничения избирательного права граждан вследствие неуплаты ими налогов, включая налог по выборам (1964 г.), о предоставлении права участвовать в голосовании гражданам с 18 лет (1971 г.). Конституционные пробелы в избирательном праве существенно дополняются федеральными законами о гражданских правах, принятых в 60 – 70-е гг. XX в. В соответствии с этими законами был установлен судебный порядок обжалования действий должностных лиц, отказывающих гражданину в праве участвовать в голосовании, отменены ограничения, связанные с грамотностью, снижен ценз оседлости на федеральных выборах. В федеральном конституционном законодательстве сами принципы избирательного права не прописаны. Однако на практике в США действует всеобщее и равное избирательное право. Как было отмечено выше, принцип всеобщих выборов вводился федеральными властями в течение целого века. Примерно такой же срок потребовался для реализации принципа равных выборов. Федеральный закон 1872 г. предписывал штатам создавать избирательные округа с равным числом избирателей. Поскольку многие штаты не соблюдали этого предписания Верховный суд в своих решениях (1964 г., 1969 г.), ссылаясь на раздел 2 ст. 1 Конституции потребовал от штатов приложить добросовестные усилия для достижения точного математического равенства округов, после чего положение было исправлено. Избирательная система США согласно предписанию Конституции реализуется в основном конституциями и избирательными законами штатов. Отсюда – исключительная пестрота избирательных систем, несхожесть многих аналогичных положений в различных штатах. Статьи конституций закрепляют цензы избирательного права, порядок проведения выборов и изменения норм представительства, а также функции избирательных комиссий. Конституции различают три вида выборов: общие, специальные (в случае вакансии по выборной должности) и местные. Для регламентации местных выборов в целом характерен упрощенный порядок. В ходе общих выборов избираются выборщики Президента и Вице-президента, члены Конгресса, на региональном уровне – губернатор и лейтенант – губернатор, законодатели и судьи, выборные должностные лица администрации штата. Общие выборы проводятся в первый вторник после первого понедельника ноября ежегодно, либо раз в два года, а Президента – раз в четыре года. Центральные органы по проведению выборов в США не создаются. В пределах штатов выборами ведают секретари штатов, в некоторых штатах создаются на партийной основе избирательные комиссии. В избирательных округах общий контроль за выборами осуществляют избирательные комиссии, состоящие из представителей партий, чиновников штата, судей. В избирательных участках создаются избирательные комиссии из представителей партий. Общим выборам предшествует выдвижение кандидатов на должности. В большинстве штатов оно проводится на праймериз (первичные выборы) либо конвентах (собраниях представителей) политических партий. Включение в списки кандидатов возможно и на основании петиции, подписанной определенным числом избирателей. Последняя система является единственно возможной для выдвижения независимых кандидатов или представителей малых партий и, как показала практика, может быть относительно эффективной только при выдвижении кандидатов в местные органы власти. Использование других систем возможно и реально только для крупных партий, имеющих мощную организационную структуру. Избирательные округа в США одномандатные: от каждого округа избирается один депутат. Регистрация избирателей производится чиновниками. Во многих штатах избиратели обязаны сами обосновывать свое право на внесение в списки избирателей. В некоторых штатах регистрация может производиться по месту работы избирателя, в государственных учреждениях. В избирательный корпус включаются все граждане США, достигшие 18 лет и проживающие на территории избирательного округа не менее 1 – 30 дней. Лишены избирательных прав психически больные и лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы. Имена кандидатов, выдвинутых на выборные должности, вносятся в избирательный бюллетень или закладываются в машину для голосования, представляющую собой кабину с кнопками против альтернативных кандидатов, что существенно облегчает процесс голосования и подсчета голосов. Использование бюллетеней и машин для голосования обеспечивают реализацию принципа тайного голосования. Дополнительные условия для кандидатов в парламент и на выборные федеральные должности установлены как Конституцией США, так и конституциями и избирательными законами штатов: возрастной ценз установлен в 25 – 35 лет; срок пребывания в гражданстве США зависит от должности, на которую претендует кандидат; требуется проживание в момент избрания на территории того штата (или округа) от которого кандидат избирается. Результаты почти всех выборов определяются по мажоритарной системе относительного большинства. Нижний порог явки избирателей не устанавливается. В отдельных штатах предусмотрен отзыв депутатов муниципальных представительных органов и некоторых должностных лиц. Федеральное законодательство и законы штатов ограничивают расходы по выборам должностных лиц и парламентариев. Так, при проведении федеральных выборов частное лицо может сделать взнос в предвыборный фонд кандидата в размере не более одной тысячи долларов, а взнос «комитета политического действия» (создаются банками, компаниями, профсоюзами и т.