Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ЧЕЛОВЕК. Господь отличался Своими личностными качествами
Господь отличался Своими личностными качествами. Его рождение, жизнь, смерть и воскресение были уникальными. Уникальным был и Его труд учителя. ИИСУС БЫЛ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ То, что Христос говорил, и то, что Он делал, неразрывно. Он никогда не делал того, что противоречило бы Его словам. Такая неразрывность слов с делами показывает нам образец последовательности, поскольку в Нем осуществилась вся праведность. Учение Иисуса становится великим только тогда, когда его содержание приводится в соответствие с реальностью. Учитель — творческая личность, — который учит лжи, не может быть великим. Плохой учитель, который недостаточно учит истине, не может быть великим только потому, что стремится противостоять великому. Но великий учитель, который ясно отражает перспективы реальности, — вот в чем зерно настоящего учения! Это и есть учение Иисуса! Если бы Иисус не был тем, кем Он Себя называл, Он не был бы хорошим учителем. Он был бы шарлатаном и обманщиком. В Израиле лжеучитель, как и лжепророк, подвергался осуждению и не мог рассчитывать на снисхождение. Классическое протестантское богословие призывает человека думать о том, что Иисус Христос несет три основных служения. Он Пророк, Священник и Царь. Как Пророк Он более велик, чем Моисей. Как Священник Он выше Аарона. Как Царь Он превосходит Давида. И тут наступает момент, когда к нашему пониманию служения Христа надо добавить еще что-то. Мы забыли про один Его труд. Он также Учитель. Иисус — Мудрец, и Его мудрость превосходит мудрость Соломона. Иисус — Мудрец, чью мудрость предвосхищает понятие мудрости в Притчах 1—9. Иисус — это тот великий Рабби, великий Учитель, который пришел, чтобы говорить о Самом Боге: «Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1: 18). И апостол Павел подтверждает, что во Христе «сокрыты все сокровища премудрости и ведения» (Кол. 2: 3).* В Своем учении и образе жизни Он реально связывает знание и дело (Мф. 5: 36, 7: 24-27). Знать и не делать — это вовсе не знание. Что касается Иисуса, то все Его учение связано с исполнением Божией воли (Ин. 7: 15-17), и мы умножаем знание посредством дел. Как утверждает ЛеБар: Христос Иисус был великим Учителем, поскольку Сам великое воплощение истины... Он в совершенстве понимал Своих учеников и использовал совершенные ме- Ronald B. Allen, Lord of Song: The Messiah Revealed in the Psalms. Portland, Ore.: Multnomah Press, 1985, pp. 59-60. ХРИСТИАНСКАЯ ПЕДАГОГИКА 12 годы для того, чтобы менять людей. Он Сам был «путь и истина и жизнь» (Ин. 14: 6). Он знал каждого человека в отдельности, знал человеческую природу, знал, что в человеке (Ин. 2: 24-25).* Рональд Аллен тоже подчеркивает неповторимость Христа. Мы склонны думать, что великий учитель обязательно работает в большой организации. У Иисуса подобных организаций не было. Мы склонны думать, что великий учитель — это тот, кто делает трудное более простым. Иисус часто даже в простом показывал неизвестное еще сложное. Мы склонны предвкушать, что великий учитель поможет нам смотреть на жизнь более независимо. Иисус постоянно утверждал, что эта жизнь находится в полной зависимости от другой жизни. Мы склонны ассоциировать великого учителя с особенным языком, присущим только ему. Иисус говорил простым языком о повседневных вещах. Мы склонны судить о величии учителя по его блестящим, эрудированным ученикам. Те же, кто научился у Иисуса всему самому хорошему, были бедными, одинокими, простыми людьми. Мы склонны думать, что великий учитель всегда работает в классе или аудитории. Классом Иисуса были склон горы над Галилейским морем, угол в комнате, местечко в лодке. Сегодня мы склонны думать, что учитель использует самые разные средства обучения. У Иисуса средствами обучения были небо, поля, горы, буря, овцы, виноградник, колодец, пир. Короче говоря, все, что Его окружало, Он использовал в качестве средства обучения.1" 1' ИИСУС НЕ ОТРЫВАЛ СВОЕ УЧЕНИЕ ОТ РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ Статус-кво было не для Иисуса. Поэтому, изучая жизнь Христа, мы все время возвращаемся к реальности. Реальность — не мертвый ритуал, а главная Его забота. Такие темы, как жизнь и смерть, рай и ад, деньги, молитва, тревога, дети, — все это было составной частью Его учения. Он не давал никакой учебной программы, в которой ученики должны были бы «усвоить что-то, потому что когда-нибудь оно пригодится». Все Его учение исходило из вопросов каждодневной жизни. С самого Своего рождения в яслях и до смерти на кресте Спаситель всегда был экстраординарен. В плане морали Он был полностью предсказуем, но в плане Своих методов обучения — полностью непредсказуем. Он был непредсказуем не для того, чтобы отличаться от всех остальных, а потому что отличался от всех остальных. Он вызывал раздражение. Везде, куда бы Он ни шел, Он возбуждал шум, волнение. Он заставлял людей принимать решение, делать выбор. Дороти Сейерс, с присущей ей прямотой, пишет: Те люди, которые были рядом с Иисусом, надо отдать им должное, никогда не могли пожаловаться на скуку — наоборот, все считали, что Он слишком динамичен и поэтому находится на грани опасности. Лишь последующие поколения стали приглу- * Lois E. LeBar, Education That /s Christian. Old Tappan, N.J.: Fleming H.Revell Co., 1958. p. 51. ft Allen pp. 57-58. 