Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Важность святогодуха в обучении






Зачем в христианском обучении Святой Дух? Разве не достаточно, чтобы учитель взял в руки Библию, строго следовал педагогическим принципам и использовал необходимые методы и материалы? Есть ли в процессе препо­давания и обучения то, что может сделать только Святой Дух? Для чего не­обходим Святой Дух в процессе обучения?

ПРИЧИНЫ ВАЖНОСТИ СВЯТОГО ДУХА В ПРОЦЕССЕ

ПРЕПОДАВАНИЯ

Святой Дух необходим в христианском обучении прежде всего потому, что христианский учитель без Него не имеет возможности нормально трудиться. И учителя могут эффективно учить Библии и связывать темы обучения между собой и с реальной жизнью только с помощью Святого Духа. Решение духов­ных нужд посредством духовной истины под силу только Святому Духу. Эф­фективность в служении требует спасения и покорности Святому Духу. Стремление служить Господу своими собственными силами, независимо от Святого Духа, не приносит абсолютно никаких результатов.

Чистота жизни, исходящая из подчиненности воле Святого Духа, способ­ствует эффективной работе учителя. Наоборот, если учитель не следует ис­тине, его труд становится безрезультатным. Учащийся не может вникнуть в истину, услышанную от учителя, который «проговаривает» ее, но не следует ей в жизни. Несоответствие между тем, что учитель говорит, и тем, что он делает, не позволяет учащимся поверить в сказанное учителем.

Труд Святого Духа в процессе преподавания и обучения важен еще и по­тому, что именно Дух делает Слово Божие эффективным в жизни учащихся. Знание Библии и понимание духовных истин сами по себе не приводят к ду­ховным переменам и росту. Не все, кто слышит Слово, верят в него и следуют ему (Ин. 10: 25, 12: 47-48; Деян. 7: 57-59, 17: 5, 32). В то время как Слово Божие


27 2. РОЛЬ СВЯТОГО ДУХА В ХРИСТИАНСКОМ УЧЕНИИ

производит перемены в человеке (Пс. 19: 7; Рим. 10: 17; Иак. 1: 18; 1 Пет. 1: 23), Святой Дух излечивает его от духовной слепоты и дает вечную жизнь (Ин. 3: 5-7; Тит. 3: 5).

Верующие люди также должны быть открыты для служения и Слова, и Духа. Слово освящает (Ин. 17: 17-19; Деян. 20: 32; Еф. 5: 26; 1 Пет. 2: 2), то же делает и Дух (2 Фес. 2: 13; 1 Пет. 1: 2). Слово просвещает (Пс. 119: 105, 130; 2 Тим. 3: 16), то же делает и Дух (Ин. 14: 26, 16: 13; 1 Кор. 2: 10: 15). Для того чтобы Слово было эффективным в жизни неверующих и верующих, необхо­дим труд Святого Духа. А поскольку христианское образование главное вни­мание уделяет духовному изменению жизни людей, процесс преподавания и обучения немыслим вне Священного Писания и Святого Духа. Эти компонен­ты не могут существовать друг без друга.

ЛОЖНЫЕ КОНЦЕПЦИИ РОЛИ СВЯТОГО ДУХА В ПРЕПОДАВАНИИ

Некоторые педагоги, сознательно или нет, недооценивают важность рабо­ты Святого Духа. Придерживаясь высоких стандартов в теории образования, в программах, кадрах, стремясь создать правильные условия для обучения, определяя ясные цели как в процессе преподавания, так и в процессе учебы, некоторые творческие и высококвалифицированные учителя пытаются учить естественным основам, без помощи Святого Духа.1' Таким образом, они упус­кают из внимания слабость греховной человеческой природы, а также «ставят человеческие творческие методы выше Божиих и не осознают, что только Свя­той Дух способен помочь нам достичь духовных целей в христианском обра­зовании».п

Преподавание — это не просто «передача истины». Помогая учащимся только усваивать факты из Библии, мы лишаем их возможности расти духов­но. Цель обучения состоит в том, чтобы они узнали Бога и полюбили Его, а не просто" знали о Нем. Поэтому мы должны помочь им следовать Его воле, " расти ~духов~нБ и" быть все более похожими на Христа, а это требует служения Святого Духа.

Другие учителя наоборот чрезмерно сильный упор делают на роли Святого Духа и при этом недооценивают человеческие учения. Они утверждают, что образование — враг Духовности, труд плоти, и поэтому оно сопротивляется служению Духа. При этом, однако, упускается тот факт, что в те годы, когда Писалась Библия, Бог трудился и в человеческом учении (Мф. 28: 19-20; Деян. 5: 42, 15: 35, 18: 11, 25, 28: 31; 2 Тим. 2: 2) и некоторым верующим даровал спо­собность преподавания (Рим. 12: 6-7; 1 Кор. 12: 28; Еф. 4: 11). Человеческие учения как инструмент Святого Духа могут стимулировать и призывать уче­ников к более активному познанию, давая им правильное понимание и прак­тическое применение Слова Божиего.

