Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Аудиовизуальные пособия в христианском образовании
ХРИСТИАНСТВО И ОБЩЕНИЕ НЕРАЗДЕЛИМО Мы знаем Бога, потому что Он открыл нам Себя. Господь сообщается со Своим творением. Большая часть этого общения происходит без слов. «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» — говорит псалмопевец в псалме 18. Буквальный перевод стиха 3 гласит: «Они безгласны, у них нет слов, и звука не слышно от них». И в то же время это является одним из величайших способов, каким Бог сообщил о Себе; настолько убедительным, что тому, кто не внял, нет извинений (Рим. 1: 20). f Edgar Dale, Audio-Visual Methods in Teaching. New York: Holt, Rinehart and Winston, 1954, p. 3. ХРИСТИАНСКАЯ ПЕДАГОГИКА 174 «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках», утверждается в Послании к евреям, глава 1, стих 1. Вся эта «многообразность» сводилась не только к произнесенным словам. Пророки использовали большое количество визуальных методов, иногда передавая Божие послание даже без слов, как в Книге пророка Иезекииля, глава 4. Бог повелел пророку соорудить действующую модель города Иерусалима, изображающую его разрушение от рук захватчиков-вавилонян. Иезекииль драматизировал осаду, пролежав на левом боку 390 дней и на правом — еще 40 дней. Так, наглядно, без слов, он донес послание. Ветхозаветная скиния со своими различными приспособлениями видимым образом показывала, как можно прийти к Богу через пролитие крови. Вся утварь, которая находилась внутри в образах, говорила об этой истине. «В последние дни говорил к нам в Сыне» — продолжается Послание к евреям. Сын, Великий Учитель, показывает нам пример того, как нужно учить. «Он не выстраивал стулья в ряды», — шутит Тед Уард. Он учил различными, с помощью оттенков слов, образными метафорами, словесными картинами. Он приводил иллюстрации к Своему рассказу, используя обычные каждодневные предметы. Его чудеса также являлись по сути визуальным подкреплением того, чему Он учил. В Притчах, глава 20, стих 12, сказано: «Ухо слышащее и глаз видящий — и то и другое создал Господь». СООБЩЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА НЕРАЗДЕЛИМЫ В Руководстве USAF Chaplain Resource Board говорится: «Если мы вообще собираемся сообщаться, нам нужно использовать какие-то методы и технику. Мы не можем решить не использовать приборы сообщения, так как мы не можем отказаться от самого общения. Решение проводить лекции посредством только слов — это решение относительно средств сообщения. Поэтому вопрос заключается не в том, использовать ли эти приборы, но в том, какие приборы использовать».f ХРИСТИАНЕ ДОЛЖНЫ ИСПОЛЬЗОВАТЬ СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА СООБЩЕНИЯ Один юморист заметил: «Слово стало плотью, а теологи решили превратить его снова в слова». Но Бог всегда обращался к людям на языке, который они понимали. Сегодня приборы сообщения представляют собой диалект культуры, понятный всему миру. Однако огромный потенциал мгновенной кросскультурной коммуникации несет и смертельную опасность. Христианским учителям нужно серьезно подумать о роли учителя и используемых им пособий в рамках процесса обучения (научения). Анол В.Бим отмечает, что «хотя христиане всегда имели доступ ко Святому Духу, понадобилось изобрести печатный станок, чтобы позволить им получить доступ к Писанию. Теперь же техническая революция позволит христианам иметь мгновенный доступ ко всем ресурсам христианской традиции».п Multiple Choice: Rescue from Media Mediocrity. Maxwell AFB, Ala.: USAF Chaplain Resource Board, P.I. Anol W.Beahm, «High Tech in Christian Education: Cure or Curse?» Christian Education Journal. Glen Ellyn, III.: Scripture Press Ministries, 1985, Vol. VI, No. 2. p. 20. 175 12. АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ Бим задает несколько сложных вопросов: Если церкви адаптируют новые технологии, как изменится роль учителя? Как учителя будут рассматривать самих себя, и как к ним будет относиться вся церковь, которая для того, чтобы иметь настоящих «экспертов», использует спутниковые станции, кабельное телевидение и видеокассеты? t Нам не нужно забывать: несмотря на то что машины могут работать лучше, обучая какой-то определенной информации, они не способны общаться, как люди. Поэтому в христианском образовании всегда должно быть место для учителя. ХРИСТИАНЕ НЕ ТОЛЬКО ДОЛЖНЫ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПРИБОРАМИ СООБЩЕНИЯ, НО И ВЫПУСКАТЬ ИХ Джон Р.В.Стотт указал христианам на необходимость подавать свой голос на рынке современных приборов сообщения: Христиане должны стремиться проникнуть в мир современных приборов сообщения и обзавестись собственными сценаристами, продюсерами и исполнителями. Вряд ли мы имеем право жаловаться на низкий уровень современных программ, если сами не предпринимаем никакой конструктивной инициативы, не предлагаем альтернативы, которая была бы не только технически равной, если не лучше, но также более полезной.''" '' Сегодня широко открыта дверь для тех, кто хочет постичь нашу культуру с помощью глаз, ушей, всех пяти чувств. Используя для начала хотя бы самые простейшие аудиовизуальные средства, христианский учитель может сделать шаг в этом направлении.
|