13 1. СЛЕДУЯ ЗА УЧИТЕЛЕМ шать эти «неудобные» качества личности и окружать Его атмосферой скуки. Мы очень эффектно укоротили когти Льву Иудеи, назвав Его «кротким и нежным» и рекомендовав Его в качестве домашнего любимчика приходских священников и набожных бабушек. Однако те, кто Его знал лично, никак не могли сказать, что Он был добренькой личностью; на Него смотрели как на опасного зачинщика. Да, действительно, Он был нежен к несчастному и страдающему и смирен перед Небом, но не боялся обличать сильных мира сего, называя их лицемерами; царя Ирода Он называл «эта лиса»; Он ходил в компании всеми отвергнутых людей, и про Него говорили, что Он «любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам»; Он первым напал на торговцев, выгнал их самих и вышвырнул их имущество из храма; Он легко выходил за рамки многих неприкосновенных и старых правил; Он исцелял болезни всеми средствами, которые были у Него под рукой, поразительно пренебрегая при этом имуществом и животными других людей; Он не оказывал практически никакого уважения к физическому здоровью и социальному положению; когда Его явно хотели заманить в диалектическую ловушку, Он относился к этому с парадоксальным юмором, который обезоруживал людей, настроенных ко всему слишком серьезно, а в ответ задавал такие пытливые вопросы, на которые нельзя было ответить, строго следуя каким-то правилам и канонам. Определенно, Своими действиями Он не наводил скуку, а значит, и Бог не может наводить скуку Своими действиями.* Между предсказуемостью и импульсивностью существует обратная связь. Чем выше предсказуемость, тем ниже импульсивность. Посмотрите на Его действия, например в Евангелии от Марка 12: 13-17. Фарисеи объединились с иродианами — странный, дьявольский ход. Они думали, что поставили Иисуса в безвыходное положение своим вопросом: «Позволительно ли давать подать кесарю, или нет? давать ли нам, или не давать?» Казалось бы, как ни ответь Иисус на этот вопрос, Он оказался бы в ловушке. Но Иисус заговорил о другом, заставив фарисеев задуматься: «Что искушаете Меня?» Евангелия рассказывают нам о самом святом Человеке, который когда-либо жил на земле, однако Ему поклонялись разбойники, прокаженные, блудницы, в то время как «респектабельные» книжники и фарисеи Его ненавидели. Он неизменно остается противоречивым Христом, разделяющим людей. Его можно отвергать, но Его нельзя игнорировать. иисус активно общался с людьми Его сердце болело и за каждого человека, и за идеи; за людей и за их задачи; за перемены, а не просто за концепции. Иисус знал, что самый лучший способ передачи истины — это общение с людьми. Иисус учил, постоянно странствуя, при этом взаимодействие между Учителем и учеником было максимально активным. Он спрашивал, Ему Самому задавали множество вопросов. В присутствии учеников Он совершал чудеса. Они видели, как Он отражает нападки религиозных лидеров. Свои беседы с учениками Он мог начать в любое время и в любом месте и говорил с ними о том, что их волновало в данный момент. Вспомним, например, случай с больным человеком, который находился возле купальни в Вифезде (Йн. 5: 1-15). Иисус спросил: «Хочешь ли быть здоров?» (стих 6) Dorothy Sayers, Creed or Chaos? New York: Harcourt, Brace and Company, 1949, pp. 5-6. ХРИСТИАНСКАЯ ПЕДАГОГИКА 14 Странный, на первый взгляд, даже глупый вопрос для того, кто был в болезни уже тридцать восемь лет! Какой нормальный человек не захотел бы после этого исцелиться? Но, как полагает Мерил Тенней: Если более тщательно рассмотреть тот случай, когда Иисус обратился к больному, станет видно, что Иисус проверял сердце этого человека, как бы говоря: «Есть ли в тебе воля к исцелению?» В ответ больной сказал, что никто не помогает ему, поэтому он не может исцелиться. Он оказался в плену обстоятельств и не смог подняться над ничтожными обвинениями в чей-то адрес. Его сковал не только паралич тела, но отчасти и паралич воли. Из огромного числа больных, находящихся в купальне, Иисус выбрал определенного человека; это говорит о том, что Он стремился вылечить тех, кто оказался беспомощным и физически, и духовно.