Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные экономические идеи Д.И. Менделеева
Значительный вклад в развитие теории и практики национальной экономики внес ученый энциклопедист Д.И.Менделеев. Во многом благодаря его трудам в конце ХIХ, начале ХХ века в России возникла экономическая теория, которая стояла неизмеримо выше западной политической экономии и основывалась на православном мировоззрении, учитывала национальные особенности хозяйства, всестороннее развитие народного хозяйства страны. Его основные экономические идеи в целом выражают главные особенности экономической мысли восточнославянской экономической школы. Остановимся на них более подробно. Творческое наследие Д.И. Менделеева составляет собрание сочинений из 25 томов. Из них, посвящены экономике такие труды как «Толковый тариф, или исследование о развитии промышленности России в связи с ее общим таможенным тарифом», «Заветные мысли», «К познанию России». Основные экономические идеи Д.И. Менделеева состояли в следующем [16, 24]. Так же как и С.Ф.Шарапов, Д.И. Менделеев видел пагубность установившегося мирового порядка в торговых и финансовых отношениях, когда более развитые страны выпускают конечную промышленную продукцию и продают ее по завышенным ценам менее развитым в промышленном отношении странам. А те, в свою очередь ориентируются на продажу на мировом рынке сырьевой продукции, на то время для России, прежде всего сельскохозяйственной, но уже по заниженным ценам. Таким образом, осуществляется механизм перекачки ресурсов, растет внешняя задолженность, страны отстающие теряют свой золотой запас и не могут опередить развитые страны, а разрыв между ними усиливается. Включенная в этот порядок Россия за время либеральных реформ Александра II имела огромный рост внешней задолженности, отрицательное сальдо торгового и платежного баланса. Чтобы создать новый порядок и сильную, независимую экономику Менделеев предложил целую систему преобразований народного хозяйства страны, которая во многом и была осуществлена во время царствования уже другого императора – Александра III, политика которого соответствовала принципам цивилизационной идентичности. Менделеев обосновывал необходимость комплексного развития народного хозяйства, промышленности. Под промышленным развитием он понимал не только развитие индустрии, но и транспорта, торговли, непроизводственной сферы. По мнению Менделеева в России необходимо было, прежде всего, развивать тяжелую, а не легкую промышленность. И идти нужно не по пути догоняющего развития, но развиваться на основе самой передовой технологии с задачей «обойти не догоняя». Для этого, по его расчетам, необходимо было вкладывать в развитие промышленности 700 млн. рубл. ежегодно – в 2 раза больше уже достигнутого тогда уровня капиталовложений. Кроме того, чтобы обеспечить опережающее развитие необходимо развивать отечественную науку. Выступал за развитие русской науки и народного образования, считал, что в этом залог развития промышленности и государства в целом. В целом Менделеев выступал за тесное сотрудничество научной мысли и производства и сам внедрял свои идеи в развитие многих сфер народного хозяйства, начиная от развития добывающей промышленности, угле- и нефтедобычи, перерабатывающей промышленности и заканчивая развитием сельского хозяйства. Хотя для развития страны требовались огромные финансовые вложения, и многие государственные деятели видели, как и сейчас, выход в привлечении иностранного капитала, Менделеев считал, что необходимо опираться на внутренние возможности, концентрируя капитал и направляя его в ключевые отрасли. Иностранный капитал, по его мнению, можно привлекать лишь на ограниченных условиях «капиталы отечества не имеют, а потому … им нельзя – кроме процентов – давать какие либо права в стране» [24, с.498]. Значительным вкладом Менделеева в развитие отечественной и мировой науки было обоснование развития народнохозяйственного комплекса на основе территориальных комплексов и труды по экономическому районированию России. Также как и многие представители российской школы экономической мысли, Д.И. Менделеев выступал против западных либеральных экономических теорий невмешательства государства в рыночную экономику. Он считал, что рыночное регулирование экономики должно сочетаться с активным вмешательством государства в развитие экономики. Только государство, дополняя рынок, может точнее всего выразить общенациональный интерес, стать орудием общего благосостояния. Также он выступал сторонником многоукладной экономики. Считал возможным развитие таких форм экономической жизни как: «складочные капиталы, государственно-монопольные предприятия, артельно-кооперативные предприятия» [24, с.499]. Но наиболее целесообразным, в том числе с исторической точки зрения, он считал артельно-кооперативный способ. Д.И.Менделеев выступал за соединение общинного начала и предпринимательской инициативы. Считал, что в промышленности возможно сосуществование государственных и частных заводов, развитие больших, средних, малых предприятий. Идеал видел в таком предприятии, где хозяин был бы и участником во всем хозяйстве и знал бы каждого работника, а все рабочие были бы заинтересованы в итогах общей работы. Эти идеи Д.И.Менделеева остаются актуальными и сегодня, точно также как и его труды по демографии. В частности это относится к опровержению теории Мальтуса, на основе которой выстроена современная «концепция золотого миллиарда», которая, к сожалению, принята как одна из основ современной мировой политики. Мальтус утверждал, что рост населения идет в геометрической прогрессии, а производство продуктов питания – в арифметической и поэтому необходимо ограничивать рост рождаемости у бедного населения. Менделеев показал, что по мере развития промышленности производство средств существования обгоняет рост населения. Земля, по мнению Д.И.Менделеева может прокормить 10 млрд. человек [24, с.498]. Венцом экономических исследований Д.И.Менделеева стала работа «Толковый тариф, или исследование о развитии промышленности России в связи с ее общим таможенным тарифом». Эту работу современники назвали «библией русского протекционизма» [24, с.495]. До Д.