Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Использование персонального компьютера в процессе обучения
жениях ученика. Все это заставляет задуматься тех, кто занимается программированием подобных тренингов. Нужно помнить, что программы составляются не для одного ученика, а для многих студентов. Тренинговых программ, которые адекватно имитируют человека-репетитора, пока еще не так много. Все имеющиеся на сегодня программы выполняют одну или несколько функций, которые, по мнению учащегося, должен выполнять учитель. Тем не менее прогресс происходит, и программы появляются, это позволяет ученикам работать с CAI и другими программами обучения. Третий тип инструкторских программ включает в себя моделирование и игры. Эти программы предлагают ученику ситуации, которые моделируют события из реальной жизни (прошлые или настоящие) или, в случае с играми, вносят немного фантазии. Ученик знакомится с проблемой и несколькими правилами ее устранения. В поисках решения и воплощения результатов решения происходит процесс обучения. Программа также предоставляет ученику возможность поиска адекватных решений. Если же выход найти не удается, программа дает подсказку или же объясняет, почему решение неверно. Моделирование может быть полезно при изучении истории. Например, ученик получает информацию о имеющихся ресурсах Союзной и Конфедеративной армий в битве у Геттесбурга. Предоставьте ему на выбор, какой армией руководить и какое решение о развертывании своих сил принять. Компьютерная программа проанализирует его выбор и покажет результат первой части баталии, используя моделирующую модель или алгоритм, которые входят в дизайн программы. Затем ученик анализирует, насколько эффективна его стратегия, и использует эту информацию в последующих решениях. Вид взаимодействия (предположим, что предложенная модель была достаточно реальной) дает возможность близко ощутить историю. Моделирование помогает в тех ситуациях, когда проведение настоящих опытов слишком дорого или опасно для учащихся. Например, компьютерные моделирующие устройства используются в тренировке летчиков. Пилоты проводят много часов в симуляторах, прежде чем им позволят взяться за руль самолета. Симулятор позволяет видеть, чувствовать и реагировать на ситуацию, как в настоящем полете, и даже самая страшная ошибка приведет не к несчастью, а максимум — к смущению ученика. Моделирующие программы требуют сложного программирования и более гщательной схемы, чем тренинговые и репетиторские программы. Поэтому эни представляют собой настоящий дефицит среди товаров, предлагаемых горговцами CAI. Тем не менее симулятивные модели сохраняют репутацию эффективной модели компьютерного инструктажа. Четвертый тип CAI представляет собой программу, ресурсы которой уче--шк может использовать для своих целей и намерений. В первых трех случаях учитель определял назначение программ и их параметры, не принимая во вни-иание, как студент будет справляться с программой. Рассмотрение компьютера в качестве базы ресурсов, которые ученик может использовать в зависи-лости от своих нужд, ставит ученика во главу контроля обучения, давая ему: редства и методики получения и использования информации. Один из примеров использования компьютеров как источника ресурсов юсходит к идее об искусственном интеллекте — artifical intelligence (AI). ХРИСТИАНСКАЯ ПЕДАГОГИКА 166 Этот термин относится к компьютерным программам, написанным в подражание образа мышления человека при решении проблем. Один вид AI называется эксперт-система и включает в себя факты (утверждения, которые представляют все то, что известно о данной теме) и правила (способы соотношения фактов).* Эксперт-система содержит информацию по любой теме, которая может быть развита «инженерами знания» (программистами, составляющими AI). Ученик может пользоваться эксперт-системой и вступать в диалог с ней на любую тему. В «разговоре» он употребляет нормативный английский (русский) язык, и эксперт-система отвечает ему английскими (русскими) предложениями. Мы называем такой тип взаимодействия с компьютером «естественной языковой коммуникацией», это одна из фабричных марок программ, использующих возможности искусственного интеллекта. УЧАСТИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ВЫБОРЕ И СОЗДАНИИ ПРОГРАММЫ CAI Вы можете выбирать один из трех уровней вовлеченности в процесс решения о том, какой программой пользоваться в классе. Учебная программа (термин, который относится к программе, тесно связанной с целями урока, серией лекций или курса) может быть выбрана администрацией, под началом которой вы работаете, и