Первостепенная роль Святого Духа в процессе преподавания вовсе не оз­начает, что учитель не должен сам учиться и готовиться к своей работе. На­оборот! «Только хорошо подготовленный преподаватель может выполнить самую важную задачу, полагаясь при этом на то, что Святой Дух будет тру-

C.Fred Dickason, «The Holy Spirit in Teaching», in Introduction to Biblical Christian Education, ed. Werner C.Graendorf. Chicago: Moody Press, 1981, p. 112.

ft Dickason, p. 112.


ХРИСТИАНСКАЯ ПЕДАГОГИКА 28

литься как в нем, так и в его учениках».f Поскольку наставление — божест­венно-человеческий процесс, служение, включающее и труд Святого Духа, и преподавательский труд, а также основательная подготовка делают учителя более острым инструментом в руках Бога. Зависимость учителя от Святого Духа вовсе не означает, что к этой работе не нужно готовиться и «просто дать Святому Духу говорить через меня», как будто подготовка мешает духовности. Совсем наоборот. Неподготовленность — далеко не признак «большей духов­ности». Иногда, однако, Святой Дух может трудиться и через усилия плохо подготовленного учителя и многое сделать. Как нам следует оценивать такой факт? В то время как Святой Дух восполняет неумение учителя, недостаток подготовки Библия нигде не одобряет.

Слова Павла в Первом послании к коринфянам, глава 3, стих 6, — «Я на­садил, Аполлос поливал, но возрастил Бог» — ясно показывают, что челове­ческие усилия сопровождают, но не заменяют труд Самого Бога. Святой Дух призывает учителя трудиться, а не служит оправданием для лени или неже­лания работать.

Однако слова из Первого послания Иоанна, глава 2, стих 27, могут при­вести к мысли, что человеческие учения необязательны: «Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас». «Помазание» относится к Святому Духу, потому что помазание «учит». В метонимии эффект (помазание) заменяется на причину (Святой Дух).

Относительно этого стиха существует много объяснений: а) Никому боль­ше не нужно вас учить.11' Ь) Вы должны только помнить, но не учиться.^ с) Вам не нужно постоянно учиться, потому что вы далеко не невежды.* d) ни одно человеческое учение, включая гностицизм, не является вашим оконча­тельным авторитетом.** е) Поскольку вы являетесь духовно зрелыми людьми, вас должен учить только Святой Дух, а не лжеучителя и антихристы.***

Какой бы из этих взглядов ни был правильным, все они в одинаковой сте­пени подчеркивают, что учащиеся независимы от людей и что Бог Святой Дух является Учителем духовной истины. Перед лицом опасности следования че­ловеческому учению гностицизма читателям Первого послания Иоанна надо было напомнить, что их Учителем является Святой Дух, а не человек. Но это вовсе не умаляет роли земных учителей, потому что даже апостол Иоанн учил на основе своих трудов. Хотя Бог и трудится через земных учителей, учащи­еся должны быть уверены, что перед ними не лжеучителя, и всегда помнить,

* Roy B.Zuck, The Holy Spirit in Your Teaching, rev. ed. Wheaton, III.: Victor Books, 1984, p. 75.

tf Abraham Kuyper, The Work of the Holy Spirit. Grand Rapids: Wm. В Eerdmans Publishing Co., 1956, p. 185, and F.F.Bruce, The Epistles of John. Old Tappan, N.J.: Fleming H.Revell Co., 1970, pp. 71-2.

ttf A.T.Robertson. Word Pictures in the New Testament Nashville, Tenn.: Broadman Press, 1930, 6: 218.

* R.C.H.Lenski, The Interpretation of the Epistles of St.Peter, St.John, and St.Jude. Minneapolis:
Augsburg Publishing House, 1966, p. 442.

}t Kenneth S.Wuest. In These Last Days Grand Rapids: Win. B. Eerdmans Publishing Co., 1957, p. 138.

*** Zane C.Hodges, «1 John», in The Bible Knowledge Commentary — New Testament, ed. John F.Waivoord and Roy B.Zuck. Wheaton. III.: Victor Books, 1983, p. 892.


29 2. РОЛЬ СВЯТОГО ДУХА В ХРИСТИАНСКОМ УЧЕНИИ

что их божественным Учителем является Святой Дух. «Дух Божий, который живет в каждом верующем, является [его] личным учителем».1' Земные учи­теля (Еф. 4: 11-12) помогают Духу, но не заменяют Его.

Другая ложная концепция относительно взаимоотношений человеческого и божественного состоит в том, что Святой Дух каким-то таинственным образом, так, что это нельзя ни предсказать, ни объяснить, внезапно «озаряет» учителя или учащегося духовным видением. Согласно этой точке зрения, процесс обуче­ния происходит посредством внезапных импульсов Святого Духа, с помощью какой-то неведомой силы или таинственной деятельности, которую невозможно истолковать или представить. Однако такой взгляд переносит процесс преподава­ния и изучения в сферу чего-то чисто субъективного и мистического; недооцени­вается роль Писания, другие элементы нормального процесса обучения игнори­руются. Джеймс М.Ли выступает против такой точки зрения1'1', но вместе с тем заходит слишком далеко в описании Святого Духаж, как будто зависи­мость от Святого Духа должна «затуманить» религиозное обучение, сделав его «неземным делом, которое неподвластно законам природы».* Все время не­обходимо помнить о разумном балансе. Роль Святого Духа нельзя ни переоцени­вать, ни недооценивать. И то, и другое приводит к опасным крайностям.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал