Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие движения
Взаимосвязь различных материальных систем и структурных уровней материи отражается, прежде всего, в том, что они интегрируются в «формы» движения материи. Понятие «формы движения» - более широкое, оно подразумевает ряд структурных уровней, объединенных той или иной формой движения в одно целое. У «формы движения» - более масштабный материальный субстрат и более общий единый тип взаимодействия этих материальных носителей движения. Движение, по определению Ф. Энгельса, это изменение вообще. Движение в философии не есть только механическое перемещение, не есть перемена места. Оно есть также распад систем, элементов или, наоборот, формирование новых систем. Если, к примеру, книга, лежащая на столе, в механическом смысле не имеет движения (не движется), то с физико-химической точки зрения она - в «движении». Аналогично и с домом, и с человеческим организмом, а тем более с обществом и природой. Помимо механического движения, имеются такие формы движения как физическая химическая, биологическая и социальная. По современным представлениям, механическая форма входит во все остальные, и ее нет смысла выделять особо. В сфере естествознания поставлен и такой вопрос: а может ли химия претендовать на самостоятельный статус (ведь физика окружила ее со всех сторон и вроде бы растворила в себе эту форму движения?). Кроме того, предложено считать особыми формами движения геологические и планетарные движения. Для обсуждения выдвинут и вопрос о существовании особой компьютерной формы движения материи. Необходимо остановиться на соотношении традиционно принимаемых как основные форм движения: физической, химической, биологической и социальной. В этом ряду биологическая является «высшей» по отношению к физической и химической формам, а социальная форма движения рассматривается как высшая по отношению к остальным трем формам движения материи, которые (при таком ракурсе) считаются «низшими». Установлено, что «высшие» возникают на основе «низших», включают их в себя, но не сводятся к ним, не являются их простой суммой; в «высших» при их генезисе из «низших» возникают новые свойства, структуры, закономерности, которые специфичны и которые определяют специфичность всей высшей формы движения материи. Так, при принятии эволюционной точки зрения на неорганическую природу и на органическую сферу реальности в последней появляются не только особые внутренние и внешние взаимодействия, но и специфические законы, как, например, закон естественного отбора, которого нет в физической неорганической природе. Аналогичное соотношение и с социальной формой по отношению к биологической, химической и физической формам движения материи. В социальной форме определяющим ее движение оказываются многие факторы, но главный среди них - способ производства, который в структурном отношении весьма своеобразен и несводим ни к физике, ни к биологии. Встречаются и попытки объяснить биологическое физическим и химическим (и даже механическим), а социальное - биологическим. В первом случае это сводится к механицизму, во втором – к биологизаторству. В обоих случаях это будет редукпионизм, т.е. стремление объяснить сложное простым без попытки разобраться в самом этом сложном как особом системном образовании, хотя и имеющем генетические связи с низшими формами движения материи. Помимо форм движения, существуют типы движения: 1) механическое - без изменения качества и 2) с изменением качества у остальных форм движения материи. Изменения качества наблюдаются трех видов: а) у функционирующих систем; б) в процессах круговорота; в) в процессах развития. Развитие определяется как в основном необратимое качественное и направленное изменение системы. Направленность бывает трех родов: прогрессивным, регрессивным и «горизонтальным» (или одноплоскостным, одноуровневым). Развитие подчинено ряду законов, из которых наиболее важными выступают три: закон перехода количества в качество (точнее, это закон взаимоперехода количественных качественных изменений), закон единства и борьбы противоположностей (или, что то же самое, - закон взаимопроникновения противоположностей) и закон отрицания отрицания (или закон диалектического синтеза). Прогресс - или прогрессивное развитие - является самым сложным при реализации научных о нем представлений. Выдающийся диалектик Гегель так характеризовал его суть: поступательное движение состоит в том, что «оно начинается с простых определенностей и что последующие определенности становятся все богаче и конкретнее. Ибо результат содержит в себе свое начало, и дальнейшее движение этого начала обогатило его (начало) новой определенностью... На каждой ступени дальнейшего определения всеобщее поднимает выше (или должно поднимать, - скажем мы) всю массу своего предыдущего содержания и ничего не теряет вследствие своего диалектического поступательного движения... но уносит с собой все приобретенное и уплотняется внутри себя»[1].
|