использована в качестве пособия, учебника или другого элемента обучения. На данном уровне от вас требуется лишь научиться пользоваться определенной программой. Вы можете принять участие в выборе программ, «снятых с полки». В данной ситуации необходимо четко выразить цели вашего курса и определить, какая программа лучше всего подойдет для их достижения. Вы, конечно же, должны уметь оценить и проверить программу, выбрав самую нужную и актуальную для своего предмета. Периодическая литература о компьютерах в образовании содержит обзоры учебных программ и поможет оценить программу еще до того, как вы увидели ее. В связи с оценкой программы необходимо указать на несколько положений, на которые стоит обратить внимание. Во-первых, вы обращаете внимание на инструкторский дизайн программы. Если в программе хорошие картинки и иллюстрации и она рекламируется как учебная alma mater, но имеет плохие инструкторские методы, она, вероятно, не очень пригодится вашим ученикам. Ответьте на восемь вопросов относительно инструкторского дизайна программы, это поможет вам сделать адекватную оценку.tf 1. Предоставляет ли программа ученику возможность сотрудничества или 2. Направлены ли ответы ученика на достижение инструкторских целей? 3. Должны ли ученики реагировать на самые важные элементы проблемы? 4. Необходимо ли основное содержание изображенного на экране для от Такие компьютерные языки, как «Пролог» и ЛИСП, созданы для того, чтобы работать с теми фактами и правилами, которые помогают более активно применять на практике интеллектуальный труд. Заимствовано из материала Julie S.Vargas, «Instructional Design Flaws in Computer-Assisted Instruction», Phi Delta Kappan (June 1986) p. 744. 167 11. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕРСОНАЛЬНОГО КОМПЬЮТЕРА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ 5. Есть ли шанс сделать выбор, по крайней мере, из двух возможных от 6. Может ли студент следить за прогрессом в своих достижениях в тече 7. Является ли для большинства учеников эта программа результатив 8. Для повторного использования в серии уроков: приспособлена ли про Во-вторых, качество программирования и технических характеристик должно быть проверено. Приведенные ниже вопросы помогут вам это установить: 1. Достаточно ли легкая программа в применении ее учениками? 2. Насколько хорошо программа использует графику, цвета, звук? 3. Гладко ли работает программа? 4. Поможет ли документация учителю понять, а затем объяснить учаще Третий уровень вовлечения в выбор и создание инструкторской программы ставит учителя на место автора CAI. Многие учителя считают, что у них нет времени и необходимых знаний для того, чтобы создать программу. Однако по мере появления необходимых пособий это становится по силам все большему количеству преподавателей. Программы CAI можно создавать при помощи авторской системы или авторского языка. PILOT (Programmed Instruction for Lerning of Teaching) — один из лучших микрокомпьютерных авторских языков. Учитель может пользоваться PILOT для создания репетиторских или тренинговых и практических программ, имея даже минимальные знания в программировании. К авторским языкам относятся также каркасы. Каркас предлагает инструкторские задания, которые вы наполняете академическим содержанием. Например, игра-каркас содержит игры, где нужно соотнести материал (ответы, даты, информацию). Учитель просто конкретизирует информацию в парах, которые нужно соотнести, например, Томас Эдисон — электрическая лампа; Элл Уитни — волокноотделитель и т.д. Содержание игры помещается в каркас, причем каждый раз, чтобы не было скучно, эти пары меняются. Учитель, желающий создать программу, которую нельзя сделать при помощи каркаса или авторского языка, может использовать язык программирования. BASIC, Паскаль, С и Prolog представляют вам целый ряд имеющихся программных языков. Изучение такого языка, возможно, дано не каждому (впрочем, найдется хоть один, имеющий способности создать программу по собственному определению компьютерной грамотности)*, но тем, кому нравится находить уникальные решения для сложных задач, компьютерное программирование принесет много радости. Arthur Luehrmanii, «Computer Literacy: The What, Why. and How», in Intelligent Schoolhouse edited by Dale Peterson. Reston. Va.: Rcston Publishing Company, 1984, p. 55. ХРИСТИАНСКАЯ ПЕДАГОГИКА 168 Компьютерная технология уже оказывает огромное влияние на обучение, предлагая учителю инструмент и репетитора. Насколько же еще более интересные изобретения в компьютерных технологиях в сфере обучения ожидают нас впереди!
|