Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бытие и материя.






Понятие «бытие» является (при любой его трактовке) центральным, исходным в философском осмыслении мира. В узком своем значении термин «бытие» часто совпадает с понятием «мате­рия».

Само слово «материя» происхо­дит от латинского слова «materia» - вещество. Но к настоящему време­ни под материей разумеют не только физические виды реальности - вещество, поле, антивещество (если будет доказано существование ан­типолей, то и антиполя). Сюда включается и потенциальное бытие, спо­собное превратиться в актуальную действительность. В широком смыс­ле материя - это все, существующее вне и независимо от сознания и фиксируемое им. Таково определение материи в гносеологическом плане. Здесь понятие «материя» исключает понятие «сознание» и трактуется как про­тивоположность сознанию. В самом сознании нет, например, леса или дома, на которые направлены мои органы чувств; в сознании нет ничего вещественно-субстратного от этих объектов; в нем имеются лишь обра­зы, копии этих объектов, которые необходимы человеку для ориентации среди реальных предметов, для приспособления к ним и (если требует­ся) для активного воздействия на них.

Понятие «материя» прошло несколько этапов в развитии философ­ской мысли.

I этап - этап наглядно-чувственного представления о мате­рии; он охватывает множество философских течений древнего мира, особенно античность Греции (основой сущего у Фалеса выступала вода, у Гераклита огонь, у Анаксимена воздух, у Анаксимандра «апейрон», сочетавший в себе противоположность горячего и холодного, и т.п.). Как видим, основой вещей и Космоса считались те или иные стихии природы, воспринимавшиеся наглядно-чувственно.

II этап - это этап атомистического представления о материи; вещество сводилось к ато­мам; данный этап называют еще и «физикалистским», поскольку он базировался на физическом анализе. Он зарождается еще в недрах I этапа (атомы Демокрита - Левкиппа) и развертывается на базе данных химии и физики в XVII-XIX вв. (Гассенди, Ньютон, Ломоносов, Даль­тон, Гельвепий, Гольбах и др.). Конечно, атомы XIX в. значительно от­личались от представлений об атомах у Демокрита. Но, тем не менее, преемственность в воззрениях физиков и философов разных эпох име­лась, и философский материализм имел солидную опору в исследовани­ях натуралистического характера.

III этап связан с кризисом естество­знания на рубеже XIX-XX столетий и с формированием гносеологиче­ского понимания материи: он может быть назван «гносеологистским» этапом. (Наиболее яркое свое проявление он получил в произведении В.И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм»).

IV этап в развитии понятия материи связан с ее трактовкой как субстанции; этап субстанционального понимания мате­рии. Его элементы, его зародыш мы находим еще в древности, затем в схоластике средневековья и в Новое время (в трудах Декарта в Спинозы), в трудах И. Канта и других философов; широкое распро­странение такой взгляд получил в нашем столетии, когда в ходе разра­ботки гносеологической трактовки обозначился как бы возврат к Б. Спинозе, к пониманию субстанции как системы атрибутов (с расшире­нием взглядов на эту систему атрибутивных свойств материи). В наше время гносеологическое и субстанциальное представления о материи являются основными, дающими о ней необходимую исходную информа­цию.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал