Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Философско-экономическое творчество С. М. Булгакова
Обстоятельно об особенностях экономической науки и о задачах политической экономии рассуждает известный экономист, философ, богослов С.Н.Булгаков. Он, также как и И.К.Бабст, считает обязательным для создания справедливой экономической деятельности, основанной на нравственных началах, наличие у субъектов хозяйствования экономических знаний. Он отмечает, что «Незнание политической экономии лишает человека понимания важнейших явлений общественности и потому делает его глухим к требованиям социальной морали, вносит, стало быть, существенный дефект именно в нравственную его личность. Экономику он считает общеобразовательной наукой. При этом общеобразовательными науками он называет те науки, которые воспитывают человека как духовно-разумную и нравственную личность, а не только сообщают ему какие либо социальные знания. Тем самым подчеркивая, что экономическая наука входит в состав нравственных наук. В статье «Народное хозяйство и религиозная личность» (1909) С.Н. Булгаков обосновывает очень важную мысль, имеющую современное звучание: «Нам нужно освободиться от многих идейных фантомов, а в том числе и от «экономического человека»». Нужно понять, что и хозяйственная деятельность является общественным служением и исполнением нравственного долга, и только при таком к ней отношении и при воспитании общества в таком ее понимании создается наиболее благоприятная духовная атмосфера, как для развития производства, так и для реформ в области распределения, для прогресса экономического и социального». И в этом, по нашему мнению, ключ к пониманию сегодняшних проблем нашего общества и нашей экономики. Истоки экономического кризиса – изменение экономического сознания, которое задается всем строем нашей жизни и системой высшего экономического образования, построенного на изучении «экономикс». Хозяйственная, экономическая деятельность не является общественным служением и исполнением нравственного долга, ее субъекты преимущественно преследует лишь личные материальные и властные интересы. Мысли С.Н.Булгакова актуальны и сегодня. Уже тогда Булгаков отмечает, что причина «медленного экономического завоевания России иностранцами» состоит, в том числе и в «низком качестве человеческой личности», имея в виду, прежде всего, образованное общество - интеллигенцию, чиновников, в котором редко встречаются «упругая воля и зоркий глаз». Отмечая условия развития народного хозяйства России, С.Н. Булгаков пишет о необходимости изменения психологии народа, общественного сознания и сознания интеллигенции. Необходима психология общего дела, воспитание не сознания собственных интересов, духа индивидуализма, что глубоко ошибочно и порождает разъединение, разрушение этической самодисциплины, а сознания общественных обязанностей, ответственности и самодисциплины: «Нам необходимо понять, что судьба нашей промышленности, как и земледелия, вообще все развитие производительных сил, для которого капитал есть необходимое средство, является нашим кровным, общенародным делом, в котором заинтересована вся нация». Социально-экономическое развитие государства немыслимо без духовно-нравственного, интеллектуального, культурного развития каждой личности, которое должно воплощаться и в сфере профессионального труда: «Социальный прогресс нашего времени неразрывно связан с ростом личности, а, следовательно, повышением личной ответственности и самодисциплины…Но эта дисциплина не осуществима на почве лишь голых интересов: она предполагает признание высших этических,.. религиозных ценностей, нравственных обязанностей в сфере профессионального труда». Также важно возрождение этики и психологии служения, которые заложены в православном видении мира, отношении к труду, хозяйственной деятельности. В 1906 году, еще, будучи профессором экономики, С.Н. Булгаков опубликовал работу «Краткий очерк политической экономии», где в разделе «Введение» он рассмотрел задачи политической экономии в их христианском понимании. С.Н. Булгаков подчеркивает, что задачей экономической науки является построение экономического и социального идеала развития конкретного общества, государства, с учетом особенностей его истории, культуры, религии, а также выработка конкретных путей достижения этого идеала в практике социально-экономической деятельности, с учетом особенностей определенной исторически складывающейся ситуации. «Политическая экономия по своему внутреннему строению и конечной цели есть социальная политика. Задача социальной политики состоит в установлении социального должествования. Она предполагает оценку существующей действительности и построение идеала, а также практические требования к изменению существующего строя и построению идеала» - пишет он. Отмечает он и субъективность экономической науки, которая по разному видит идеалы общественного и экономического развития и пути достижения этих идеалов: «...в этой части политическая экономия характеризуется принципиальным и неустранимым субъективизмом». Эта субъективность исходит, прежде всего, из разных мировоззренческих основ, на которых базируются рассуждения ученых. Поэтому и существуют разные политические экономии: языческая и христианская. «Но идеалы различны, их различие объясняется общим характером мировоззрения, прежде всего религиозного, а затем и социального, этического, эстетического... Поэтому в силу возможности такого различия в общих и основных стремлениях человека единой политической экономии, включающей и определенную систему экономической и социальной политики, быть не может. При общности и бесспорности фактической и исторической ее частей, в области долженствования и политики могут насчитываться различные пути: путь «буржуазный» или социалистический, языческий или христианский»- подчеркивает С.Н.Булгаков. В данной работе он, пожалуй, впервые в экономической литературе четко поставил и сформулировал вопрос о возможности существования и необходимости разработки христианской политической экономии, которая ставит и разрешает вопросы экономической жизни в свете и духе Христианского учения и которая в отношении к общему Христианскому учению представляет собой прикладную этику. С.Н.Булгаков дает определение христианской политической экономии как науки социальной любви и прикладной этике, которая «ищет осуществления Царствия Божия, свободы, правды и любви в экономической жизни, в области социальной и экономической политики….. Задачу христианской политической экономии иначе можно определить еще так: она призвана освещать исторический путь социальной любви». Заслуживают внимания и рассуждения С.Н.Булгакова о границах политической экономии. Это касается как субъективизма и принципиальной невозможности найти единой точки зрения по всем экономическим вопросам среди всех ученых, так и характера экономических исследований особенно в связи с нынешними стремлениями некоторых ученых свести экономику к точным математическим расчетам, моделям. Так С.Н.Булгаков критически относится к стремлению экономической науки предсказать, в том числе путем математических исследований и прогнозов, экономическое будущее, а также попытки экстраполировать опыт других социально-экономических систем.
|