д.) не может превышать пяти тысячи долларов. Законодательством предусматривается возможность, при определенных условиях, получения кандидатом федеральных дотаций на предвыборные кампании. При этом государство оставляет за собой право контроля за расходованием средств. На практике реальные затраты на избирательные кампании, как правило, намного превышают суммы, установленные законом. 4. Система высших органов государства
Высшими государственными органами в США являются Конгресс, Президент, Верховный суд. Их конституционные взаимоотношения определяются принципом разделения властей. Конституция прямо не сформулировала этот принцип, однако весь механизм государственной власти, предусмотренный ею и созданный на ее основе, представляет непосредственное воплощение этого принципа. Такой вывод, вполне очевидно, вытекает уже из структуры Конституции, I-я статья которой посвящена законодательной власти, II-я исполнительной, III-я судебной власти. Равновесие между этими тремя ветвями власти достигается четкой регламентацией роли и функций каждой из них. Разделение властей, как политический принцип, был заимствован колонистами у англичан еще в конце XVII в. В годы существования Конфедерации конституции отдельных штатов закрепили этот принцип в качестве основы построения и функционирования государственного механизма штата. Главным итогом самостоятельного конституционного опыта штатов до созыва Филадельфийского Конвента 1787 г. стал постепенный отход от английской модели разделения властей, которая основывалась на верховенстве парламента. Парламентские модели, уже сложившиеся к тому времени в нескольких европейских странах, были следствием эволюционного развития соответствующих стран, трансформации их форм правления от абсолютизма к ограниченной власти монарха. Напротив, президентская модель по Конституции 1787 г. была по сути первой и наиболее современной попыткой создания «жесткой» системы разделения властей. В процессе разработки Конституции ее создатели интерпретировали принцип разделения властей в духе Ш. Монтескье, предполагавший, что депутаты не могут прекратить президентское правление вотумом недоверия, а Президент не может распустить парламент. Поскольку механизм разделения властей по замыслу разработчиков должен был в первую очередь служить «благу свободы» граждан, необходимо было дополнить конституционный принцип механизмом его реализации. Им стала система «сдержек и противовесов», при помощи которой каждая ветвь могла сдерживать и ограничивать другую. Эта система покоится на следующих принципах: - все три ветви власти имеют различные источники своего формирования. Палаты Конгресса – носителя законодательной власти, избираются непосредственно народом. Президент – носитель исполнительной власти, избирается косвенными выборами коллегией выборщиков, которые в свою очередь избираются народом. Что касается носителя судебной власти – Верховного суда, то он формируется совместно Президентом и Сенатом; - все органы государственной власти согласно Конституции имеют разные сроки полномочий. Палата представителей избирается на два года. У Сената нет установленного срока полномочий, так как его состав обновляется на треть каждые два года. Президент избирается сроком на четыре года, а члены Верховного суда занимают свои должности пожизненно; - система «сдержек и противовесов» создает механизм, с помощью которого каждая из ветвей власти имеет возможность нейтрализовать узурпаторские намерения другой. Деятельность Президента и Верховного суда осуществляется на основе законов, принятых Конгрессом, но Президент наделен правом отлагательного вето в их отношении. Сенат двумя третями своих членов может отклонить любую кандидатуру, предложенную Президентом для занятия какой-либо высшей федеральной должности. Конгресс может привлечь Президента к ответственности в порядке импичмента и досрочно отстранить его от должности. Верховный суд может признать законы и акты Президента неконституционными и, следовательно, недействующими. Предотвращению узурпации власти или злоупотребления ею способствует также федеративное устройство США. Федерализм служит гарантией сохранения определенной самостоятельности штатов. Все вопросы, связанные с предметами ведения штатов и центра, строго распределены. Таким образом, согласно Конституции, принцип разделения властей проводится не только по горизонтали, но и по вертикали власти. Изложенное выше позволяет конституционными средствами обеспечивать ограничение самой государственной власти, а государственный механизм работать слаженно и эффективно на протяжении более чем двух веков.
|