Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пространство и время как философские категории
На уровне повседневного сознания бросается в глаза факт текучести времени: от прошлого к настоящему и от настоящего к будущему. Но в научном плане время соотносится прежде всего с изменяемостью. Изменение же можно определить как единство исчезающего, пребывающего и появляющегося. Иными словами, изменение есть единство прошлого, настоящего и будущего. Время и изменение не связаны друг с другом, а просто есть одно и то же, лишь выражаемое разными словами и в разных аспектах мысли. Для всех рассуждений о времени и безвременности необходимо иметь в виду следующее положение: если нет времени, то нет и изменения, если нет изменения, то нет и времени». Именно тройственность времени и всякого изменения обнаруживает во времени другую его особенность, а именно проникающее его единство изменяющегося бытия. Идеалисты так или иначе отрывают реальное, физическое время от своего объективного содержания и делают его зависимым от субъекта или некоего Духа. Беркли, Юм, Мах полагают, что время есть форма индивидуального сознания. И. Кант трактует время как априорную форму чувственного созерцания. Для объективного идеалиста Гегеля характерно понимание времени как категории Абсолютного Духа, которая реализуется в предметах природы. В истории философии обращено внимание на некоторые парадоксы понятия «время». Один из них состоит в том, что сопоставляется прошлое, которого уже нет, и будущее, которого еще нет, и делается вывод, что настоящее - это момент, который неуловим; некоторые даже полагают, что времени вообще-то нет, это якобы наша иллюзия. Теолог и философ средневековья Блаженный Августин писал, что «ни будущего, ни прошедшего не существует, и неточно выражаются о трех временах, когда говорят: прошедшее, настоящее и будущее; а было бы точнее, кажется, выражаться так: настоящее прошедшего, настоящее будущего. Только в душе нашей есть соответствующие тому три формы восприятия, а не где-нибудь инде (т.е. не в предметной действительности). Так, для настоящего прошедших предметов есть у нас память или воспоминание (memoria); для настоящего настоящих предметов есть у нас взгляд, воззрение, созерцание (intuitus), а для настоящего будущих предметов есть у нас чаяние, упование, надежда (exspectatio)»[2]. Для него, как видим, тоже характерна субъективистская трактовка времени, не отрицающая «прошлого» или «будущего» предметов, но подчиняющаяих, в конечном счете, духовным способностям человека. Вместе с тем он выразил (пусть и в свойственной ему форме) одну из трудностей в понимании соотношения прошлого, настоящего и будущего. С точки зрения современной науки и философии понятие времени есть, прежде всего, отражение реального времени. Время - это совокупность отношений, выражающих координацию сменяющих друг друга состояний (или явлений) - их последовательность и длительность. Время как философская категория обозначает универсальную структуру (порядок) необратимой смены событий, последовательности и длительности процессов и объектов в их существовании, движении и развитии. Наиболее общими свойствами времени являются его одномерность и однонаправленность. Будущее как процесс реализует возможности, которые переходят в действительность, в настоящее, а настоящее, чреватое прошлым, уже в момент становления «действительного» переходит безвозвратно в прошлое. В отличие от времени физическое пространство макромира обратимо. Если во времени нельзя, к примеру, вернуться в прошлое (в прямом смысле слова), то в пространстве мы имеем возможность возвращаться на прежнее место пребывания многократно. Пространству свойственна также трехмерная система координат при одновременном рассмотрении явлений: высота, ширина, длина. В каждой форме движения материи пространство специфицировано. Социальное пространство, например, это область, в которой скрещиваются и переплетаются социальные интересы, симпатии и антипатии индивидов, групп, классов. Говорят о «социальном расстоянии», «социальном чувстве» (в пространственном смысле). Близкое социальное расстояние есть не что иное, как взаимопонимание, существующее между субъектами (индивидами, социальными группами, классами, государствами, народами). Если иметь в виду физическое пространство, то оно обозначает универсальную структуру (порядок) взаиморасположения и протяжения материальных объектов в их существовании, движении и развитии. Понятие пространства в этом случае определяется еще и так: пространство - это совокупность отношений, выражающих координацию сосуществующих объектов, - их расположение друг относительно друга и относительную величину. Пространство, как и время, есть атрибут, т.е. существенное свойство, материи. Они есть коренные формы существования материи. Отмечая, что они есть формы, философы тем самым предполагали, что как формы они определяемы и обусловливаемы содержанием, т.е. материей. В философии и науке, кроме идеалистических и материалистических трактовок пространства и времени, существуют еще другие концепции, среди которых важнейшими являются субстанциальная и реляционная концепции. Они различаются между собой по вопросу о том, представляют ли пространство и время самостоятельные (наряду с материей) субстанции или же они производны от этой субстанции, определяются взаимодействиями вещей. В античной философии основы субстанциальной концепции пространства были заложены Демокритом (наряду с атомами он признал существование пустоты, в которой движутся атомы; размеры атомов не зависят ни от каких факторов); субстанциальную концепцию времени мы обнаруживаем уже у Платона. Реляционная же концепция пространства и времени впервые встречается в работах Аристотеля. Неизменность пространства и времени, их неизменяемость были ведущей линией в их трактовке на протяжении многих столетий. Классическое свое выражение субстанциальная и реляционная концепции получили в конце XVII - начале XVIII в. в работах Ньютона и Лейбница. Ньютон во всей своей полноте представил точку зрения субстанциализма, согласно которой время, а также пространство не зависят ни от массы вещества, ни от скорости движения тел. По его представлению, пространство есть гигантских размеров пустое вместилище, в котором независимо друг от друга с неизменяющимися размерами (независимо от их скорости) движутся многочисленные тела. Пространству и времени он приписал характер абсолютных, т.е. возвел их наряду с материей в ранг субстанций. Его оппонент - философ Лейбниц отстаивал, наоборот, точку зрения релятивизма, т.е. зависимость пространства и времени от отношений вещей. Если для Ньютона, например, доска занимает какое-то пространство, которое остается, если вы уберете ее, то для Лейбница пространство - это и есть соотношение доски с окружающими ее предметами; вне этого соотношения нет и пространства. Для Ньютона пространство есть субстанция (своего рода «вещь»), для Лейбница это есть своеобразное отношение. В настоящее время реляционная концепция связана с именами А. Эйнштейна, В.А. Фока и др. Из теории относительности следовали два важных в философском отношении вывода: во-первых, при скоростях, близких к скорости света, длины тел сокращаются примерно в 2 раза (ракета, имевшая 100 метров на Земле при движении с околосветовой скоростью по отношению к Земле будет иметь уже размер примерно 50 метров); во-вторых, темп течения временных процессов замедляется при скорости, близкой к световой (было подсчитано, что течение времени при этих условиях замедляется примерно в 40 раз). Теория относительности показала зависимость пространства (протяженности тел) и времени (темпа длительности протекания процессов) от скорости движущихся тел. Кроме того, в геометрии Лобачевского и Римана была показана возможность искривления пространства в зависимости от массы тел. Иначе говоря, пространство и время - не независимые, а изменяемые свойства материальных систем. К настоящему времени происходит сближение между собой субстанциональной и реляционной концепций пространства и времени. Физики, например, признают, что, будучи сторонниками реляционной концепции, они обращаются вместе с тем при решении ограниченных задач к некоторым представлениям субстанциального характера (к статической концепции времени). Считается, что в дальнейшем основой теории времени все же останется реляционная концепция.
2. Уровни организации материи и научная картина мира [3]
В материальном бытии наблюдается довольно строгая организованность, хотя в нем имеются также хаотические процессы, случайные явления. Из случайного, хаотического созидаются упорядоченные системы, а эти последние могут превращаться в неорганизованные, случайные образования. Структурность оказывается (по отношению к беспорядку) преобладающей, ведущей стороной бытия. Структурность - это внутренняя расчлененность, упорядоченность материального бытия, это закономерный порядок связи элементов в составе целого. Вторая часть этого определения структурности указывает на организованность материи в виде бесчисленного множества систем. Каждая из материальных систем состоит из элементов и связей между ними. Элементами выступают не всякие компоненты, а только такие, которые непосредственно участвуют в создании системы и без которых (или даже без одного из них) не может быть системы. Система определяется как комплекс взаимодействующих элементов. Из конкретных систем образуются структурные уровни, из которых и состоит материальное бытие при его более конкретном познании. Структурные уровни составляют объекты какого-либо класса, имеющие общие свойства, законы изменения и характерные для них пространственно-временные масштабы (так, атомы имеют масштаб в 10-8 см, молекулы - в 10-7 см, элементарные частицы обладают размером в 10-14 см и т.п.). Область неорганического мира представлена такими структурными уровнями: - субмикроэлементарный, - микроэлементарный (это уровень элементарных частиц и полевых взаимодействий), - ядерный, - атомарный, - молекулярный, - уровень макроскопических тел различной величины, - планетарный уровень, - звездно-планетарный, - галактический, - метагалактика как структурный, самый высший из известных нам, уровень. Семейство субъядерных частиц, получивших название кварков, представлено шестью родами. Теоретически предсказываются условия (сверхплотное вещество: 1014-1015 г/см3), при которых должна возникать кварк-глюонная плазма. Имеется ряд структурных уровней материи в пределах Земли: кристаллы, минералы, горные породы - геологические тела геосферы (ядро, мантия, литосфера, гидросфера, атмосфера) и промежуточные структурные образования. В мегамире имеются межзвездные поле и вещество, которые концентрируются главным образом в такие узловые точки, как звезды с планетами (пульсары, «черные дыры»), звездные скопления - галактики, квазары. Достаточно распространены в космосе межзвездный газ, пылевые галактические и межгалактические туманности и т.п. Структурные уровни живой природы представлены следующими уровневыми образованиями: - уровнем биологических макромолекул, - клеточным уровнем, микроорганизменным, - уровнем органов и тканей, - уровнем системы организма, - популяционным уровнем, - биоценозным, - биосферным. Для каждого из них характерен и специфичен органический метаболизм - обмен веществом, энергией и информацией с окружающей средой. На уровне биологических макромолекул строятся мембраны живых клеток. Построенные из различных мембран клеточные элементы (митохондрии, хлоропласты и т.д.) функционируют лишь в составе клеток. Существует предположение, что когда-то «предки» этих органелл вели самостоятельное существование. В биологии имеется довольно сложная систематика организмов, составляющих организменный уровень. В частности, выделяются виды, роды многоклеточных организмов, их семейства, отряды, классы, типы, «царства», а также промежуточные таксоны (надсемейство, подсемейство и т.п.). Высшим структурным уровнем живой природы является биосфера - совокупность всех живых существ, образующих особую биологическую сферу Земли. Продукты биосферы, веками перерабатываемые природными процессами, включаются, наряду с другими, в геологический субстрат, в геологическую оболочку Земли. На основе единства газообразного, жидкого и твердого образований Земли исторически возникла, развивалась и ныне функционирует вся биосфера Земли. В социальной действительности тоже имеется немало уровней структурной организованности материи. Здесь выделяются такие уровни: - уровень индивидов, - уровни семьи, - различных коллективов, - социальных групп, - классов, - национальностей и наций, - этносов, - государств и системы государств, - общества в целом. Структурные уровни социальной действительности (что, кстати, нередко встречается в неорганической и органической природе) находятся между собой в неоднозначных связях; пример тому - взаимоотношение уровня наций с уровнем государств: одни и те же нации - в различных государствах. Таким образом, каждая из трех сфер материальной действительности образуется из ряда специфических структурных уровней, которые определенным образом упорядочены и связаны между собой. Такая