![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Диагностика.
Проведение методики «Три «Я» (Приложение 5). Диагностика состояний Дитя, Родителя, Взрослого проводится при сочетании вербальных суждений и невербальных признаков (интонация, тембр, жесты, мимика, движения и выражение лица, взгляд). Невербальные (физические) признаки Дитя: признаки Дитя проявляются в телесном выражении. Следующие проявления сигнализируют о вовлечении Дитя в трансакцию. Слезы, дрожание губ, надутые губы, вспыльчивость, высокий хныкающий голос, закатывание глаз, пожимание плечами, потупленный взор, поддразнивание, надоедание, восторг, смех, поднятие руки, чтобы получить разрешение говорить, привычка грызть ногти, ковыряние пальцем в носу, ерзанье и хихиканье. Жесты – подчеркнуто эмоциональные, экспрессивные, привычка крутить что-то в руках, дрожащие руки. Выражение лица - взволнованное, любопытное, растерянное, упрямое, дерзкое. Глаза опущенные вниз, покрасневшие, широко открытые глаза. Вербальные признаки Дитя: множество слов в добавление к детскому лепету идентифицирует Дитя. Превосходная степень выражения чувств и желаний: все равно, мне кажется, Ужасно, кошмар, надоело, ну и что, круто, блеск, здорово, я боюсь, я ненавижу, когда я вырасту большой, самый большой, лучше, наилучший. Многие слова превосходной степени берут свое начало в компоненте Дитя в качестве проигрывания отрывков из игры " Мое лучше, чем твое"). В том же духе игра " На, смотри, рук нет". Они стараются произвести впечатление на Родителя, чтобы преодолеть свое неблагополучие. Имеется также другая большая группа слов, непрерывно повторяемых малышами, однако эти слова являются признаками не Дитя, а скорее Взрослого, действующего в маленькой личности. Эти слова: почему, что, где, кто, когда и как (получение фактов, информации). Сильные качества личности Дитя: эмоциональность, непосредственность, доверчивость, творчество, увлеченность, наивность гения, любознательность, быстрая переключаемость внимания, восторженность. Слабые качества личности: эмоциональная неустойчивость, снисходительность к себе, упрямство, легкомыслие, капризность, обидчивость, излишняя экспрессивность. Невербальные (физические) признаки Родителя: нахмуренный лоб, поджатые губы, указующий перст руки, качание головой, " грозный вид", постукивание ногой, руки на бедрах, руки, скрещенные на груди, заламывание рук, щелканье языком, вздохи, поглаживание другого по голове. Все это типичные признаки Родителя. Однако могут быть и другие жесты, свойственные чьему-либо собственному Родителю. Вербальные признаки Родителя: я собираюсь прекратить это раз и навсегда, ни за что на свете, и так запомни навсегда... (" всегда" и " никогда" — зачастую слова Родителя, которые обнаруживают ограничения архаичной системы близко к новым данным), сколько раз я тебе говорю, я бы на твоем месте... Многие оценивающие слова, критические или поддерживающие, могут идентифицировать Родителя, поскольку они судят о другом на основании оценки не Взрослого, а автоматических, архаических реакций. Примерами слов такого рода являются: глупый, капризный, нелепый, отвратительный, скандальный, упрямый, ленивый, вздор, абсурд, бедняга, несчастный, нет-нет, сынок, милый (исходящая как от проявляющей заботу продавщицы), как ты посмел, прелесть (милая), ну-ну, что теперь, хватит. Важно помнить, что эти слова — знаки, а не заключения. Взрослый компонент после серьезного обдумывания на основе этической системы Взрослого может счесть некоторые вещи глупыми, нелепыми, отвратительными и шокирующими. Слова " должен быть" и " следовало бы" часто раскрывают состояние, из которого говорит Родитель, эти слова могут быть также словами Взрослого. Автоматическое, архаичное, необдуманное использование этих слов сигнализирует об активизации Родителя. Использование этих слов в сочетании с жестами, позами тела и контекстом трансакции помогают нам идентифицировать Родителя. Физические признаки Взрослого: На что может быть похож Взрослый? Если мы отключили видеозапись Родителя и Дитя, что останется на лице, будет ли оно пустым, добрым, скучным, безжизненным? Эрнст утверждает, что пустое лицо не означает лица Взрослого. Он отмечает, что слушанье из компонента Взрослого сопровождается непрерывными движениями лица, глаз, тела, мерцанием (поблескиванием) глаз каждые 3-5 секунд. Неподвижность не означает слушанья. " Лицо Взрослого обращено прямо вперед", — говорит Эрнст - Если голова наклонена, личность слушает со своей внутренней точки зрения. Взрослый также позволяет Дитя показать свое любопытствующее и взволнованное лицо. Вербальные признаки Взрослого. Как указывалось раньше, основной словарь Взрослого компонента состоит из: почему, что, где, когда, кто и как. Другие слова: сколько, каким образом, относительно (сравнительно), правда, ложь, вероятный, возможный, неизвестный, объективный, я думаю, я вижу, это мое мнение и т.д. Эти слова указывают на обработку информации Взрослого компонента. Во фразе " Это мое мнение" (моя точка зрения) мнение может быть взято из компонента Родителя, но само утверждение проявляет Взрослого в том, что оно рассматривается в качестве мнения, а не факта. Фраза " По моему мнению, студенты должны иметь право голоса" не равнозначна заявлению " Студенты должны иметь право голоса". По этим признакам, помогающим нам, мы можем начать идентифицировать компоненты Родитель, Взрослый и Дитя в трансакциях, касающихся нас и других. Любая социальная ситуация изобилует всевозможными видами трансакций.
|