^ Общаясь с людьми, Христос неизменно заостряет внимание на самых насущных нуждах каждого человека. Посмотрите, как в разговоре с самарянкой Господь строит мост, а не стену (Ин. 4). После такой важной встречи блудница сама начинает нести людям Благую Весть. Очевидно, в образе жизни Иисуса было что-то такое, что вызывало желание подражать. Послушайте, какие заключения делает ЛеБар в своих исследованиях: Только около половины наставлений Христа, которые нам известны из Евангелий, были приняты Его учениками. После того как люди были зачарованы Его личностью, властью Его слов и чудесами Его труда, они приходили к Нему со всеми своими личными нуждами. Насколько проще учить, когда наши ученики начинают урок! Тогда мы можем не сомневаться, что они в нем заинтересованы, проявляют к нему внимание, активно в нем участвуют.^ Вспомните молитву «Отче наш». Он молился обо всем. Посмотрите внимательно, что об этом написано в Евангелии от Луки. Почему ученики просили Иисуса научить их молиться? (Лк. 11: 1) Это был единственный случай, когда ученики просили Его чему-то их научить, потому что каждый раз, когда они приходили к Нему, они заставали Его в молитве, после чего делали вывод: «Это должно быть важным для жизни и служения». Просил ли вас кто-нибудь как учителя научить его молиться только потому, что очень часто видел вас молящимся? В некоторых случаях Он намеренно подавал пример и призывал следовать ему (см. Евангелие от Иоанна, глава 13 — омовение ног ученикам). Многие личностные качества привлекали людей к Господу: Его способность найти подход к каждому человеку, внешность, любовь, благородство, твердость, чуткость, смелость, знание жизни, решительность. Трудно себе представить, чтобы какой-либо учитель добился к себе внимания, если другие люди не замечают в его жизни стремления к служению. В Иисусе это было видно сразу. В синагоге Назарета Он выступал перед большим количеством людей во время служения (Лк. 4: 16-30), объявив тем самым о том, для чего Он пришел на землю.
Merril! C.Tenney, John: The Gospel of Belief Grand Rapids" Wrn. B. Eerdmans Publishing Co., 1948,. 104. 15 t. СЛЕДУЯ ЗА УЧИТЕЛЕМ УЧЕНИЕ Иисус — величайший учитель, но Он неотъемлем от Своего великого учения. Дональд Гофри в дополнительной главе «Иисус» говорит о взаимоотношениях между учителем и учением: Христианство исторически стало религиозным учением, поскольку Сам Иисус был главным его исполнителем. Его влияние на образование в церкви невозможно переоценить, но в одном здесь надо оговориться: Иисус был не просто учителем. Хотя о Нем и можно говорить как о Просветителе умов, Его служение было более глубоким. Он пришел на землю, чтобы нести искупление, и искупление было ключевым аспектом Его учения. И хотя Он не пришел как Искупитель, Его учение по содержанию и методике уникально. Его призыв к совершенству, однако, исходит из того факта, что реальность и уместность Его учения зависят от Его труда очищения.''' Его учению присущи следующие основные характеристики. ЕГО УЧЕНИЕ БЫЛО ОТКРОВЕНИЕМ Иисус сказал: «Я... ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю» (Ин. 8: 28). Посмотрите следующие отрывки: Евангелие от Матфея 11: 27; Евангелие от Иоанна 3: 27; 5: 19. В каждом из них Иисус предстает как связующее звено божественной истины, подтверждая неразрывность между Ним Самим и Отцом: «Я и Отец — одно» (Ин. 10: 30). Беки Пипперт на основе Писания делает такой вывод: Он говорил людям, что тот, кто знает Его, тот знает Бога (Ин. 8: 19), тот кто видит Его, тот видит Бога (Ин. 12: 45), тот, кто верит в Него, тот верит в Бога (Ин. 12: 44), и тот, кто принимает Его, тот принимает Бога (Мк. 9: 37).^ Люди постоянно ссорились с Иисусом, в основном из-за Его дерзких, с их точки зрения, слов. В Своем выступлении в синагоге Назарета Он прочитал слова из Исайи и добавил к ним: «Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами» (Лк. 4: 21). Иными словами, «Вы видите перед собой того, о ком написано». И те люди, которые сначала хорошо отзывались о Нем и удивлялись красноречию Его слов, настолько разозлились на Него, что хотели убить Его. К.С.Льюис выступал против высказываний о том, что Иисус был просто хорошим учителем, но не тем, за кого Он Себя выдавал — Сыном Божиим. Как Он мог быть хорошим учителем, если Он обманывал по поводу главной темы Своего учения — Самого Себя? «Я готов допустить, что Иисус был великим учителем, но не могу допустить, что Он — Бог». Это то, что мы не должны никогда говорить. Человек, который был просто человеком и при этом говорил, что является Сыном Божиим, не мог быть великим учителем. Такой человек мог быть либо больным — настолько, что мог назвать себя вареным яйцом, — либо дьяволом ада. Остается сделать выбор. Либо этот человек был и есть Сын Божий, либо это просто нехороший человек, если не сказать больше. Вы можете обвинить Его в сумасшествии, плевать Ему в лицо и Elmer L.Towns, ed., A History of Religious Educators Grand Rapids: Baker Book House. 1975, p. 15.
