Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Компьютер как репетитор
Та легкость, с которой персональный компьютер хранит и использует инструкции, заранее заданные программистом, позволяет также довести эти инструкции до студентов. После того как вы определили эффективное взаимодействие, урок может быть запрограммирован и повторно использован с помощью компьютера в качестве репетитора. Такая перспектива вовсе не свидетельствует об устранении учителя, она лишь в некоторой степени изменяет его роль. Исключая необходимость проводить индивидуальную тренировку учеников, машина-репетитор освобождает время для занятия тем, с чем лучше справится человек. Последние исследования этого вопроса показали превосходство индивидуального репетиторства над традиционным обучением в классе. Средний уровень достижений студентов, занимающихся по репетиторской программе, был выше, чем уровень 98% учеников, проходящих обучение по общепринятой системе.1' Часто кажется, что индивидуальный репетитор слишком дорого обходится, его могут позволить себе лишь обеспеченные люди. Это верно в отношении частных и публичных школ. Однако персональный компьютер в классе может явиться финансово-выгодной альтернативой, давая возможность, по крайней мере, хоть нескольким учащимся ежедневно заниматься с «репетитором». Первая обучающая машина была представлена в 1926 г. Сидни Пресси профессором Государственного университета в Огайо.** Под названием «Тестирующая машина Пресси», она рекламировалась как «машина, которая тестирует и учит». До сих пор основная концепция для запрограммированных инструкций состоит в том, что ученик получает немедленный результат своего ответа на вопрос. Правильные ответы в таком случае подкрепляют, неправильные — нет. В 1954 году Б.Ф.Скиннер продемонстрировал машину, обучающую арифметике.m Эта машина усовершенствовала концепцию Пресси, поскольку ученик не просто тестируется (проходя обучение как биопродукт), но воспринимает информацию в определенной запланированной последовательности. В результате он овладевает комплексными навыками, построенными на прохождении последовательных простых шагов. Машина выдавала ученику материал и предоставляла ему возможность тренировать один навык за один раз. Скиннер говорил, что в это время он начал вести речь о «запрограммированных инструкциях». Запрограммированные инструкции стали объектом особого внимания в 60-х годах, но утратили популярность из-за недостатка адекватной системы представления материала. Выход на арену персонального компьютера во конце 70-х создал базу для программированной инструкторской системы представления материала, которая была бы достаточно сложной для создания Benjamin S.Bloom, «The 2 Sigma Problem: The Search for Methods of Group Instruction as Effective as One-to-One Tutoring», Educational Researcher (June/July 1984) pp. 4-16. Sidney L.Pressey, «A Third and Fourth Contribution toward the Coming 'Industrial Revolution' in Education», School and Society 36 (1932) p. 934. rtt B.F.Skiimer, «Programmed Instruction Revisited», Phi Delta Kappan (October 1986) p. 104. ХРИСТИАНСКАЯ ПЕДАГОГИКА 164 реалистической обстановки обучения. Инструкторская программа, известная как Computer Assisted Instruction (CAI), до сих пор находится на начальной стадии. Большая часть инструкторских редакторов страдает от бедного дизайна и программирования. Исследования эффекта CAI в сравнении с традиционными преподавательскими методами показывают в основном смешанные результаты. Ясно, что состояние компьютерной технологии и сложность программ CAI ожидает дальнейших улучшений и разработки до того, как произойдет истинная революция в эффективности обучения-инструктажа. Однако достижения в области инструкторских программ происходят каждый день, и вскоре компьютер в качестве репетитора станет обыденной вещью для всех, кто занят в сфере образования. ПОДХОД К КОМПЬЮТЕРУ В КАЧЕСТВЕ РЕПЕТИТОРА При использовании программы CAI применяется, по крайней мере, четыре главных инструкторских модели. Во-первых, в тренинговой и инструкторской программе студент, получив инструкции на определенную тему, оттачивает свои навыки в отношении данного предмета посредством работы с компьютером. Если встречаются арифметические задания, неизвестное правописание слов или студенту необходимо выучить новые слова иностранного языка, он составляет и вводит свои ответы. Затем получает немедленную информацию о результатах и исправляет неправильные ответы до тех пор, пока не усовершенствует свои навыки. Такой способ инструктажа был пренебрежительно назван «Самыми дорогими карточками для запоминания».1' Кол и другие считают, что компьютер обладает слишком большим потенциалом для того, чтобы использовать его для таких тривиальных целей. Несмотря на это, тренинги и практические программы — одна из самых важных сфер использования компьютера в современной школе.1'1' Даже если тренинги являются только своего рода «карточками для запоминания» и у ученика есть личное время для практики и возможность получить ответную информацию, которой он не мог добиться от учителя, тонущего в напряженной работе, такая программа имеет смысл, поскольку она предлагает эффективное использование времени обучения. К тому же, тренинговые программы становятся все более утонченными, включают в себя характеристики, позволяющие не только анализировать ответы учащегося, но и его ошибки, диагностировать проблемы студента, которые мешают ему в полноте овладеть материалом. Диагноз может быть сразу же передан учителю или же сообщен учащемуся, чтобы облегчить процесс обучения. Во-вторых, программа CAI, относящаяся к репетиторским, делает все, что должен делать репетитор. Тренинговая программа представляет новую информацию, дает возможность работать с материалом (в некоторых случаях даже позволяя студенту задавать репетитору вопросы), определяет достижения в овладении материалом и структурирует опыт обучения, основываясь на дости- Herbert Kohl, «The World's Most Expensive Flash Card», in Intelligent Schoolhouse edited by Dale Peterson. Reston, Va.: Reston Publishing Company. 1984, pp. 28-32. ft Dale Peterson, ed., Intelligent Schoolhouse. Reston, Va.: Reston Publishing Company, 1984, p. 11.
|