![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Важность святогодуха в обучении
Зачем в христианском обучении Святой Дух? Разве не достаточно, чтобы учитель взял в руки Библию, строго следовал педагогическим принципам и использовал необходимые методы и материалы? Есть ли в процессе преподавания и обучения то, что может сделать только Святой Дух? Для чего необходим Святой Дух в процессе обучения? ПРИЧИНЫ ВАЖНОСТИ СВЯТОГО ДУХА В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ Святой Дух необходим в христианском обучении прежде всего потому, что христианский учитель без Него не имеет возможности нормально трудиться. И учителя могут эффективно учить Библии и связывать темы обучения между собой и с реальной жизнью только с помощью Святого Духа. Решение духовных нужд посредством духовной истины под силу только Святому Духу. Эффективность в служении требует спасения и покорности Святому Духу. Стремление служить Господу своими собственными силами, независимо от Святого Духа, не приносит абсолютно никаких результатов. Чистота жизни, исходящая из подчиненности воле Святого Духа, способствует эффективной работе учителя. Наоборот, если учитель не следует истине, его труд становится безрезультатным. Учащийся не может вникнуть в истину, услышанную от учителя, который «проговаривает» ее, но не следует ей в жизни. Несоответствие между тем, что учитель говорит, и тем, что он делает, не позволяет учащимся поверить в сказанное учителем. Труд Святого Духа в процессе преподавания и обучения важен еще и потому, что именно Дух делает Слово Божие эффективным в жизни учащихся. Знание Библии и понимание духовных истин сами по себе не приводят к духовным переменам и росту. Не все, кто слышит Слово, верят в него и следуют ему (Ин. 10: 25, 12: 47-48; Деян. 7: 57-59, 17: 5, 32). В то время как Слово Божие 27 2. РОЛЬ СВЯТОГО ДУХА В ХРИСТИАНСКОМ УЧЕНИИ производит перемены в человеке (Пс. 19: 7; Рим. 10: 17; Иак. 1: 18; 1 Пет. 1: 23), Святой Дух излечивает его от духовной слепоты и дает вечную жизнь (Ин. 3: 5-7; Тит. 3: 5). Верующие люди также должны быть открыты для служения и Слова, и Духа. Слово освящает (Ин. 17: 17-19; Деян. 20: 32; Еф. 5: 26; 1 Пет. 2: 2), то же делает и Дух (2 Фес. 2: 13; 1 Пет. 1: 2). Слово просвещает (Пс. 119: 105, 130; 2 Тим. 3: 16), то же делает и Дух (Ин. 14: 26, 16: 13; 1 Кор. 2: 10: 15). Для того чтобы Слово было эффективным в жизни неверующих и верующих, необходим труд Святого Духа. А поскольку христианское образование главное внимание уделяет духовному изменению жизни людей, процесс преподавания и обучения немыслим вне Священного Писания и Святого Духа. Эти компоненты не могут существовать друг без друга. ЛОЖНЫЕ КОНЦЕПЦИИ РОЛИ СВЯТОГО ДУХА В ПРЕПОДАВАНИИ Некоторые педагоги, сознательно или нет, недооценивают важность работы Святого Духа. Придерживаясь высоких стандартов в теории образования, в программах, кадрах, стремясь создать правильные условия для обучения, определяя ясные цели как в процессе преподавания, так и в процессе учебы, некоторые творческие и высококвалифицированные учителя пытаются учить естественным основам, без помощи Святого Духа.1' Таким образом, они упускают из внимания слабость греховной человеческой природы, а также «ставят человеческие творческие методы выше Божиих и не осознают, что только Святой Дух способен помочь нам достичь духовных целей в христианском образовании».п Преподавание — это не просто «передача истины». Помогая учащимся только усваивать факты из Библии, мы лишаем их возможности расти духовно. Цель обучения состоит в том, чтобы они узнали Бога и полюбили Его, а не просто" знали о Нем. Поэтому мы должны помочь им следовать Его воле, " расти ~духов~нБ и" быть все более похожими на Христа, а это требует служения Святого Духа. Другие учителя наоборот чрезмерно сильный упор делают на роли Святого Духа и при этом недооценивают человеческие учения. Они утверждают, что образование — враг Духовности, труд плоти, и поэтому оно сопротивляется служению Духа. При этом, однако, упускается тот факт, что в те годы, когда Писалась Библия, Бог трудился и в человеческом учении (Мф. 28: 19-20; Деян. 5: 42, 15: 35, 18: 11, 25, 28: 31; 2 Тим. 2: 2) и некоторым верующим даровал способность преподавания (Рим. 12: 6-7; 1 Кор. 12: 28; Еф. 4: 11). Человеческие учения как инструмент Святого Духа могут стимулировать и призывать учеников к более активному познанию, давая им правильное понимание и практическое применение Слова Божиего. Первостепенная роль Святого Духа в процессе преподавания вовсе не означает, что учитель не должен сам учиться и готовиться к своей работе. Наоборот! «Только хорошо подготовленный преподаватель может выполнить самую важную задачу, полагаясь при этом на то, что Святой Дух будет тру- C.Fred Dickason, «The Holy Spirit in Teaching», in Introduction to Biblical Christian Education, ed. Werner C.Graendorf. Chicago: Moody Press, 1981, p. 112. ft Dickason, p. 112. ХРИСТИАНСКАЯ ПЕДАГОГИКА 28 литься как в нем, так и в его учениках».f Поскольку наставление — божественно-человеческий процесс, служение, включающее и труд Святого Духа, и преподавательский труд, а также основательная подготовка делают учителя более острым инструментом в руках Бога. Зависимость учителя от Святого Духа вовсе не означает, что к этой работе не нужно готовиться и «просто дать Святому Духу говорить через меня», как будто подготовка мешает духовности. Совсем наоборот. Неподготовленность — далеко не признак «большей духовности». Иногда, однако, Святой Дух может трудиться и через усилия плохо подготовленного учителя и многое сделать. Как нам следует оценивать такой факт? В то время как Святой Дух восполняет неумение учителя, недостаток подготовки Библия нигде не одобряет. Слова Павла в Первом послании к коринфянам, глава 3, стих 6, — «Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог» — ясно показывают, что человеческие усилия сопровождают, но не заменяют труд Самого Бога. Святой Дух призывает учителя трудиться, а не служит оправданием для лени или нежелания работать. Однако слова из Первого послания Иоанна, глава 2, стих 27, могут привести к мысли, что человеческие учения необязательны: «Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас». «Помазание» относится к Святому Духу, потому что помазание «учит». В метонимии эффект (помазание) заменяется на причину (Святой Дух). Относительно этого стиха существует много объяснений: а) Никому больше не нужно вас учить.11' Ь) Вы должны только помнить, но не учиться.^ с) Вам не нужно постоянно учиться, потому что вы далеко не невежды.* d) ни одно человеческое учение, включая гностицизм, не является вашим окончательным авторитетом.** е) Поскольку вы являетесь духовно зрелыми людьми, вас должен учить только Святой Дух, а не лжеучителя и антихристы.*** Какой бы из этих взглядов ни был правильным, все они в одинаковой степени подчеркивают, что учащиеся независимы от людей и что Бог Святой Дух является Учителем духовной истины. Перед лицом опасности следования человеческому учению гностицизма читателям Первого послания Иоанна надо было напомнить, что их Учителем является Святой Дух, а не человек. Но это вовсе не умаляет роли земных учителей, потому что даже апостол Иоанн учил на основе своих трудов. Хотя Бог и трудится через земных учителей, учащиеся должны быть уверены, что перед ними не лжеучителя, и всегда помнить, * Roy B.Zuck, The Holy Spirit in Your Teaching, rev. ed. Wheaton, III.: Victor Books, 1984, p. 75. tf Abraham Kuyper, The Work of the Holy Spirit. Grand Rapids: Wm. В Eerdmans Publishing Co., 1956, p. 185, and F.F.Bruce, The Epistles of John. Old Tappan, N.J.: Fleming H.Revell Co., 1970, pp. 71-2. ttf A.T.Robertson. Word Pictures in the New Testament Nashville, Tenn.: Broadman Press, 1930, 6: 218. * R.C.H.Lenski, The Interpretation of the Epistles of St.Peter, St.John, and St.Jude. Minneapolis: }t Kenneth S.Wuest. In These Last Days Grand Rapids: Win. B. Eerdmans Publishing Co., 1957, p. 138. *** Zane C.Hodges, «1 John», in The Bible Knowledge Commentary — New Testament, ed. John F.Waivoord and Roy B.Zuck. Wheaton. III.: Victor Books, 1983, p. 892. 29 2. РОЛЬ СВЯТОГО ДУХА В ХРИСТИАНСКОМ УЧЕНИИ что их божественным Учителем является Святой Дух. «Дух Божий, который живет в каждом верующем, является [его] личным учителем».1' Земные учителя (Еф. 4: 11-12) помогают Духу, но не заменяют Его. Другая ложная концепция относительно взаимоотношений человеческого и божественного состоит в том, что Святой Дух каким-то таинственным образом, так, что это нельзя ни предсказать, ни объяснить, внезапно «озаряет» учителя или учащегося духовным видением. Согласно этой точке зрения, процесс обучения происходит посредством внезапных импульсов Святого Духа, с помощью какой-то неведомой силы или таинственной деятельности, которую невозможно истолковать или представить. Однако такой взгляд переносит процесс преподавания и изучения в сферу чего-то чисто субъективного и мистического; недооценивается роль Писания, другие элементы нормального процесса обучения игнорируются. Джеймс М.Ли выступает против такой точки зрения1'1', но вместе с тем заходит слишком далеко в описании Святого Духаж, как будто зависимость от Святого Духа должна «затуманить» религиозное обучение, сделав его «неземным делом, которое неподвластно законам природы».* Все время необходимо помнить о разумном балансе. Роль Святого Духа нельзя ни переоценивать, ни недооценивать. И то, и другое приводит к опасным крайностям.
|