Rebecca Manley Pi| Press, 1979, p. 42. ХРИСТИАНСКАЯ ПЕДАГОГИКА 16 убить как демона; либо вы можете упасть к Его ногам и назвать Его Господом Богом. Но только не говорите, что Он был просто великий учитель и обыкновенный человек. Он не повелевал нам этого. Он никогда таким не был.'*' Он исцелял в субботний день, потому что Он был Господь субботы. Он говорил, что Он Бог, и Он действовал как Бог. Он говорил религиозным правителям, что Он выше Ионы и Соломона, и Он доказал это фактом Своего воскресения. Поскольку Иисус — Богочеловек, Он учил посредством Своих дел и Своих слов. Духовное значение сказанного подтверждалось Его духовными делами. Обратите внимание, как часто в Его учении встречается повелительное наклонение: «Бодрствуйте, молитесь» (Мк. 13: 33), «Приготовьтесь», «Идите», «Смотрите», «Говорите». Он приказывает следовать Своему учению. ЕГО УЧЕНИЕ БЫЛО НЕРАЗРЫВНО СВЯЗАНО С ЖИЗНЬЮ Поскольку Его учение было откровением, Иисус постоянно общался с людьми. Он никогда не отвечал на вопросы, которые никто не задавал. Иисус отвечал только на самые насущные вопросы. Но он был не просто теоретиком. В Послании к евреям мы читаем: «Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха» (Евр. 4: 15). В этом послании также сказано: «Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» (Евр. 2: 18). Чтобы по-настоящему знать жизнь ученика, необходимо все время наблюдать за ним как за личностью и знать, что он думает, чувствует, к чему стремится. Вот почему Иисус никогда не скрывал Своих собственных чувств сострадания, осуждения, любви, ненависти, радости, скорби, благодарности, сочувствия. Все это притягивало голодных, униженных людей. Он был связан с реальной жизнью, как никто другой. ЕГО УЧЕНИЕ ИМЕЛО ВЛАСТЬ Одной из самых поразительных особенностей учения Иисуса была та власть, от имени которой Он это учение передавал. В Его словах никогда не было предположений, робости или оправданий. Он знал Свое учение и никогда не запинался, если излагал его. И учение Его производило очень сильное впечатление. О причине этого мы узнаем в конце Нагорной проповеди: в отличие от Своих современников «Он учил, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» (Мф. 7: 29). Он имел власть; они лишь ссылались на нее. Несмотря на некоторые общие черты, между Иисусом и религиозными лидерами того времени была одна существенная разница — Иисус обладал властью. Евангелие от Марка, глава 11, стихи 27-33, наглядно это показывает. Его власть проявляется и в тех требованиях, которые Он предъявлял людям (Лк. 14: 25-35). В каждой фразе он повторяет слова «не может быть C.S.Lewis, Mere Christianity. New York: The Macmillan Co., 1952, p 41. 17 1. СЛЕДУЯ ЗА УЧИТЕЛЕМ Моим учеником». Какое категорическое заключение! Истина несомненно должна включать исключения, но поскольку человек пал в грехах и гордости, он находит это высказывание не применимым для себя. Джон Стот заключает: Крестьянин из Галилеи, плотник по профессии и проповедник по призванию, Он называл Себя Учителем и Господом людей, говорил, что имеет власть над ними, чтобы учить, во что верить и что делать. Это уже свидетельство (хотя и косвенное) Его божественной природы, потому что ни один обыкновенный человек не может господствовать над умами и волей других людей.'*' Люди в толпе были правы, говоря: «Никогда не бывало такого явления в Израиле» (Мф. 9: 33). Фарисеи на это ответили: «Он изгоняет бесов силою князя бесовского» (Мф. 9: 34). Они критиковали Его, но Он еще более открыто критиковал их. Вызов был брошен. ЕГО УЧЕНИЕ БЫЛО ЭФФЕКТИВНЫМ Обратите внимание на результаты учения Христа: удивление, страх, молчание, вера, жестокое сопротивление, но никогда не равнодушие. Жизнь людей менялась, потому что Его учение несло не только информацию, но и преобразования. К Иисусу приводили своих друзей, следовали за Ним, говорили о Нем повсюду, служили вместе с Ним. Люди бросали все и шли за Ним (как, например, мы видим в Евангелии от Марка, глава 1, стих 18 и глава 2, стих 14). В Великом поручении главная цель ученичества для Иисуса состояла в том, чтобы учить соблюдать все, что Господь повелел нам (Мф. 28: 20). Призывая к пониманию учения и переменам на основе этого учения, Он вовсе не рассчитывал, что знания автоматически приведут к действиям. Ради каких результатов мы должны трудиться на поприще преподавания? «Бог несет человечеству не грех, а совершенное послушание».'*'1' МОТИВЫ Истинное учение исходит изнутри. Учитель и ученик должны находить в процессе обучения определенный резонанс, без которого этот процесс становится бесплодным, а иногда и просто безжизненным. При изучении Евангелий возникают несколько мотивов. Ниже перечислены самые главные. МОТИВ ЛЮБВИ Интересы людей, которым Иисус явил Свою любовь, Он ставил на первое место. Иоанн, апостол любви, говорил: «Возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их» (Ин. 13: 1). Но эта любовь была не сентиментальной, а жесткой. Например, Он упрекал Своих учеников •— и не просто так, а потому что на то были серьезные основания. «Что вы так боязливы? как у вас нет веры?» — сказал Он им однажды (Мк. 4: 40).
** Pippert, p. 30. ХРИСТИАНСКАЯ ПЕДАГОГИКА 18 Обратите внимание на контекст. Иисус, величайший Учитель, только что говорил о вере (стихи 1-34). После этого Он проверяет учеников. Иисус говорит: «Переправимся на ту сторону» (стих 35). Ученики спрашивают Его, исходя из своего опыта: «Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?» (стих 38). Но ведь Он не сказал им: «Давайте выплывем на середину озера и утонем». Ученики же совсем забыли, как Он говорил им: «Если кто имеет уши слышать, да слышит!» (стихи 9, 23-24). Иисус упрекал Иакова и Иоанна, когда те хотели вызвать огонь с неба, чтобы истребить самарян (Лк. 9: 54-55). Он даже сурово упрекал Петра, ведущего Своего ученика, в присутствии остальных. «Отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое», — сказал Он Петру (Мк. 8: 33). Говоря о Его упреках, нельзя забывать о характере Его взаимоотношений с учениками. Иисус любил учеников такими, какие они есть, но Он любил их настолько сильно, что не хотел, чтобы они оставались такими, какими они есть, не изменяясь. Он упрекал их, но никогда не отвергал. Какие бы требования ни предъявлял Иисус к тем, кто хотел стать Его учеником, Он, тем не менее, никогда не требовал полного проявления веры от того, кто начинал свой духовный путь. Он никогда не отвергал человека из-за его слабой, неустойчивой веры, неумения жить по Божиим законам. Истинно, в Нем полностью осуществилось пророчество Исайи и Мессии (Ис. 42: 3), о котором мы можем прочитать в Евангелии от Матфея, глава 12, стих 20: «Трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит». Очень хорошо о христианской любви пишет К.С.Льюис: Если я в чем-то и уверен, так это в том, что Его учение никогда не защищало мою врожденную уверенность в завтрашнем дне при высокой безответственности... Любите все, и ваше сердце, несомненно, будет истерзано и сломлено. Если же вы хотите, чтобы ваше сердце оставалось в целости и сохранности, никому не отдавайте его, даже животным. Заботливо окружите его своими любимыми делами и мелкими удовольствиями; не допускайте никаких трудностей; крепко заприте его в саркофаг или гроб своего эгоизма. Но в таком саркофаге — прочном, темном, бездушном, мертвом — ваше сердце начнет меняться. Оно не будет сломлено; оно станет каменным, непробиваемым, неспособным к искуплению. Альтернативой такой трагедии, или по крайней мере опасности такой трагедии, является проклятие. Единственным местом, кроме рая, где вы можете быть в полнейшей безопасности от зсех невзгод и передряг, является ад.'1' МОТИВ ПРИНЯТИЯ Принятие является первым этапом эффективного учения. Обратите внимание на тех, кто собирался вокруг Него: блудницы, нечестные сборщики налогов, грешники, обижающие людей и обиженные людьми, прокаженные. Определенно, публика не с Мэдисон авеню! Обратите внимание, какая у Него была репутация: «вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам» (Мф. 11: 19). Но в первую очередь Иисуса заботила не репутация, а Своя ответственность перед людьми. * C.S.Lewis, The Four loves. New York: Harcourt. Brace and Word, Inc., 1960, pp. 168-169. 19 1. СЛЕДУЯ ЗА УЧИТЕЛЕМ «Книжники и фарисеи, увидевши, что Он ест с мытарями и грешниками, говорили ученикам Его: как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками?» (Мк. 2: 16). Этот отрывок показывает, с кем Иисус проводил время. Ответ Иисуса был в высшей степени поучительным: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мк. 2: 17). И та задача, которая была поставлена перед Христом, определила, где Он должен был быть. Он мог проводить время с грешниками, но при этом Сам не был подвластен их греху. Он ненавидел грех, но любил грешников. Принятие и одобрение — два разных понятия. Только Он мог по достоинству оценить каждого человека. И Он не допускал никакого неравноправия среди людей. ' МОТИВ УТВЕРЖДЕНИЯ Эндрю Т.ЛеПье в своей прекрасной книге «Пути руководства» высказывает следующую мысль: Есть такие лидеры, которые, когда им нужно утвердиться, требуют этого скорее в меньшей степени, чем в большей. Их самоуважение растет только от того, что люди знают об их хорошей работе. Эти лидеры склонны полагать, что другие люди ничем не хуже их самих и что им тоже не нужно особого утверждения; в результате от них нет почти никакой отдачи. Они практически не обращают внимания на проблемы других, погрузившись целиком в свою работу, в свой источник уважения. Обе крайности — ненадежный, далекий от людей лидер и лидер, стремящийся во что бы то ни стало добиться определенной цели, — являются результатом одного и того же поведения: отсутствия поддержки со стороны других людей. И появляются такие лидеры по одной и той же причине: озабоченности прежде всего своими проблемами. Первые постоянно сравнивают себя с другими, интересуясь, каким образом ему могут помешать. У них нет времени подумать о нуждах окружающих. Вторые постоянно думают только о своей работе и о том, как ее лучше выполнить. У них тоже нет времени заботиться о нуждах окружающих.''' Иисус много раз утверждал людей в излиянии проблем, говоря им: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф. 4: 19). Такое утверждение производило на людей эффект, подобный эффекту Пигмалиона. «Следуйте за Мной. Я сделаю вас». Здесь мы видим обоюдную ответственность учителя и ученика в процессе работы. Среди людей со смущенными сердцами Иисус сказал: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит; потому что Я к Отцу Моему иду» (Ин. 14: 12). Что может сравниться с такой уверенностью! Осознавая, что Ему надо сказать Своим ученикам еще многое, а им самим еще многое следует узнать, Иисус, тем не менее, не оказывал на них никакого давления. Он лишь уверил их в том, что Святой Дух продолжит Его служение. «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» (Ин. 16: 13). Он поддержал их, заверив в том, что Святой Дух будет помогать им в служении. Иисус не оставит их на произвол судьбы, как сирот. В характерной для себя манере Петр говорит: «Вот, мы оставили все и последовали за Тобою: что же будет нам?» (Мф. 19: 27) Иисус успокоил Петра, Andrew T.LePeau, Paths of Leadership. Downers Grove, 111: InlerVarsity Press, 1983, p. 57. ХРИСТИАНСКАЯ ПЕДАГОГИКА 20 ответив ему, что для тех, кто последовал за Ним, у Него приготовлены вечная жизнь и все награды. Та жертва, которая Им будет совершена, станет стопроцентной гарантией того, что все они получат свое вознаграждение. Когда Господь посылал Своих учеников по двое проповедовать по земле Израильской, Он дал им власть и особые наставления, заверив их, что им нечего бояться (Мф. 10; Мк. 6: 6-13). И несмотря на то, что ученики оказались овцами среди волков, они находились под защитой Господа, и их труд не пропал зря. Но, пожалуй, самым великим средством утверждения Христа была молитва. Он говорил Петру: «Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу; Но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих» (Лк. 22: 31-32). В Своей первосвящен-нической молитве Господь сказал: «Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои» (Ин. 17: 9). Чего же бояться тому, кто знает, что Бог отдал его Иисусу, а Иисус молится за него? В Евангелии от Матфея, глава 28, стих 16, мы читаем о том, как Его ученики только что перед этим с трудом узнали Своего Спасителя. Но Он не стал их ни в чем винить, а наоборот, сказал: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28: 19-20). О чем еще они могли просить? МЕТОДЫ Джон Гарднер подчеркивает, что в таком учении мир сейчас испытывает особую необходимость: О сегодняшнем образовании можно сказать, что оно в основе своей неэффективно. Зачастую мы лишь даем людям срезанные цветы, тогда как нам следует учить их сажать семена этих цветов. Мы вбиваем им в головы результаты уже сделанных ранее нововведений, но не учим их самих создавать такие нововведения. Мы думаем, что разум — это склад, который надо заполнять, а не инструмент,, который нужно использовать^ Евангелистами хорошо показан еще один компонент, который сделал Иисуса великим Учителем. Это то, КАК учил Иисус. Он использовал методы, но ни один из них не превалировал над другим. Он спокойно переходил от известного к неизвестному, от простого к сложному, от конкретного к абстрактному. В Его методологическом мастерстве и определении ясных целей чувствуется заметная свобода. Он не развлекает людей, а учит их. Он не просто хочет привлечь к Себе внимание, Он стремится изменить жизнь людей. Никто не мог упрекнуть Иисуса в том, что Он дает людям какую-то упрощенную философию. Он понимал, что учение должно включать в себя некий процесс. Он знал не только чему Он хочет научить людей, но и как. научить. Изучение — не просто слушание, а преподавание — не просто устное изло-
lin W.Gardner, No Easy Victories. New York: Harper and Row, 1968. p. 68. 