И.Менделеева таможенный тариф рассматривался как мера чисто фискальная - источник пополнения доходов казны. Д.И.Менделеев предложил отказаться от такого узкого подхода и устанавливать пошлины на ввозимые и вывозимые товары с учетом их влияния на развитие производительных сил России. Например, если из-за высоких пошлин какой-то импортный товар вообще не поступит в Россию, но разовьется его отечественное производство, то таможенного дохода вообще не будет, но казна получит гораздо больше в виде налогов от российских производителей. Также, гораздо большие выгоды будут в этом случае для общества в целом – это заработки рабочих и прибыли предпринимателей. При этом Д.И.Менделеев считал, что внутри страны для отечественного производства должен действовать принцип соревновательности. Утвержденные царем Александром ІІІ, эти предложения сыграли огромную роль в защите от недобросовестной конкуренции и развитии промышленности России. Также как и другие представители российской школы экономической мысли, Менделеев выделял нравственный фактор производства. Менделеев рассматривал промышленную деятельность не только как экономическую, но и как нравственную. Он исходил из того, что в труде проявляются все силы человека – как физические, так и духовные, «те природные, исторические и вообще вне воли находящиеся Божественные условия и законы...». Считал, что в теории национальной экономики важное место имеют не только правильные факты, но и определенное миросозерцание. С этой позиции Д.И. Менделеев подверг критике западную политическую экономию. Один и главных недостатков политической экономии Д.И.Менделеев видел в том, что она ограничивается чисто экономической, часто денежной оценкой явлений хозяйственной жизни, не вдаваясь в их нравственную оценку, а это неправильно: «Деньги и богатство не оправдывают худых дел и обид». Богатство и капитал Д.И.Менделеев считал функцией труда. «Богатство и капитал равно труду, опыту, бережливости, равно началу нравственному, а не чисто экономическому» [24, с. 497]. Состояние без труда может быть нравственно, только, если получено по наследству. Капиталом является только та часть богатства, которая обращена на промышленность и производство, но не на спекуляцию и перепродажу. Экономику Д.И.Менделеев считал одной из сфер единой народной жизни, проникнутой нравственным и духовным началом. Экономика призвана удовлетворять все потребности человека, не только низшие (чем занималась политическая экономия), но и высшие – «самостоятельные людские функции разумом и любовью определяемые». Считал, что в основе современной ему науки лежат христианские понятия, и вне этой сокровищницы не может быть успеха в познании природы, общества и человека [24, с.500]. Выводы. Восточнославянская экономическая мысль предвосхитила развитие современных направлений в западной экономической науке, в частности выводы современной институциональной теории, появление теории человеческого капитала, концепции интеллектуального капитала, развитие экономической социологии и экономической психологии, этики бизнеса. Причем западная экономическая теория по многим вопросам так и не смогла приблизиться к некоторым выводам наших мыслителей. В частности до сих пор нравственный капитал не считается составляющим человеческого капитала и четвертым фактором производства. Не существует и цельного объективного взгляда на человека в экономике как конкретного духовного типа, носителя материального и духовного начала, индивидуализма и коллективизма, поведение которого в экономике определяется не только рационализмом, существующими в обществе институтами, но и отношением и соблюдением нравственных норм самим человеком. Та экономическая теория, которая создавалась представителями восточнославянской экономической мысли, принципиально отличалась от западной экономической теории, ныне известной под названием «экономикс». Мыслители строили свое видение экономики, человека в ней на иных мировоззренческих позициях. С одной стороны, экономика рассматривалась как составная часть более сложной системы, в которой самое главное место занимает человек, и как личность в своей неповторимости, и как клеточка единого организма – народа. Поэтому, они понимали, что экономика выполняет свою служебную функцию по отношению к обеспечению жизнедеятельности и отдельного человека, и народа в целом. С другой стороны, они утверждали, что экономика зависит от религиозных, культурных, нравственных факторов. Но не только зависит, но и определяется ими. Данный вывод важен для нас не только с теоретических позиций. Именно понимание этого, и созидание нравственных и культурных основ, позволит построить иную социально-экономическую политику нашего государства, реально способную вывести страну из кризиса. Необходимо понять, что категории экономической науки, ее содержание для западной цивилизации и западной экономической теории не применимы для нас. Наша экономическая наука должна строить свой социальный и экономический идеал, базируясь на традиционной культуре, сформированной в рамках православной цивилизации, конечно с учетом нынешнего состояния всех сфер нашего общества, геополитических факторов. В целом, это должно воплотиться в стратегии духовно-культурного и социально-экономического развития нашего общества. Но эта адаптация, даже в большей мере будет относиться уже к конкретным шагам приближения этого идеала, которые, в свою очередь, должны отразиться в конкретных направлениях и программных документах социально-экономической политики государства. И здесь, как подсказывают нам наши великие предки, важно понять и принять к реализации то положение, что экономическое развитие государства, его экономическая безопасность, зависят, во-первых, не от экономических реформ самих по себе, а от того какая философия, и соответственно экономическая доктрина, заложена в их основание, а во-вторых, от духовно-нравственного, духовно-культурного, духовно-интеллектуального капитала творцов реформ и людей, стоящих у руля власти, народа в целом.
|