система элементов и связей материальной действительности в представлении соответствующих определенному этапу общественного развития научных воззрений понимается как научная картина мира. Рассматривая структурность материи, мы обнаружили, что в основе материальных систем и структурных уровней материи лежат физические виды реальности - вещество и поле. Что это за виды материи? Вещество - это физический вид материи, состоящий из частиц, которые имеют собственную массу (массу покоя). Это фактически все материальные системы - от элементарных частиц до метагалактических. Поле - это материальное образование, которое связывает тела между собой и передает действия от тела к телу. Существует электромагнитное поле (одной из его разновидностей является свет), гравитационное поле (поле тяготения), внутриядерное поле, связывающее между собой частицы атомного ядра. Как видим, вещество отличается от поля так называемой массой покоя; частицы света - фотоны этой массы покоя не имеют; свет не может покоиться, у него нет покоящейся массы. В то же время эти виды физической реальности имеют много общего. Все частицы вещества независимо от их природы обладают волновыми свойствами, в то же время поле выступает коллективом (ансамблем) частиц и обладает массой. Вещество и поле взаимосвязаны и переходят друг в друга при определенных условиях. Так, электрон и позитрон обладают вещественной массой, свойственной вещественно-субстратным образованиям («телам»). При столкновении эти частицы исчезают, порождая вместо себя два фотона. И, наоборот, как следует из опытов, фотоны большой энергии дают пару частиц - электрон и позитрон. Превращение вещества в поле наблюдается, например, в процессах горения дров, которые сопровождаются излучением света. Превращение же поля в вещество происходит при поглощении света растениями. Некоторые физики считают, что при атомном распаде «материя исчезает», превращается в нематериальную энергию. На самом деле здесь материя не исчезает, а переходит из одного физического состояния в другое: энергия, связанная с веществом, переходит в энергию, связанную с полем. Существует ли еще что-то, помимо вещества и поля? В сравнительно недавнее время физики открыли частицы, которые по массе равны массе протона, но заряд у них не положительный, а отрицательный. Их назвали антипротонами. Затем были открыты и другие античастицы (среди них - антинейтрон). На этой основе выдвигается предположение о существовании в физическом мире наряду с веществом также и антивещества. Это тоже материя, только иной структурной природы и организованности. Ядра атомов этого вида физической реальности должны состоять из антипротонов и антинейтронов, а оболочка атома - из позитронов. В земных условиях, как считается, антивещество существовать не может, так как оно аннигилировало бы с веществом, т.е. полностью превращалось бы в электромагнитное поле. Следует заметить, что современная физика вплотную подошла к установлению существования антиполя, о чем свидетельствует, как полагают некоторые ученые, обнаружение существования антинейтрино, которое можно квалифицировать как античастицу антиполя. Однако вопрос о существовании антиполей - пока дискуссионный и спорный вопрос. Можно принимать эту гипотезу, но - с известной долей скептицизма. Данный вопрос ставится в философии и затрагивает общую картину мира. В настоящее время в научно-популярной и художественной литературе нередко пишут о так называемом «антимире». Полагают, будто наряду с миром, существующем на основе вещества и полей, имеется еще мир, состоящий из антивещества и антиполей и называемый «антимиром». В подтверждение этой (об «антимире») гипотезы ее сторонники, во-первых, приводят математические доказательства, которые, кстати, весьма убедительны. Во-вторых, они ссыпаются на закон симметрии в природе; раз все в природе симметрично, а в окружающем нас мире этой симметрии нет, так как вещество преобладает над антивеществом, то должен быть и «антимир», в котором антивещество преобладало бы над веществом (нет ясности при этом, как нейтрализуется опасность их аннигиляции). Существует ли антимир или не существует - покажет развитие науки. Но в любом случае нельзя заменять понятие «антимир» понятием «антиматерия» (как это иногда случается). Какие бы виды физической реальности ни были бы обнаружены - все это не будет выходить за рамки субстанции - материи; понятие «антиматерия» - это какое-то духовное образование, но если (как гипотеза малой достоверности) оно и существует, то не может не быть производным от материи - субстанции и находиться вне этой субстанции. Если же это физическая реальность, то это тем более материальная субстанция. Более правильный термин для обозначения данного гипотетического феномена - «антимир» (а не «антиматерия»).
|