21 I. СЛЕДУЯ ЗА УЧИТЕЛЕМ жение. Каким же образом Иисус стал таким прекрасным учителем, если у Него не было ни учебных пособий, ни расписания, ни своего помещения для занятий, ни проектора, ни фланелеграфа? Ниже представлены несколько основных причин эффективности учения Иисуса. В Его учении были как отличительные, так и общие для всех учений особенности. УЧЕНИЕ ИИСУСА БЫЛО ТВОРЧЕСКИМ В учении Христа нет ничего стереотипного. Очень трудно найти что-то гакое, что бы Иисус делал одинаково. Чтение Евангелий вызывает восхище-чие, когда видишь, что Он делает и что Он затем говорит. Творческий харак-гер Его учения проявляется в следующем: В том, как Он задавал вопросы. Это формирует основу Его метода учения. Во всех четырех Евангелиях мы видим более сотни Его вопросов. Неко-горые Его вопросы были прямыми и направленными только на то, чтобы под-гвердить правильность информации; некоторые вносили ясность, если тот, кто Его слушал, понимал не все, а некоторые призывали людей выразить свою зеру. Например, «веруете ли, что Я могу это сделать?» (Мф. 9: 28) С таким зопросом Он обратился к больным людям. Роберт Штейн в своей книге «Метод и содержание учения Иисуса» чишет: Он задавал вопросы самыми разными способами и в самых разных ситуациях. Один такой способ состоял в том, чтобы заставить тех, кто Его слушал, самим найти правильный ответ. Найденный с помощью самого слушателя, а не просто произнесенный Иисусом, правильный ответ гораздо убедительнее и более прочно оседал в умах людей. Поворотным моментом всего служения Иисуса стал разговор в Кесарии Филипповой, где Он спросил учеников: «За кого почитают Меня люди?» Они Ему ответили: «За Иоанна Крестителя, другие же — за Илию, а иные — за одного из пророков». Тогда Он спросил их: «А вы за кого почитаете Меня?» Петр ответил Ему: «Ты — Христос». И Он запретил им говорить кому бы то ни было о Нем. «И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвер-жену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И говорил о сем открыто» (Мк. 8: 27-32).''' Много раз Его косвенные вопросы заставляли людей сравнивать, прове-эять, вспоминать и оценивать. Его гипотетические вопросы ставили перед собеседниками проблемы, ко-горые надо было решать. Например, в Евангелии от Матфея, глава 21, стих 31: «Который из двух исполнил волю отца?» Или вспомним Евангелие от Пуки, глава 10, стих 36: «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний поившемуся разбойникам?» Иисус удивительно отвечал на вопросы, которые окружающие, в свою оче-эедь, задавали Ему, даже если такими вопросами Его хотели заманить в ло-зушку. В Евангелии от Марка, глава 12, стихи 13-34, Он ведет разговор по грем вопросам: 1) подать кесарю; 2) брак в вечной жизни; 3) приоритет запо- f Stein, p. 23. ХРИСТИАНСКАЯ ПЕДАГОГИКА 22 ведей. Темы вопросов были совершенно разные, поэтому те, кто слушал этот разговор, получили так много информации, что сами уже не могли задавать вопросы в тот день, В том, как Он рассказывал притчи. Иисус был великолепным рассказчиком. Излагая Свое учение, Иисус заставлял думать; Он не сковывал мышление учеников. И самым распространенным способом втянуть людей в творческий процесс постижения Его учения были притчи. Марк отметил, что Иисус «учил их притчами много» (Мк. 4: 2). Арчибальд Хантер утверждает, что 35 процентов учения Иисуса в том виде, как оно изложено в Евангелиях, составляют притчи.1' Здесь возникает вопрос: почему Иисус так много использовал форму притч? И снова мы обращаемся к статье Роберта Штейна, в которой он говорит, что причин три: 1) чтобы скрыть Свое учение от тех, кто не был Его последователем (Мк. 4: 10-12; Мф. 11: 25-27); 2) чтобы проиллюстрировать и открыть учение Своим последователям (Мк. 4: 34) и 3) чтобы разоружить Своих врагов (Мк. 12: 1-11; Лк. 15: 1-2).* Иисус использовал множество творческих методов, например, преувеличение (Мк. 5: 29-30); поговорку (Мк. 6: 4); парадокс (Мк. 12: 41-44); иронию (Мф. 16: 2-3); гиперболу (Мф. 23: 23-24); загадку (Мф. 11: 12); образ (Лк. 13: 34); игру слов (Мф. 16: 18); намек (Ин. 2: 19); метафору (Лк. 13: 32). УЧЕНИЕ ИИСУСА БЫЛО УНИКАЛЬНЫМ Каждый Его урок был наглядным, всегда отвечал требованиям данной ситуации и нуждам слушающих Его людей. Ни одна из Его бесед не была похожа на другую, потому что Он знал все о каждом человеке (Ин. 2: 24-25). Три Его разговора (с Никодимом, с самарянкой и с богачом в Капернауме) показывают, насколько умело и неповторимо Он мог общаться с разными типами людей. Цель при этом была одна — привести людей к вере. Методология различна. Он учил людей истине, «сколько они могли слышать» (Мк. 4: 33). Как отмечает ЛеБар: «Изучение — это процесс обычно постепенный, но случаются прекрасные.моменты быстрого продвижения».ttt Иисус не стремился к тому, чтобы Его последователи накапливали знания впрок, поэтому не говорил им: «Зарубите это себе на носу, потому что когда-нибудь вам это пригодится». Несмотря на то что Он был воплощением истины (Ин. 14: 6), у Него не было привычки учить Своих учеников всему, что им надо знать, сразу. Мы нигде не видим, чтобы Он вдалбливал в головы людей духовные истины. Он никогда не просил людей запомнить и повторить Ему то, что Он ответил. Но Он знал, что Святой Дух наставит их на истину (Ин. 16: 13). Спаситель начинал учить людей там, где они находились, — со своими вопросами, нуждами, горестями и заботами. Он умел слушать людей и знал
