Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Бытие и материя.
Понятие «бытие» является (при любой его трактовке) центральным, исходным в философском осмыслении мира. В узком своем значении термин «бытие» часто совпадает с понятием «материя». Само слово «материя» происходит от латинского слова «materia» - вещество. Но к настоящему времени под материей разумеют не только физические виды реальности - вещество, поле, антивещество (если будет доказано существование антиполей, то и антиполя). Сюда включается и потенциальное бытие, способное превратиться в актуальную действительность. В широком смысле материя - это все, существующее вне и независимо от сознания и фиксируемое им. Таково определение материи в гносеологическом плане. Здесь понятие «материя» исключает понятие «сознание» и трактуется как противоположность сознанию. В самом сознании нет, например, леса или дома, на которые направлены мои органы чувств; в сознании нет ничего вещественно-субстратного от этих объектов; в нем имеются лишь образы, копии этих объектов, которые необходимы человеку для ориентации среди реальных предметов, для приспособления к ним и (если требуется) для активного воздействия на них. Понятие «материя» прошло несколько этапов в развитии философской мысли. I этап - этап наглядно-чувственного представления о материи; он охватывает множество философских течений древнего мира, особенно античность Греции (основой сущего у Фалеса выступала вода, у Гераклита огонь, у Анаксимена воздух, у Анаксимандра «апейрон», сочетавший в себе противоположность горячего и холодного, и т.п.). Как видим, основой вещей и Космоса считались те или иные стихии природы, воспринимавшиеся наглядно-чувственно. II этап - это этап атомистического представления о материи; вещество сводилось к атомам; данный этап называют еще и «физикалистским», поскольку он базировался на физическом анализе. Он зарождается еще в недрах I этапа (атомы Демокрита - Левкиппа) и развертывается на базе данных химии и физики в XVII-XIX вв. (Гассенди, Ньютон, Ломоносов, Дальтон, Гельвепий, Гольбах и др.). Конечно, атомы XIX в. значительно отличались от представлений об атомах у Демокрита. Но, тем не менее, преемственность в воззрениях физиков и философов разных эпох имелась, и философский материализм имел солидную опору в исследованиях натуралистического характера. III этап связан с кризисом естествознания на рубеже XIX-XX столетий и с формированием гносеологического понимания материи: он может быть назван «гносеологистским» этапом. (Наиболее яркое свое проявление он получил в произведении В.И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм»). IV этап в развитии понятия материи связан с ее трактовкой как субстанции; этап субстанционального понимания материи. Его элементы, его зародыш мы находим еще в древности, затем в схоластике средневековья и в Новое время (в трудах Декарта в Спинозы), в трудах И. Канта и других философов; широкое распространение такой взгляд получил в нашем столетии, когда в ходе разработки гносеологической трактовки обозначился как бы возврат к Б. Спинозе, к пониманию субстанции как системы атрибутов (с расширением взглядов на эту систему атрибутивных свойств материи). В наше время гносеологическое и субстанциальное представления о материи являются основными, дающими о ней необходимую исходную информацию.
|