Richard A.Batey, ed. New Testament Issues New York: Harper and Row, 1970, p, 71. Stem, pp. 41-LeBar, p. 71. 23 1. СЛЕДУЯ ЗА УЧИТЕЛЕМ действительно, о чем они говорят. Иисус как бы настраивался на их волну; Он мог вникнуть в предмет спора данного момента; понять проблему, не обнажая ее. Христос никогда не чуждался окружающей Его культуры. Его язык соответствовал той среде, из которой вышел человек, вступавший с Ним в разговор, месту, в котором он жил, социальным проблемам, обычаям, семейной жизни, природе, религиозному воспитанию Обратите внимание, как Иисус использует элементы удивления в разговоре с самарянкой (когда просил дать Ему пить, Ин. 4: 7-9); это то, в чем Он был искусен. Эти же элементы в Евангелии от Матфея, глава 18, стих 2 (дитя); Евангелии от Марка, глава 12, стих 15 (монета); в Евангелии от Луки, глава 5, стих 4 (рыболовные сети). ЛеБар отмечает: Обычно Он начинал учить, будучи на уровне человека, чтобы потом ученики могли связать Его вечную истину со своей собственной жизнью. Каждый раз, когда Он начинал говорить на каком-то определенном уровне. Он постоянно соотносил этот уровень с жизнью тех, кто Его слушал.1' УЧЕНИЕ ИИСУСА ВОВЛЕКАЛО ЛЮДЕЙ В РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ Люди не думают, если их не привести к этому. Страницы Евангелий проникнуты духом разрешения проблем. Но Иисус не просто решает проблемы за людей, Он решает их вместе с людьми; они сами участвуют в этом процессе. Он вовлекал людей тем, что ставил перед ними проблему, задавал соответствующие вопросы, рассказывал истории или просто утвердительно молчал. Чтобы быть гибким в использовании методологии, надо не просто хорошо знать свою область, но и иметь представление о тех путях, которыми мы хотим вести своих подопечных. Наш Господь делал это непринужденно, но не бесцельно. Евангелие от Луки, глава 10, стихи 25-37 (притча о добром самарянине) — это классический пример того, как величайший Учитель заставил законника самого найти истину. Вместо того, чтобы прямо ответить на его вопрос, Иисус ответил вопросом. УЧЕНИЕ ИИСУСА СПОСОБСТВОВАЛО РАЗВИТИЮ Цель нашего Господа состояла в том, чтобы привести человека из того состояния, в котором он находится, в то состояние, в котором он должен быть. Разговор Иисуса с самарянкой — пример необыкновенного мастерства в учении Спасителя (Ин. 4). Иисус преодолевает все барьеры — культурные, общественные, национальные, религиозные — и направляет самарянку нести Благую Весть в своем обществе. Это действительно большая перемена. Но каким образом она произошла? Бекки Пипперт разумно замечает: Эта самарянка пять раз была замужем и в тот момент жила уже с шестым по счету мужем. Ученики лишь взглянули на нее и подумали: «Чтобы эта женщина стала христианкой? Да никогда, вы только посмотрите, как она жила всю жизнь!» Но * LeBar, p. 82. ХРИСТИАНСКАЯ ПЕДАГОГИКА 24 Иисус посмотрел на нее и пришел к прямо противоположному выводу. В ее неистовой страсти к мужчинам Иисус увидел не просто распущенность. Его тронула вовсе не ее естественная человеческая нужда в нежности, а то, каким образом она хотела удовлетворить эту нужду. Более того, Иисус увидел, что ее нужда говорила о стремлении к Богу. Он как бы говорил Своим ученикам: «Посмотрите на то, что она может сделать для Бога. Посмотрите, как упорно она стремится найти хорошее и доброе даже в своей неправедной жизни».1' Это результат полного, радикального видения человека (Ин. 4: 34-35). Иисус обращался к фарисеям: «Пойдите, научитесь, что значит: " милости хочу, а не жертвы"» (Мф. 9: 13). Иисус никогда не заставлял людей насильно принимать решение, но постепенно приводил их к этому. Он терпеливо передавал Свое учение ученикам и всем тем, с кем Ему приходилось общаться. От нашего Господа мы узнаем, что в хорошем учении ученик должен осознать ответственность за свои мысли и свою жизнь. Иисус всегда давал людям возможность сделать наилучший выбор. Вести человека по жизни во имя Иисуса — огромная честь и огромная ответственность; нет ничего хуже для Него, чем вводить людей в заблуждение (Мф. 18: 6).
|